Образ детства в творчестве писателя в значительной степени является образ-памятью. Аспект воспоминаний доминирует в художественном мире творческой личности писателя. Центральное положение памяти в его образе детства связано с концентрацией эмоционального мира, который порождает воспоминания о детстве и юности через объективный, душевный и духовный мир взрослого и ребенка. Печаль прошлого детства появляется в поэтических образах Бунина уже в его ранних работах. Он вспоминает детские радости, веселья и печалей, муки одиночества. В «памяти сердца» детства есть образы родителей, наставников, отношение писателя к ним. Бунин передает настроения и чувства прошлых лет через воспоминания героев. Важную роль в раскрытии образа детства играет память. На страницах его рассказов мы видим героев разного возраста — от мальчиков и девочек до стариков, которые живут в своем возрасте. Поэтому, по-видимому, и была оригинальная структура историй, посвященных замечательным натурам от людей. Писатель, как правило, обращает внимание на два состояния героев: яркие мечты о молодежи и умирающую память о них. В работах Бунина многие изображения природы, местной и крестьянской жизни, религиозные мотивы, социальные и гражданские суждения даются через восприятие ребенка, точнее, через воспоминание о видении и восприятии их ребенка. Проблема формирования личности (восприятие Бога, природы, родины, семьи), соотношение природных задатков с воспитанием, образованием, домашним и социальным окружением волновали писателя еще в раннем творчестве [Пращерук 2012: 93].
Изоляция и идеальность бунинского мира детства стали основой его эстетической «экскреции» в памяти. Герои-дети также являются одним из аспектов образа детства в наследии Ивана Бунина. Судьба, внешность, взгляды на жизнь крестьянских детей в бунинских рассказах представлены как концентрированное выражение мыслей писателя о специфике русской жизни в целом. Страдания детей, лишенных детства, можно назвать одним из важных аспектов образа детства, а также счастливым детством счастливых родителей и восхищением героя ребенка в разы, о чем помнит Бунин. Герои-дети показаны как достаточно сильные и стабильные натуры, способные выжить в самых суровых условиях (рассказы «Танька», «Клаша», Аглая), приспосабливаются к ним и видят красоту мира, его уникальность и наслаждаются им. Изображая героев-детей из низких сословий, Бунин также подчеркивает, неосмысленность (рассказ «Слон»), отчасти «первобытность» или «животность» их существования с единственной заботой о еде (рассказ «Танька»), и все же сохраняющих в глубинах сердца духовную составляющую человека [Благасова 2001: 74].
Воспоминание стало одним из ведущих способов авторского самовыражения и необходимой гранью в создании образа детства. В своем творчестве художник стремился сохранить «память детства» как память сердца, придавая ей доминирующее значение и в прозе, и в стихах. Об этом, например, строки из стихотворения «При свече» (1908 г.): «Сердцем помню только детство: все другое — не мое» (Бунин 2002: 36).
Образ детства раскрывается (в неразрывной связи с темами семьи, дома, в провинциальной русской жизни) в элегических воспоминаниях: Ту звезду, что качалася в темной воде.».., «Мать», «В первый раз», «Матери», «Детская» — и другие произведения, созданные писателем на протяжении большей части его карьеры (с начала 1890-х годов). По мнению исследователей, образ «домашней колыбели», в которой прошло детство, для поэзии Бунина, определяет «концепцию человеческой жизни лирического героя». В стихах «И снилося мне, что осенней порой.».. (1893 г.) форма сна-воспоминания усиливает мотивы грусти и утраты: «Искал я отцом посаженную ель, тех комнат искал, где сбиралась семья, Где мама качала мою колыбель и с нежною грустью ласкала меня, с безумной тоскою кого-то я звал, и сад обнаженный гудел и стонал» (Бунин 2002: 46).
В стихотворении «Детская» (1903–1906 гг.) детство воспринимается как навсегда оставшаяся в прошлом часть помещичьей культуры:
И грустны, грустны сумерки зимой в заброшенных помещичьих покоях!
