Проблема патриотизма в наше время — это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали как положительное, так и отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Поэтому одной из важнейших задач современного российского образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При встрече прошедшей 09.12.2012 года Президента Российской Федерации с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи, Владимир Владимирович Путин сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее». В наше время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.
В настоящее время создана нормативно — правовая база, основываясь на которую организуется патриотическое воспитание.
- Конституция РФ
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795.
- ФГОС ООО второго поколения.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 года № 1493 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2016–2020 годы».
Патриотизм являет собой многогранное сложное явление. Существует довольно много его определений, вот только некоторые из них.
В словаре русского языка С. И. Ожегова патриотизм — это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. [1]
В толковом словаре В. И. Даля «Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины». [2]
Большая Советская Энциклопедия определяет патриотизм как «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам».
С точки зрения В. С. Шиловой, патриотическое воспитание — это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении, становление социально-экологической культуры. [3]
Как видно из данных определений, понятие патриотизм подразумевает именно личностные качество человека. Что же в наше время считается высшими ценностями у молодежи? Мною был проведен социологический опрос в двух городских школах и двух школах сельской местности среди подростков 13–15 лет (ответы представлены в порядке убывания).
Городские школы |
Сельские школы |
|
|
Таким образом, из приведенных данных видно, что различия в представлении подростков о высших ценностях в городской и сельской местности незначительны, тем не менее, они существуют. В силу более традиционного уклада семьи и быта на селе высшей ценностью школьники считают родителей, ставя ее выше ценности здоровья. Также стоит отметить, что ценность любви у сельских подростков превалирует над ценностью денег.
На вопрос “Самое главное в жизни — это... ” были даны следующие ответы:
Городские школы |
Сельские школы |
|
|
Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у детей развито очень слабо, учащиеся отдают предпочтение ценностям в сфере личных интересов. Поэтому проблема патриотического воспитания по-прежнему актуальна и ее необходимо решать. При анализе приведенных данных может сложиться впечатление, что тема патриотизма, любви и гордости за свою Родину у подростков не актуальна и не представляет для них серьезного интереса. Но как показывает мой педагогический опыт — это далеко не так. Опрашиваемы респонденты, относятся к так называемому поколению — Z, «цифровому поколению» черпающему информацию из интернета, социальных сетей. К сожалению, это не тот из источников, который изобилует информацией патриотической направленности. А если таковая и присутствует, то носит зачастую деформированный, извращенный характер, не имеющий ничего общего с настоящим патриотизмом. При изучении новой темы, я часто в начале урока с целью актуализации знаний предлагаю детям поделиться информацией, которая им уже известна по данному вопросу. И зачастую ими приводится в пример очередной миф, гуляющий на просторах интернета. О том насколько востребована настоящая, правдивая информация, позволяющая иначе взглянуть на прошлое своей Родины, можно судить по тому, с каким повышенным вниманием дети слушают учителя, с какой активностью включаются в обсуждение, каким количеством дополнительных вопросов «забрасывают» преподавателя. К сожалению, жесткие рамки школьной программы не позволяют в должной мере осветить подобные вопросы. Поэтому данную проблему наряду с привлечением к процессу родителей следует решать через внеурочные формы деятельности.
По месту моей работы в МАОУ Абанская СОШ № 3 внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы: духовно-нравственное; общеинтеллектуальное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное.
Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:
- Общеинтеллектуальное: предметные недели, библиотечные уроки, конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры, участие в олимпиадах, разработка проектов к урокам, исторические реконструкции, исследовательская деятельность.
- Спортивно-оздоровительное: организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований, проведение бесед по охране здоровья, применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, участие в районных спортивных соревнованиях.
- Социальное: беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты, практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие, участие в творческих конкурсах, в акциях, беседы, экскурсии, участие и подготовка к мероприятиям, разработка проектов.
- Общекультурное: беседы, экскурсии, подготовка и участие в конкурсах, сюжетно-ролевые игры, игры — путешествия.
- Духовно-нравственное: организация экскурсий, дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических классных часов, встреч, бесед, участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, района, края.
Наибольшую заинтересованность у подростков вызывают формы внеурочной деятельности, в которых они являются не пассивными, сторонними наблюдателями, а активными, непосредственными участниками. В рамах своей педагогической деятельности я использую такие формы как; исследование, ролевая игра, образовательная экскурсия, разработка проектов. Часто используются тематические беседы в форме круглого стола с элементами чаепития, что предает беседе естественность и непринужденность и способствует большему раскрепощению и проявлению личных качеств подростков. Очень популярны у детей беседы на тему патриотических песен; «О чем нам расскажет песня», «Дан приказ — ему на Запад…», «Комсомольцы — добровольцы» и т. д. Не менее популярными и обсуждаемыми являются темы кинофильмов; «Русь изначальная», «И на камнях растут деревья», а также фильмов, посвященных тематике ВОВ.
Большое внимание уделяется написанию исследовательских работ, где ребята в полной мере могут проявить свои задатки и таланты в исследовательской деятельности. На базе школы действует патриотический клуб «Земляки», где уже не первый год реализуется проект «Белые пятна района», в рамках которого учащиеся пишут исследовательские работы краеведческой направленности, что способствует формированию и развитию чувства гордости своей малой родиной и сопричастности к ее истории.
Особое внимание хочу уделить такой форме занятия, как «историческая реконструкция». Инициатором их проведения является клуб «Земляки» и Краеведческий музей, действующий так же на базе школы. Это мероприятие носит общешкольный характер, ему предшествует тщательная и детальная подготовка. В результате чего, создаются условия, позволяющие на практике погрузиться в ту эпоху, тематике которой посвящена реконструкция. Большое количество учащихся активно принимают участие в его подготовке и проведении, что говорит о востребованности и популярности данного мероприятия среди молодежи. Ярким тому примером может служить последняя реконструкция прошедшая 24.10.2018 года посвященная 100 летию ВЛКСМ. На целый учебный день школа погрузилась в эпоху 1970-х годов, со всей атрибутикой; символикой, политинформацией, зарядкой, комсомольским собранием, торжественной линейкой и т. д. Обсуждение данного мероприятия среди подростков продолжается по настоящее время.
Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе — это все формирует патриотизм. В патриотизме народа — сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту. Внеурочная форма занятий как средство патриотического воспитания подростков весьма эффективна, что успешно доказывается на практике.
Литература:
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 3: Л — Р/Под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
- Шилова В. С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2015. № 1 (3). [Электронный ресурс]. URL: http://puma/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-suschnost-tseli-i-zadachi (дата обращения: 08.11.2018).