В статье рассматриваются: проблема коррупции в налоговых органах России, проблема кадровой составляющей и своевременности внесения в бюджет установленных налогов, взносов и сборов.
Ключевые слова: налоги, государственная служба, коррупция, кадровый состав, бюджет
Выявим проблемы деятельности налоговых органов посредствам SWOT-анализа:
Сильные стороны налоговых органов |
Слабые стороны налоговых органов |
Налоговый Кодекс принят в 2001 году Налоговые начисления увеличиваются Налоговые поступления увеличиваются Экономическая ситуация — благоприятная Политика Государства — централизована Репутация и авторитет как федерального органа исполнительной власти |
Слабое законодательство Недостаточное финансирование налоговых органов Распространенная бюрократия в стране Большая текучка кадров Высокая нагрузка Высокий уровень коррупции |
Возможности налоговых органов |
Угрозы, сопутствующие деятельности налоговых органов |
Реформирование в области налогового контроля и администрирования Усовершенствование и доработка налогового законодательства Рост авторитета органов налогового контроля Пересмотр финансирования налоговых органов Пересмотр законодательства и ужесточение мер за правонарушения в области налогового законодательства. Осуществление разъяснительных работ и семинаров с налогоплательщиками. |
Отсутствие разумной политики привлечения налогоплательщиков Не совершенные методы защиты баз данных и источников информации налоговых органов Уклонение от уплаты налогов различными доступными способами. Отток квалифицированных кадров |
Проведенный SWOT-анализ показывает основные проблемы и существенные недоработки в системе функционирования налоговых органов, такие как: слабое законодательство, недостаточное финансирование налоговых органов, большая текучесть кадров и большая нагрузка. Все эти важные недостатки приводят к:
1.Увеличению коррупционных деяний в сфере налогообложения.
2.Повышенная текучесть кадров, прошедших обучение и получивших высокую квалификацию в период работы в системе налоговых органов.
3.Уменьшению налоговых поступлений.
Коррупция в государственных структурах России, представляет собой большую угрозу социального характера: прямо или косвенно влияет на общественные ценности, устои государственности, общественный менталитет. Так в общественной среде и государстве возникает вероятность наступления экономических, политических, и социальных рисков. Коррупционная составляющая так же влияет на уровень развития гражданского общества, государства, ведет к нарушению рыночных отношений, снижению их эффективности. В результате недобросовестной конкуренции возникают монополии и снижается эффективность функционирования экономики страны.
Д. А. Медведев отмечал: «Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества».
Социальное противоречие, относящийся непосредственно к коррупционной деятельности в государственных структурах проявляется в потребности общества во власти, которая имеет со стороны граждан довольно высокую степень доверия, частных предпринимателей, различных социальных групп, слоев, классов, объединений и общественных объединений. В последние годы коррупция в государственных структурах приобрела политический характер и стала очень серьезным препятствием состояния защищенности национальных интересов Российской Федерации, а государство, как показывает опыт, в нынешних реалиях ещё не может осилить такую важную проблему, как коррупция.
Согласно части 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».
Как отмечает В. В. Лунев — Главный научный сотрудник сектора уголовного права и криминологии ИГП РАН, «ежегодно в стране совершается до 7 млн. коррупционных деяний».
В настоящее время в сфере налогового контроля, можно выделить два основных направления проявления коррупции:
‒ налогоплательщик сам инициирует дачу взятки сотруднику налоговых органов, для предотвращения налоговых проверок, сокращения налоговой базы и прочее.
‒ сотрудником налоговых органов используется служебное положение — вымогание взятки, например, предлагая взамен избежание налоговых проверок, отсутствие в итоговых документах о налоговой проверке некоторых выявленных правонарушений, уменьшение сумм налоговых штрафов, незаконное возмещение НДС и прочее. Сотрудники налоговых органов, тем же порядком могут находить некоторые «недостатки» в бухгалтерских сводах и налоговой отчетности учреждений и для возможного решения проблемы предлагают им обратиться за консультационными услугами в конкретную организацию, которая после «поделится» с налоговиками.
Важной и первостепенной задачей деятельности налоговых служб является — снижение уровня коррупции. Для решения указанной проблемы должно быть реализовано как долгосрочные стратегические мероприятия, так и принимать экстренные конкретные меры.
Значительную роль в функционировании и взаимодействии структур государственной службы несет ее трудовой резерв. Его компетентность и профессионализм определяют на практике использование возможностей управления с целью установления необходимого правового порядка в государственном устройстве и обществе.
Наличие постоянного и имеющего высокую квалификацию персонала напрямую обеспечивает продуктивность работы, как любой организации, так и государственных органов, в нашем случае — налоговых органов.
Результат профессионального функционирования государственных гражданских служащих в РФ в большинстве своем напрямую зависит от их правового положения в период её осуществления, ровно как и в необходимости и обязательстве направления их на переобучение, аттестацию, повышение квалификации, в кадровый резерв и т. д. Поэтому мы можем прийти к выводу в повышении качества, модернизации и укреплении совершенствования российского законодательства, которое определяет правовое положение гражданских служащих, а также непосредственно приобретает особо важную значимость на сегодняшний момент.