Сидишь и смотришь в окна из угла и думаешь о жизни старосветской...
Увы! Ведь эта горница была когда-то нашей детской! (Бунин 2002: 59).
Бунину не суждено было увидеть, как растет и взрослеет его маленький Коля. Сыну посвящено лишь небольшое стихотворение-колыбельная «На глазки синие, прелестные…» (1901 г.), в котором образ ребенка создается традиционными поэтическими средствами, но, окрашенный лирическим чувством, становится ярким и трогательным:
«Усни, усни, дитя любимое,
Цветок, свернувший лепестки,
Лампадка, бережно хранимая
Заботой Божеской руки» (Бунин 2002: 71).
Возможно, именно поэтому в творчестве Бунина акцент сделан на ощущениях собственного детства. Они навсегда остались с поэтом, помнящим блеск и яркий свет летнего леса, сухой, смолистый аромат сосен:
«Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый» (Бунин 2002: 72).
Для читателя важно не только факт общения мальчика с русской природой, но и восприятие его как взрослого человека как части Родины. Автор дает картину «вечной» природы, в которой за несколько десятилетий ничего не изменилось: бор, солнце, воздух и сосновая кора одинаковы. Стоит прикоснуться к щеке к сосне, закрыть глаза — что бы почувствовать себя ребенком. Именно через приписывание ощущений в поле прошлого проявляется непосредственность радости детей в восприятии красоты мира.
Детально и пластично воссоздано поэтом детство, навеки ушедшее и навеки прекрасное, в стихотворении «Матери»:
«Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-Хранитель над тобой!» (Бунин 2002: 112).
Во многих рассказах Бунина часть изображений персонажей с самого раннего возраста — это воспоминания о прошлом, которые имеют яркий эмоциональный цвет, радостный или трагический.
Капитон Иванович («На хуторе», 1892) вспоминая детство, думает о школьных годах с радостью, как о нечто священном. Ассоциация с молодежью, годами учебы заставляет героя истории вечерней тишины «Полонез Огинского», которая, как мы понимаем, останется, а сам герой исчезнет.
В рассказе («Вести с родины», 1893), взрослый читает телеграмму и узнает, что от голода умер друг детства Мишка Шмыренок. В памяти Волкова, естественно, вся история его общения с Мишкой возникает: от близкой дружбы («как с родным братом») в детстве до эмоционального и социального отчуждения последних встреч. Но особую роль в создании имиджевых воспоминаний в работе играет психологизированная детализация прошлого: взгляд Волкова на старые учебники, в которых еще есть детские рисунки Мишки. «Путешествие» в детстве становится для героя одновременно «путешествием» в мир его собственной души.
Во многих ранних рассказах Ивана Бунина воспоминания не связаны с печальным настроением, так как образы детства сочетаются с пониманием красоты и гармонии мира, а также с молодыми надеждами на будущее.
История («В деревне», 1897) начинается со слов, типичных для писателя: «Когда я был молод, мне казалось, что с рождественскими праздниками начинается весна». Образ-память детства создает эмоциональный тон всей работы, наполненной «весенним» нарастанием, чувством «удовлетворения и покоя».
Рассказ «Антоновские яблоки» (1900 г.) стал известный апологией воспоминаний, через который лирическим рефреном проходят авторские «помню» и «вижу». Несмотря на то, что традиции и радости жизни помещика исчезли, что имело много общего с крестьянской судьбой, несмотря на то, что детство и юность уходят — мир для Бунина полон красоты.
Размышления о смысле жизни, надежды на новых людей и новую жизнь объединены с воспоминаниями детства в рассказе «Эпитафия» (1900 г.): «Жизнь не стоит на месте, старое уходит, и мы провожаем его часто с великой грустью. Да, но не тем ли и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении? Детство миновало. Потянуло нас заглянуть дальше того, что мы видели за околицей деревни» [Роговер 2004: 16].
