В статье обозначены основные теоретические и практические способы защиты трудовых прав человека. Данная проблематика имеет существенное значение в теории прав человека и имеет особое значение в правоприменительной практике.
Ключевые слова: способы защиты трудовых прав, защита трудовых прав.
Труд является неотъемлемым условием для развития всего человечества, поскольку напрямую влияет на все сферы жизни. Вследствие трудовых отношений человек созидает материальные и нематериальные блага, что предполагает собой появление права собственности, увеличение социально-экономического положения человека, общества и государства в целом. В связи с этим такому глобальному социальному явлению необходимо нормативно-правовое регулирование. Значимость труда закреплена в статье 37 Конституции РФ [1]. провозглашает свободу труда и право на труд в достойных условиях, а статья 7 Конституции РФ гарантирует охрану труда и здоровья работников, оплату труда не ниже чем в минимальном размере, установленном законом. Одним из основополагающих положений конституционного строя Российской Федерации является принцип признания России социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основополагающие нормы трудового права России содержатся помимо статей 7 и 37 и в других статьях Конституции РФ — статьях 30, 32, 34, 39, 41, 43 и т. д.
Такой принцип как социальность государства предполагает собой деятельность государства, которая направлена на создание и обеспечение условий свободного, достойного, соразмерно оплачиваемого и справедливого труда. Это еще раз подчеркивает важность правовой регламентации труда на самом высоком уровне. Трудовой кодекс — специальный нормативный правовой акт, включающий значительную часть норм трудового права.
Однако в процессе трудовой деятельности не редко возникают разногласия между сотрудником и нанимателем. Защита трудовых прав осуществляется на негосударственном и государственном уровне. Основные способы защиты трудовых прав предусмотрены в статье 354 Трудового кодекса РФ [2]:
- Самозащита трудовых прав;
- Защита со стороны профессиональных союзов;
- Защита, осуществляемая специальными государственными органами;
- Судебная защита.
Государство признает самозащиту одним из способов защиты, однако, как показывает результаты опрошенных, большинство граждан «более всего страшится потерять рабочее место, а с ним и необходимые средства к существованию. В этих условиях население озабочено проблемой выживания, а не гражданскими свободами» [7, с.261]. Самозащита — это осуществляемая деятельность самого работника по защите своих прав и свобод, без вмешательства, какого-либо органа. Такая деятельность может проявляться в виде:
‒ урегулирование спора путем прямого непосредственного контакта с работодателем,
‒ обращения в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров,
‒ обращения в органы контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.
Однако фактически Трудовой кодекс предусматривает только одну форму самозащиты — отказ от выполнения трудовых обязанностей. Отказ от выполнения работы возможен при наличии грубого нарушения прав работника. Стоит отметить, что стоит отличать забастовку и самозащиту своих прав и свобод, самозащита носит сугубо индивидуальный характер спора, между одним работником и работодателем, в то время как под забастовкой понимается коллективный трудовой спор, направленный на руководство организации.
При осуществлении самозащиты на работника не могут быть направлены дисциплинарные взыскания, такие незаконные действия могут быть обжалованы в суде или в государственной инспекции труда.
Второй из способов защиты трудовых прав — профсоюзная защита. В соответствии с федеральным законом от 12 января 2016 года N 10 — ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [3]. Профсоюзы призваны защищать права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых споров, а в случае коллективных споров — права и интересы независимо от членства в профсоюзах в установленном законом порядке.
Работник, состоящий в профсоюзе в случае нарушения его прав и интересов вправе обраться в профсоюзную организацию, профсоюз в свою очередь вправе требовать устранения нарушений выявленных у работодателя, в течение недели данные нарушения должны быть устранены и сообщены в профсоюз о принятых мерах и результатах рассмотрения такого требования.
Профессиональные организации при выполнении данных полномочий взаимодействуют с государственными органами по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства.
Третий способ защиты трудовых прав осуществляется органами по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства. Согласно статье 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Статья 353.1 Трудового кодекса РФ выделяет так же ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства, на самом деле осуществляется широким кругом государственных органов, делящихся по федеральному уровню.
Во-первых, к ним можно отнести Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России). Минтруд России создан на основании и Положения «О Министерстве труда и социальной защиты РФ» [5]. Минтруд России принимает нормативно правовые акты по основным положениям трудового законодательства в России, так же занимается обобщением практики по применению трудового законодательства и проводит анализ государственной политики в сфере трудовых отношений. Помимо Минтруда России контроль (надзор) осуществляется федеральными службами:
‒ федеральная инспекция труда государственный орган, деятельность которого направлена на надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (Госинспекция труда);
‒ федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости альтернативной гражданской службы по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы;
‒ федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору является органом регулирования безопасности (Ростехнадзор);
‒ федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль по гигиене труда, санитарного надзора (Роспотребнадзор);
В субъектах РФ таким органам относят органы исполнительной власти, министерства (управления, отделы).
На локальном уровне контроль (надзор) осуществляется органами местного самоуправления.
Также к государственным органами по контролю (надзору) за нарушением трудового законодательства стоит отнести Прокуратуру РФ. Согласно статье 27 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202–1 «О прокуратуре РФ» [4]. Прокурор проверяет жалобы и иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по пресечению нарушений, привлекает к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению ущерба.
Четвертый способ защиты трудовых прав — судебный. Как показывает практика, значительная часть споров, рассматриваемая судами, связана с невыплатой заработной платы, незаконные увольнения и включение трудовой деятельности в трудовой стаж. Судебная защита как один из способов защиты трудовых прав занимает особое место в современном законодательстве, тем самым выступает основной гарантией защищенности трудовых прав, такая защита направлена от всякого рода нарушений, как со стороны физических лиц, так и государства в целом. Согласно статистическим данным, можно сделать вывод о том, что большинство граждан, являющееся связующим элементом в трудовых правоотношениях, не обращаются в суд в силу различных причин, как скрытых, так и видимых [6].
Так в качестве дополнительного (факультативного) способа защиты трудовых прав работника можно отнести медиацию, несмотря на то, что в трудовом кодексе РФ этот способ не закреплен. Медиация сравнительно недавно сформировался в России и не как социальный институт, а как правой институт. Право регулирует отношения, которые еще не успели сформироваться в обществе как фактические. В других государствах все в плоть на оборот, медиация появилась как экспериментальный способ урегулирования разногласий, а у после накопленного опыта приобрело и правовое регулирование. Медиация как способ урегулирования возникших разногласий между работником и работодателем поможет сформировать гармоничные отношения, а так же развить деловые партнерские отношения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 N 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) / / Российская газета, N 256, 31 декабря 2001
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, N 12, 20 января 1996.
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 30.10.2018) О прокуратуре Российской Федерации // Российская газета, N 39, 18 февраля 1992.
- Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 28.08.2018) Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ// Собрание законодательства РФ, 25 июня 2012, N 26, ст. 3528.
- Комаренко А. А. К вопросу о судебной защите трудовых прав работников // Молодой ученый. — 2016. № 10. сайт (URL https://moluch.ru/archive/114/30462/ (дата обращения: 18.01.2018)).
- Утяшев М. М., Утяшева Л. М. / Права человека в современной России: Учебник для ВУЗов и средних учебных заведений. // Уфа: полиграфкомбинат, 2003. с. 354.