Особенности управления инновационным развитием образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 17.11.2018

Статья просмотрена: 1130 раз

Библиографическое описание:

Гудас, А. Р. Особенности управления инновационным развитием образовательной организации / А. Р. Гудас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53478/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, дошкольное образовательное учреждение, управление, управленческие решения

The article presents an analysis of the features of managing the innovative development of an educational organization, examines the structure of management decisions, the stages of their design, adoption and implementation in the conditions of innovative activity of a pre-school educational institution.

Keywords: innovation, innovative development, kindergarten, management, management decisions,

Одной из главных управляющих функций руководителей дошкольных образовательных учреждений является включение педагогов в инновационную деятельность. Инновационное развитие подразумевает повышение существующего уровня организации образовательного процесса, его основных проблем, определение основных направлений их преодоления, а также поиск необходимых ресурсов для расширения и совершенствования образовательной деятельности с детьми, включения в этот процесс внешние организации, родителей. Для этого необходимо:

  1. Создание у педагогов мотивации к педагогическому поиску, реализации нововведений.
  2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в образовательном процессе детского сада.
  3. Развитие связи между практикой и теорией в области инноватики.
  4. Организация в дошкольных образовательных учреждениях широкой поисковой и экспериментальной детско-взрослой деятельности, организуемой с позиции исследовательского подхода [6, с. 29].

Однако на современном этапе, как отмечают В. С. Лазарев, М. С. Таранцева, О. Г. Чугайнова, существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в дошкольном образовании, в частности:

‒ совмещение инновационных программ с уже существующими;

‒ сосуществование представителей различных педагогических концепций;

‒ большое разнообразие научных школ и теорий по инновационному развитию дошкольного образования;

‒ потребность в новом научно-методическом обеспечении образовательного процесса;

‒ потребность в новых педагогических кадрах;

‒ приспособление новшеств к конкретным условиям;

‒ проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

‒ проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому и др. [6, с. 12].

Для решения этих проблем необходимо руководителям и сотрудникам учреждений дошкольного образования владеть технологией принятия и реализации управленческих решений, направленных на инновационное развитие дошкольных образовательных учреждений.

Управление является важнейшей функцией руководителя образовательной организации, которая обеспечивает «систему координаций действий сотрудников, способствующей решению актуальных задач развития организации, систему его управления» [7, с. 15].

А. М. Гаджинский рассматривает управление как «комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития» [1, с. 19].

В исследованиях А. И. Иванова управление рассматривается как процесс, который «осуществляется во всех сложных динамических системах управления (социальных, психологических, биологических, технических, экономических, административных и др.) и основано на общих законах получения, обработки и передачи информации» [16, с. 23].

Как отмечает А. А. Ефремова, управление, осуществляемое в социальных структурах, имеет свои специфические особенности, выражающиеся в том, что используются гибкость человеческого ума, разнообразные знания людей, своеобразие их памяти и волевых качеств, специфика межличностных отношений.

Теория управления в педагогике и психологии требует от успешного руководителя системного анализа ситуации, построения модели управляемого объекта и его возможных изменений, моделирования процессов профессиональной деятельности (построения профессиограмм) и поведения личности (психограмм педагогов) [3, с. 21].

Цель управления — желаемый результат, который должен быть получен после осуществления действий управления [3, с. 22].

Основной целью управления, по мнению Л. А. Кузнецовой, является заранее обозначенное, запрограммированное состояние системы, достижение которого в процессе управления позволяет решить нужную проблему. Целеполагание является определяющим условием эффективности управленческой деятельности руководителей и руководящих структур.

Наличие и содержание цели детерминируют существование системы управления, которая функционально организуется (самоорганизуется) именно для достижения определенных целей. Отсутствие общей цели препятствует формированию системы управления или она функционирует какое-то время вхолостую, побуждаемая какими-либо неадекватными задачами [5, с. 11].

Задачи управления — это постановка конкретных вопросов, подлежащих решению и последовательно приводящих к достижению основной цели управления.

Проблемы принятия управленческих решения изучали И. Анософф, С. В. Баданина, А. Н. Белова, А. А. Ефремов, П. С. Завьялов, А. И. Иванов, Ф. Котлер, Л. А. Кузнецова, Т. В. Кутасова, В. Н. Лазарев и др. Исследователи рассматривают управленческое решение как творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возникли на субъекте управления. Эти проблемы необходимо руководителю оперативно и качественно выявлять и анализировать, привлекая к этому процессу всех сотрудников предприятия.