Герой истории «Последний день» (1913), попрощавшись с проданным имением, приказывает очистить стены, убить собак, чтобы не достались новому владельцу. Как и многие другие герои писателя, Воейков вспоминает дедов и прадедов, которые жили и умирали в этом пустом имении, но его мысли вызывают новое разрушение: «Вспоминая детство, проведенное здесь, Воейков ударил костылем в одно окно, в другое... Стекла со звоном посыпались на гнилые подоконники, на желтые восьмиугольники рассохшегося паркета». Вместе с имением он должен уничтожить память о прошлом. Не случайно писатель называет заброшенный дом «мертвым» и подчеркивает, что новый владелец, готовый все привести в порядок, мужественно не провел ночь в разрушенной усадьбе, где яблони в саду не пахнут, и в ельнике висят повешенные собаки.
Изображения-воспоминания о детстве в рассказах 1890–1910-х годов, разработанные Буниным в последующих работах, где они дополняются чувством утраты не только детства, дома, но и России, теряются навсегда. Это, например, истории раннего эмигрантского периода, такие как «Косцы» (1921 г.), «Именины» (1924 г.).
В центре рассказа «День имени» (1924), традиционный для писателя образ воспоминаний о мечтах: детство, лето, радостный мир усадьбы, гости, смех. Но радостные детские впечатления сливаются с чувством надвигающейся беды, вызванной глубокой и неисчерпаемой печалью лишенного Родины человека (не только «территориально», но и навсегда, поскольку Россия для Бунина осталась только в памяти, а не в Советском Союзе). Оппозиция прошлого и настоящего трагически звучит в лаконичной последней фразе: «Глубокая зимняя ночь, Париж». Навсегда ушло не только детство, но и Россия, с которой герой чувствует неразрывную связь-память.
Это доминирующее положение образа-воспоминаний детства и юности, которое формирует уникальную идеологическую и жанровую особенность романа «Жизнь Арсеньева», что вполне может быть темой отдельного исследования и обсуждения. Монолог — воспоминание Арсеньева адресовано его прошлому, настоящему и общему для всех людей. В то же время яркие выразительные детали вызывают серьезные размышления о жизни и месте человека в ней.
Итак, тема детство как одна из центральных ценностей категории мирового искусства И. A. Бунина воплощена в работах писателя в образах воспоминаний.
Ребенок для писателя — это семантический центр философских, моральных, эстетических проблем. В художественных работах Бунина его дневники и письма отражают взгляды писателя на процесс формирования и воспитания человека: с детства автор пытается понять динамику формирования личности и перспективы ее дальнейшего духовного развития под влиянием воспитания и окружающей «живой жизни».
Конечно, образ детства в поэзии и прозаических произведениях Бунина является одним из идеологических, тематических и моральных центров творчества писателя. Он присутствует во всех жанрах работы Бунина: стихах, рассказах и романе «Жизнь Арсеньева».
В лирике этот образ имеет духовное устремление и объединяет образы Богородицы, Иисуса Христа, России, матери, воспоминания о детстве и мотив сиротства. В маленькой прозе писателя образ детства, сохраняя одни и те же грани, наполнен новым содержанием (герои, дети, дом и семья, взрослые и дети), приобретает социальную окраску.
Специфика мира детства, представленная в работе Бунина, связана с тем, что писатель беспокоился о вечных, «первеневых» проблемах, касающихся социального и морального порядка, взаимоотношений между людьми, отцами и детьми, тайной красоты, жизнь смерти, творения.
Литература:
- Благасова, Г. М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст] / Г. М. Благасова. — Москва; Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. — 232 с.
- Бунин, И. А. Стихотворения. Повести. Рассказы [Текст] / И. А. Бунин. — М.: Дрофа: Вече, 2002. — 432 с.
- Пращерук, Н. В. Проза И. А. Бунина как художественно-философский феномен [Текст] / Н. В. Пращерук. — Екатеринбург, 2012. — 232 с.
- Роговер, Е. С. Русская литература XX века [Текст] / Е. С. Роговер // Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2004. — 496 с.