Благодаря последовательному осуществлению масштабных реформ во всех отраслях и сферах за годы Независимости в Узбекистане кардинально изменена структура экономики, создан надежный фундамент для устойчивого развития.
В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни было утверждена Постановления Президента Республики Узбекистана “Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах” 7-февраля 2017г. [1].
Целью решения этих задач является снижение себестоимости выпускаемой продукции, чтобы обеспечить увеличение ее сбыта и повысить конкурентоспособность на рынке товаров. Данные вопросы должны решаться наряду с такими задачами, как проведение активной инвестиционной политики, направленной на модернизацию, техническое и технологическое обновление производства, увеличение объемов выпуска продукции, разработка новых образцов техники, повышения качества и надежности выпускаемой продукции и т. п.
В результате последовательной реализации мер по углублению реформ и либерализации экономики закрепились тенденции устойчиво высоких темпов экономического роста, снижения уровня инфляции и повышения благосостояния населения. Эти тенденции благотворно влияют на повышение роли финансового состояния предприятий и организаций в условиях рыночных отношений.
Узбекистан, являющийся на сегодняшний день крупным производителем и экспортером хлопка, играет одну из ведущих ролей на постоянно растущем мировом рынке этого сырья.
Развитие хлопкового комплекса осуществляется в рамках процессов дальнейшей либерализации экономики и структурными сдвигами в осуществлении экономических реформ, обеспечивающих интеграция комплекса в мировые хозяйственные структуры. С учетом требований современного рынка, в Узбекистане осуществляются меры, направленные, прежде всего, на сохранение стабильных объемов производства хлопка и улучшение его качественных показателей. В последние годы хлопковая отрасль Узбекистана пережила многочисленные изменения: на смену пришла структурированная и координированная политика маркетинга.
Сегодня у узбекского хлопка на ключевых рынках потребителей имеется сильная клиентура, которая отдает ему предпочтение. Как результат, значительно увеличились объемы экспорта в такие страны, как Китай, Индия, Республика Корея, Россия и Бангладеш. Политика государства направлена на сокращение экспорта сырья за счет увеличения мощностей по внутренней переработке хлопка. Стабильна ситуация и с сельским хозяйством в стране. Благодаря налаженному производству по добыче и переработке хлопка, удалось развить текстильную промышленность. На сегодняшний день, экспорт узбекского текстиля увеличился в разы.
В условиях экономической нестабильности и достаточно высоких темпов инфляции важное значение приобретает достоверный учёт расходов организации.
В организациях расходы велики, и их экономия имеет большое значение в повышении конкурентной способности организаций на рынке. В связи с этим перед организациями стоит задача существенно их снизить.
Принятие управленческих решений должно быть основано на достоверной и релевантной информации о деятельности организации. Одним из важнейших видов такой информации являются данные о затратах. Понимание причин изменения затрат помогает предвидеть их поведение в различных условиях, оценивать возможности получения прибыли.
В Узбекистане все отрасли связаны с хлопковым комплексом, благодаря которому республика производит и реализовывает на мировом рынке высоколиквидную продукцию — хлопковое волокно, линт, улюк и другую продукцию, продажа которой является главным источником поступления иностранной валюты
В условиях рыночной экономики становится актуальным совершенствование организации управления деятельностью предприятия, т. е. процессом производства, эффективным использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов, основных фондов, материальных запасов и т. д. Целью решения этих задач является снижение себестоимости выпускаемой продукции, чтобы обеспечить увеличение ее сбыта и повысить конкурентоспособность на рынке товаров. Данные вопросы должны решаться наряду с такими задачами, как увеличение объемов выпуска продукции, разработка новых образцов техники, повышения качества и надежности выпускаемой продукции и т. п.
В условиях перехода к рыночным отношениям значение себестоимости продукции возрастает, поскольку снижение себестоимости является основным источником увеличения прибыли. Поэтому важно определить категорию “себестоимости продукции” не только на основе действующей регламентации, но и в соответствии о присущим ей экономическим содержанием.
Сущность себестоимости продукции состоит в том, что она представляет собой превращенную форму общественных издержек производства и обособившуюся часть стоимости продукта, которая отражает затраты средств производства и заработной платы на его создание и обеспечивает их возмещение для продолжения процесса воспроизводства [2].
Себестоимость продукции — синтетический, обобщающий показатель, отражающий все стороны производственно-хозяйственной деятельность предприятия и характеризующий эффективность его работы.
Считаем необходимым, отметить, что объектом исчисления себестоимости на предприятиях хлопкоочистительной промышленности являются: — хлопок-сырец, а в хлопкоочистительных заводах — волокно и другая сопряженная продукция, полученный после первичной переработки хлопка-сырца.
Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, характеризующих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д.
Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Более того, для предприятий, производящих продукцию, цены на которую жестко регламентированы законодательством, снижение себестоимости — единственная возможность сделать свое производство рентабельным и получать прибыль.
Основным видом деятельности АО «Корасув пахта тозалаш» является заготовка и первичная переработка хлопка-сырца, отгрузка готовой продукции потребителям и торгующим организациям по утверждённому вышестоящей организацией ТАО «Тошкентпахтасаноат» порядку.
Себестоимость хлопка-сырца калькулируется последовательно на заготовительном пункте (франко-заготпункт) и на хлопкозаводе (франко-хлопкозавод).
Общепринятой классификации методов калькулирования себестоимости продукции до сих пор не выработано. Широко распространенными являются следующие методы: нормативные, попередельные, позаказные, попроцессный метод, метод директ–костинга.
Особенностью калькулирования на предприятиях хлопкоочистительной промышленности является то, что различно определяется себестоимость продукции первичной переработки хлопка и прочих видов продукции (так называемая не хлопковая продукция).
В хлопкоочистительной промышленности для получения готовой продукции (хлопка-волокна) хлопок-сырец проходит несколько стадий обработки: сушку, очистку, джинирование, линтерование и прессование.
Так как хлопок-сырец проходит несколько фаз обработки, то затраты нужно учитывать на всех переходах, то есть использовать попередельный метод калькулирования продукции. А в прессовом отделе затраты учитывают нормативным методом (рассматривалось выше), так как тараупоковочные затраты нормируют заранее.
Отчетная калькуляция полной себестоимости хлопка-сырца на АО «Корасув пахта тозалаш» составляется один раз в год на 1 января раздельно по хлопку-сырцу средневолокнистых и длинноволокнистых сортов, в разрезе промышленных сортов и классов хлопка-сырца. Полная заготовительная себестоимость хлопка-сырца франко-хлопкозавод слагается из покупной стоимости хлопка-сырца по закупочным ценам без НДС, заготовительных расходов, сложившихся на заготовительных пунктах и расходов по доставке хлопка-сырца с внезаводских заготпунктов, складированию и хранению его на хлопкозаводе до подачи в основное производство на переработку.
В результате первичной переработки хлопка из производства поступает несколько видов хлопковой продукции. Из их числа один вид — хлопковое волокно — условно принимается как основная, а остальные (семена, линт, волокнистые отходы) как побочная продукция.
Группировка затрат по экономическим элементам — одна из наиболее распространенных. Служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.
Позволяет выяснить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в какой мере и в каком направлении эти факторы повлияли на общую себестоимость
Основными задачами, решаемыми при анализе затраты по экономическим элементам, являются определение доли (удельного веса) отдельных элементов в % к итогу затрат, а также расчет их динамики (или выполнения плана) [3].
Для этих целей применяется анализ затрат по экономическим элементам, который позволяет изучить состав затрат и охарактеризовать структуру себестоимости продукции.
Рассмотрим методику анализа общей суммы затрат по данным за 2016–2017 гг. представленная в таблице № 1. Из приведенных в табл. данных видно, что фактические затраты в 2017 г. больше затрат по элементам предыдущего года на 7 691 388 тыс. сум. или 130 %. Такое повышение затрат могло быть вызвано различными причинами, среди которых наиболее вероятными можно считать:
– повышение себестоимости;
– увеличением объема производства;
– изменение ассортимента выпускаемой продукции.
Таблица 1
Анализ затрат по экономическим элементам
№ |
Элементы затрат |
2016г. |
2017г. |
Отклонение |
|||
тыс. сум |
% |
тыс. сум |
% |
тыс. сум |
% |
||
|
Материальные затраты |
21 072 881 |
84,3 |
27 418 998 |
83,9 |
+6 346 117 |
-0,4 |
|
Затраты на оплату труда |
1 568 088 |
6,3 |
1 938 059 |
5,9 |
+369 971 |
-0,4 |
|
Общепроизводственные расходы |
1 718 589 |
6,9 |
2 387 812 |
7,3 |
+669 223 |
+0,4 |
|
Прочие производственные расходы |
623 129 |
2,5 |
929207 |
2,8 |
+306 078 |
+0,3 |
Затраты на производство, всего тыс.сум |
24 982 688 |
100 |
32 674 076 |
100 |
+7 691 388 |
- |
|
Данные свидетельствуют о том, что в отчетном году, равно как и в прошлом, наибольший удельный вес занимают материальные затраты (83,9 %), что говорит о материалоемком характере производства. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование.
Литература:
- «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» Указ Президента № УП-4947 Республики Узбекистан от 07.02.2017. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6,ст. 70, № 20, ст. 354.
- Палий В. Ф. Основы калькулирования. –М.: Финансы и статистика, 1987, с.288]
- Савицкая Г. В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». Учебник. М.,Инфра-М, 2011 г. — 582 стр.