Проблемы принятия и реализации управленческих решений в образовании исследовали Е. С. Балабанова, М. А. Баранник, А. С. Баталов, Л. Ю. Гермогенова, О. С. Громова, А. Н. Давыдов, Ю. А. Кириллина, С. В. Князева, Е. А. Климов, Т. Н. Крисковец, В. А. Луков, Б. В. Смирнов, П. С. Сорокин, О. П. Царинценцева, В. В. Щетинин, А. Г. Эфендиев, Е. А. Яблонская и др. По мнению исследователей, принятие управленческих решений является важнейшей функцией руководителя дошкольного образовательного учреждения, успешное осуществляющего инновационную деятельность.

Процесс принятия и реализации управленческого решения включает следующие этапы: признание проблемы; формулирование проблемы; выработка решения; выполнение решения.

Для оценки эффективности принятого управленческого решения осуществляется функция контроля — установление стандартов и измерение показателей в отношении этих стандартов. При этой системе отслеживания отклонений проблемы могут быть предотвращены до того, как они проявятся.

Таким образом, управление рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития. Управление реализуется, помимо прочего, в процессе разработки и принятия управленческих решений.

Управленческое решение является творческим актом, направленным на устранение проблем, которые возникли на субъекте управления (организация, фирма и т. д.). Эти проблемы необходимо руководителю оперативно и качественно выявлять и анализировать, привлекая к этому процессу всех сотрудников предприятия.

Разработка управленческого решения включает полный цикл решения выявленных проблем — от их выявления до оценки успешности их решения.

Литература:

  1. Гаджинский А. М. Принятие решения в деятельности руководителя/ А. М. Гаджинский. — М.: ИВЦ–Маркетинг, 2012. — 228 с.
  2. Гуревич И. М. Что такое инноватика/ И. М. Гуревич. — М.: Знание, 2015. — 80 с.
  3. Денякина Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении/ Л. М. Денякина. — М.: Новая школа, 2008. — 148с.
  4. Иванов А. И. Разработка управленческого решения/ А. И. Иванов.– М.: МАЭП, ИИК «Камета», 2015. — 224 с.
  5. Кузнецова Е. Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ / Е. Б. Кузнецова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2012. — № 4. — С.10–19.
  6. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова/ под ред. Т. И. Шамовой. — М.: ИЦ Академия, 2010. — 294 с.
  7. Управленческое содействие педагогам ДОУ в осуществлении инновационной деятельности / Составители Г. В. Яковлева, Д. Ф. Ильясов — Челябинск: Образование, 2008. — 66 с
  8. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения/ Р. А. Фарахутдинов. — М.: Интел–Синтез, 2012. — 214 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационное развитие, решение, управленческое решение, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, инновационная деятельность, образовательный процесс, управление, качественная специфика, образовательная организация.


Похожие статьи

Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения

В статье представлен анализ основных направлений инновационного развития дошкольных образовательных учреждений, определяются задачи педагогической деятельности в инновационном режиме, рассматривается содержание, методы и формы реализации инновационны...

Управление инновациями в ДОУ

В данной статье описаны перспективы развития инновационной деятельности на данной ступени образования, а также предложены мероприятия инновационного характера для повышения качества образовательных услуг.

К вопросу об управлении дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности

В статье представлен опыт управления дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности.

Основные этапы организации инновационной деятельности в школе

В данной статье рассмотрены этапы организации инновационной деятельности в школе. В настоящее время в образовательных учреждениях активно применяются инновационные технологии, способные значительно расширить информационные, коммуникационные и технол...

Приоритетные инновации в образовании

В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Организация и управление учебным процессом в условиях информатизации современного общества

В данной статье рассматривается проблема информатизации общеобразовательных учреждений, вопросы управления информатизацией образовательного процесса; описываются пять направлений, необходимых для внедрения информационных технологий в образовательную ...

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности

В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...

Исследование развития инновационной культуры руководителей ДОУ

В статье представлен анализ исследования по модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Похожие статьи

Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения

В статье представлен анализ основных направлений инновационного развития дошкольных образовательных учреждений, определяются задачи педагогической деятельности в инновационном режиме, рассматривается содержание, методы и формы реализации инновационны...

Управление инновациями в ДОУ

В данной статье описаны перспективы развития инновационной деятельности на данной ступени образования, а также предложены мероприятия инновационного характера для повышения качества образовательных услуг.

К вопросу об управлении дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности

В статье представлен опыт управления дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности.

Основные этапы организации инновационной деятельности в школе

В данной статье рассмотрены этапы организации инновационной деятельности в школе. В настоящее время в образовательных учреждениях активно применяются инновационные технологии, способные значительно расширить информационные, коммуникационные и технол...

Приоритетные инновации в образовании

В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Организация и управление учебным процессом в условиях информатизации современного общества

В данной статье рассматривается проблема информатизации общеобразовательных учреждений, вопросы управления информатизацией образовательного процесса; описываются пять направлений, необходимых для внедрения информационных технологий в образовательную ...

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности

В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...

Исследование развития инновационной культуры руководителей ДОУ

В статье представлен анализ исследования по модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Задать вопрос