Именно кадровый состав являются фундаментом, основой для практических и теоретических принципов, приёмов и методов управления. Каждому управленцу необходимо понимать, что все вопросы управления предприятием целиком и полностью принимаются во внимание и зависят от квалификации и структуры кадров. Из чего вытекает следствие — не беря во внимание особенности кадрового устройства объекта управления, не получится определить ни одного точного и правильного способа управления. Принцип, отлично работающий для одной структуры, возможно, может быть не подходящим применительно к иной структуре. Итак, возможный положительный результат и как следствие эффективность деятельности возникает только в случае изучения со всех сторон и непрерывного совершенствования персонала организации.
На сегодняшний момент объем работ на каждого налогового инспектора весьма большой, а на рынке труда служащие государственных органов являются весьма востребованными. Поэтому возникает существенный отток высококвалифицированных специалистов в коммерческие структуры, где есть возможность получить больший доход, чем в структурах ФНС России. Все это и ведет в основе своей к несоответствию нагрузки на сотрудников налоговых органов и оплаты их труда соответственно, что в свою очередь в близлежащей перспективе приведет к существенному замедлению темпов роста объемов налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоги, сборы, взносы занимают основную часть источников, которые наполняют бюджеты всех уровней. Их собираемость — это один из важнейших показателей эффективности налоговой сферы, как главного результата ее деятельности. Налоги являются важным звеном экономической системы государства, от которого зависит благосостояние, как отдельного гражданина, организации так и всего государства в целом. В этой связи налоги и их собираемость определяются как фактор и движущая сила, влияющие на ситуацию в экономике нашей страны. Из этого следует, что поступление в бюджет государства установленных законодательно налогов, взносов и сборов вовремя и в полном объеме является главной задачей налоговых органов.
Отличительными признаками налога в российском законодательстве являются безвозвратность, обязательность, законодательный и целевой характер налога.
Законодательный характер налогов — в соответствии с законами налоги могут вводиться и отменяться.
Так, по состоянию на 1 января 2018 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет РФ составила 1 078,9 млрд. руб., что по оценкам экспертов составляет от 20 до 30 % законно установленных налогов и сборов. Этот факт ведет к ограничению объёма финансовых ресурсов и негативно влияет на экономику государства. Примерно около 10 % ВВП теряет Российская Федерация в связи с уклонением и неуплатой налогов.
Российское законодательство в части налогов, слишком громоздко, его нормы распределены по многочисленному количеству нормативных, законодательных актов. Кроме того, в эти самые акты регулярно вносятся соответствующие поправки и дополнения. В этой связи изменчивость и сложная система налогового законодательства и являются причинами проблем правового характера уплаты указанных задолженностей перед Российской Федерацией.
Экономические причины неуплаты налогов вызваны высокими налоговыми ставками, что в свою очередь не позволяет отдельным налогоплательщикам своевременно и в полной мере платить все налоги. Первопричина этого факта в том, что законодательство Российской Федерации, обязывающее платить такие высокие налоги, обходит стороной текущее экономическое положение страны, рассчитывая на предприятия, которые ведут торгово- закупочную деятельность, у которых имеется надежный и постоянный высокий доход. Конечно, такие предприятия имеют возможность без задержек и в полном объеме платить все налоги в бюджетную систему РФ. Но существуют и другие предприятия, являющиеся производителями, которые используют в осуществлении деятельности старое оборудование и у них отсутствуют оборотные средства, а производимую продукцию им трудно реализовать в связи с ее не конкурентной ценой. Таких предприятий в России довольно большое количество.
Итогом вышесказанного является несостоятельность предприятий и вследствие этого невозможность заплатить налоги, предусмотренные законодательством.
При таких обстоятельствах получается, что отсутствие финансовых средств и вследствие этого уклонение от уплаты налогов становится процессом неизбежным. Но все-таки есть в настоящее время возможные способы для снижения объемов этих явлений. Для этого необходимо ввести комплекс мер по усовершенствованию законодательства Российской Федерации, так же нужно ужесточить контроль и регулярно проводить мероприятия по повышению налоговой культуры граждан страны в целом.
Литература:
- В. В. Лунеев, «Коррупция в России» / В. В. Лунеев // «Государство и право», 2007. — № 11. — с. 24.;
- А. М. Беляев, П. П. Шсвель, «Некоторые проблемы профессионального развития гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации» // Научно-информационный журнал «Армия и общество». — 2012. — № 2 (30). — С. 125–130.;
- Тематический выпуск: Взыскание задолженностей по налогам с организаций (Пронин, М. С. Пронин) («Горячая линия бухгалтера», 2006, n 9);
- С. А. Голубчикова, «О борьбе налоговых органов с уклонением от уплаты налогов» // Налоговый вестник № 4, 2008. — 45–49 с.