Спортивные праздники школьников — одна из форм привлечения детей и подростков к занятиям физическими упражнениями. Подготовкой и проведением подобных выступлений занимаются учителя физкультуры общеобразовательных школ и учителя младших классов.
Наряду с обязательной системой физического воспитания огромное значение для детей и подростков приобретают различные формы массовых соревнований и спортивных праздников.
Массовые спортивные праздники принято называть праздниками молодости и красоты. И нет, пожалуй, сейчас крупного общественно-политического события или знаменательной даты в жизни народа, где бы во время народных торжеств не нашлось бы места для спортивных праздников. Они привлекают внимание людей своей идейностью, масштабностью, зрелищностью. Следя за лёгким, чётким, непринуждённым выполнением гимнастических упражнений большими группами участников, зрители наглядно убеждаются в могучей силе и красоте движений, положительном влиянии физической культуры и спорта на здоровье. Для многих участников и зрителей спортивные праздники становятся первым шагом к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Вот почему подобные праздники — действенное средство пропаганды физической культуры и спорта. Велика также общественно-педагогическая и эстетическая значимость массовых спортивных праздников в идейном воспитании подрастающего поколения.
Всё большую популярность приобретают военно-спортивные игры, «Старты надежд», «Кожаный мяч», а также игра «Большие гонки», которая захватывает своим азартом, силой духа и стремлением к победе.
Современные спортивные праздники различны по своему содержанию. С каждым годом они становятся всё более содержательными и интересными.
Доступность, эмоциональность, высокое исполнительское мастерство участников, цветовое и музыкальное оформление, сюрпризные моменты делают их подлинными произведениями искусства.
Что такое спортивный праздник? Какие ассоциации у нас возникают? Что мы представляем? Что мы думаем по поводу этого вопроса?
Можно дать определение, что спортивный праздник — это соревнования среди учащихся, где они проявляют свои способности, кто-то определит, что это состязания групп и т. д.
Наиболее подробно можно разобраться в этом вопросе с помощью кластера.
Разбивка на кластеры — это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления, которая связана с тем, как работает наш мозг.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе размышления. Она может использоваться для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно. Разбивка на кластеры может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли, и в качестве стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения этих представлений. Это та стратегия, которая даёт доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определённой теме.
Разбивка на кластеры осуществляется следующим образом:
- Записывается всё, что приходит вам на ум. Не судите о качестве этих мыслей, просто записывайте их.
- Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы.
- Не переставайте писать, пока не выйдет время. Если идеи перестанут приходить вам на ум, то порисуйте на бумаге, пока у вас не появятся новые идеи.
- Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте качество идей, их поток и связи между ними.
Разбивка на кластеры по описанию Стил и Стил (1991) — это гибкая стратегия, которая может осуществляться как индивидуально, так и в группе. При групповой деятельности она служит в качестве каркаса для идей группы, что даёт учащимся возможность приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них продуцирует.
На примере слова «свадьба» или «лето» можно рассмотреть этот метод.
Затем даётся определение, что такое спортивный праздник. Используется кластер.
Работа в аудитории малыми группами.
Метод кластера помогает определить тему, даёт понимание о курсе предмета, стимулирует ассоциации, а также воспоминания детства и эмоций.
Основу программ физкультурного праздника должны составлять весёлые подвижные игры и разнообразные физические упражнения, отражающие приобретённые детьми двигательные навыки за определённый период времени. Усвоенные на регулярных физкультурных занятиях двигательные навыки (бег, прыжки, метания) не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие.
Подготовка к спортивному празднику осуществляется постепенно на занятиях по физической культуре.
Подготовка к празднику начинается с составления сценария. В содержание включается материал уже знакомый детям, а также новые игры и упражнения. При составлении программы каждого развлечения необходимо учитывать интенсивность нагрузки игр и их физиологическое воздействие, соответствие воспитательным задачам и возрасту детей, подготовку класса (группы) и каждого ученика (ребёнка), состояние его здоровья.
Возникает вопрос, где проводятся спортивные праздники?
Это может происходить на спортивной площадке или в спортивном зале. Необходимо ясно представить зал или площадку, расположение снарядов в них.
Спортивный зал можно сделать из класса — мини зал и т. д. Этот метод поможет ясно представить и оформить зал, площадку.
«Дерево решений» является техникой, рационализирующей принятие решений в ситуациях трудных и неоднозначных. Также может служить анализу и полному пониманию мотивов, которыми руководствовались при принятии узких решений в прошлом. «Дерево решений», использованное в классе, помогает приблизить ученикам спорные личности и решения, дающие возможность суммировать знания учеников в привлекательной форме и оценку их знаний.
Пользуясь этим методом, ученики подробно анализируют все возможные варианты потенциальных решений, а также плюсы и минусы, связанные с каждым из них. Во время занятий участники выполняют таблицу, составленную по следующей схеме 1.
Способ проведения.
- Перед началом занятий ведущий обозначает проблему, которая будет предметом анализа, подготавливает таблицы для групп (с нарисованным деревом решений рассматриваемой проблемы).
Рис. 1.
- Во время предыдущих занятий (домашней работы) участники узнают реалии, связанные с оговариваемой проблемой, историческими условиями и т. п.
- Ведущий делит участников на группы по 4–6 человек. Каждая группа получает таблицы для заполнения, а также фломастеры. Ведущий даёт время для выполнения упражнения (10–20 минут).
- Во время работы в группах участники выписывают преимущества и недостатки каждого варианта, а впоследствии принимают решение о способе решения проблемы.
- Далее представители по очереди сопоставляют эффекты работы своей группы. В случае необходимости ведущий сравнивает отдельные таблицы, оговаривает причины, которые привели группы к одинаковым решениям, отвечает на заданные вопросы и неясности.
Литература:
- Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство: Учеб.пособие для магистратуры всех специальностей. — Ташкент, 2003.
- Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. — Ташкент, 2005.
- Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания// Теория и практика физической культуры. — М., 1999. — № 4.
- Быков Ю. Теоретические и методические аспекты формирования профессионала-педагога в период обучения в физкультурном вузе // Теория и практика физической культуры. — М.,1996. — № 12.
- Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс: Сб. научно-метод. матер./ Ред. кол.: Л. М. Арутюнова, О. В. Кон, Л. М. Набиулина. — Ташкент: ТГПУ им. Низами, 2007.