Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 17.11.2018

Статья просмотрена: 6209 раз

Библиографическое описание:

Белова, Е. А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка / Е. А. Белова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53735/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современный мир заполнили различные гаджеты: мобильный телефоны, планшеты, ноутбуки и т. д. У каждого ребенка на улице можно заметить подобную технологию. Теперь электрические устройства заменили им все игрушки. Как же это влияет на ребенка? В первую очередь страдает его мелкая моторика. Часто мы можем увидеть, как вместо указательного пальца ребенок начинает использовать большой палец, перелистывая страницы на планшете. И это распространяется не только на сенсорный экран. Ребенок начинает везде и всюду использовать большой палец вместо указательного: включая и выключая свет, нажимая кнопку в туалете и т. д. В дальнейшем неправильное употребление пальца может сказаться на графомоторных навыках ребенка, что может снизить его уровень подготовки к школе и дальнейшее развитие. Также может наблюдаться у детей неправильный тонус в кистях и пальцев руки.

У многих детей можно отметить проблемы со зрительно-моторной координацией. Дети настолько привыкли видеть 2D мир, что в реальности они становятся совершенно беспомощными. Им тяжело планировать собственные движения. У них нет понятия собственного «Я» в пространстве. Нарушается также связь «глаз-рука», что в будущем тоже плохо скажется на дальнейшем обучении.

Все выше перечисленное неблаготворно влияет на развитие мелкой моторики. В современном мире даже у нейротипичных детей могут наблюдаться проблемы с мелкой моторикой. Поэтому актуальной проблемой данной статьи считается развитие мелкой моторики и ее важная роль в жизни у малыша.

Для начала вспомним, что такое «мелкая моторика». Термин «мелкая моторика» подразумевает координированные движения мышц пальцев и кистей рук. Дальнейшее их развитие отразиться на уровне умений ребенка выполнять различные повседневные задание, по типу навыков самообслуживания и дальнейшие важные способности для школы.

Давно было доказано, что мелкая моторика способствует благоприятному развитию речи у детей. Эта связь обуславливается тем, что речевые зоны коры очень близко находятся к двигательным зонам, общностью формирования двигательной и речевой сферы, а также взаимной связью формирования речи и моторики в целом [4].

Таким образом, показателем нормального развития ребенка является ничто иное, как мелкая моторика и развитие руки ребенка. В своей книге М. М. Кольцова «Ребенок учится говорить» указывает на то, что даже в животном мире общение зарождается посредством движения. Что наши далекие предки начинали путь от безмолвия к речи с помощью жестикуляции, начиная использовать в аффекте звукоподражательные крики. Что для лучшего развития речевой сферы следует стимулировать у ребенка движения пальцев [4].

Согласно изучению различных детей Л. Ф. Фомина в своей работе отметила следующую закономерность:

«Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы» [11].

Исследованиями доказано, что ребенок проходит несколько этапов психомоторного развития. Постепенно он проходит стадии от неспецифических манипуляций до осознанной деятельности, которая подразумевает под собой планируемое целенаправленное действие. В том числе осознанная деятельность включает в себя вторую сигнальную систему — речь [5].

В своих работах И. М. Сеченов особое внимание уделяет движению руки. Что они возникают в результате ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями, получаемыми от взаимодействия ребенка с окружающей средой [10].

По мнению Марии Монтессори — ребенок проходит три стадии развития:

– развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В первую очередь на этом периоде развивается словарный запас ребенка (от 1 до 2,5 лет), а во вторую — осваиваются графомоторные навыки, проявляющиеся в творчестве ребенка (рисунок, лепка), что в дальнейшем отражается на письме ребенка (от 3 до 4,5 лет);

– восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этот период ребенок начинает активно играть с предметами окружающего мира. То, что в первую очередь лежит в поле его досягаемости. Это могут быть пуговицы, мелкие бусинки, цветные камушки и т. д. Взаимодействие с мелкими предметами положительно сказывается на развитии мелкой моторики малыша. Но такие игры должны проходить под чутким присмотром взрослого, так как в первую очередь ребенок попробует предмет «на зуб»;

– формирование навыков самообслуживания (от 1 до 4 лет). На данном этапе ребенок учится самым простейшим навыкам самоосблуживания — одеваться и раздеваться, причесываться, чистить зубы и прочее [7], [8].

Бернштейн выдвинул идею об уровнях построения движения:

Уровень A — самый низкий уровень, отвечающий за тонус мышц. Этот уровень регулирует немногочисленные движения, связанные с вибрацией и тремором.

Уровень B — уровень синергий. Обработка поступающих сигналов от мышечно-суставных рецепторов, сообщающие о положении и движении частей тела. На этом уровне происходит организация движений более высоких уровней и выполняется задача внутренней координации сложных двигательных ансамблей. Одним из примеров движения является потягивание и мимика человека.

Уровень C — уровень пространственного поля. На данном уровне принимается и обрабатывается информация, поступающая от органов зрения, слуха и осязания. То есть информация о внешнем пространстве. На данном уровне строятся движения, учитывающие пространственные свойства объектов — их форму, положение, длину, вес и т. д. То есть все переместительные движения.

Уровень D — уровень предметных действий. Уровень, отвечающий за организацию действий с предметами. На данном уровне учитываются все орудийные действия и манипуляции с предметами.

Уровень E — уровень интеллектуальных двигательных актов. На этом уровне учитываются такие движения, как: движение письма, речевые движения, движения символической или кодированной речи. Движения данного уровня имеют вербальный смысл.

Согласно всем выше описанным уровням, Бернштейн делает несколько выводов. Во-первых, в организации движений участвуют сразу несколько уровней. К примеру, письмо является самым сложным движением, в котором участвует все пять уровней. Во-вторых, одно движение может строиться на разных ведущих уровнях. К примеру, круговое движение (может выполняться по-разному — движение пальцем, движение тела или действие с предметом) может строится на любом из уровней [9].

Стоит более подробно рассмотреть и проанализировать становление мелкой моторики у ребенка от рождения. Изучим работы Визель Т.Г [3].

0–1,5 мес. На данном промежутке жизни ребенок лежит на спинке. Но даже в этот период он беспорядочно движет ручками, что является врожденной способностью.

2 мес. Зарождается ориентировочная деятельность ребенка. Происходит включение элементарных уровней коры головного мозга. Ребенок постепенно начинает прослеживать за движением своих рук. Рассматривать их, подносить к лицу, хватать предметы, прикасающиеся к рукам. В этом возрасте ребенок может приподнимать головку, что дает ему изучить ближайшее пространство.

3–4,5 мес. Этот период характеризуется включением различных двигательных систем мозга: стволовые, пирамидные и подкорковые. Младенец может уже лежать на животе, опираясь на предплечье. Данная поза позволяет ему рассматривать свои руки, играть с ними. Окружающее пространство расширяется.

4,5–5 мес. Ребенок старается сесть, когда его тянут за ручки. Новая поза говорит о том, что ребенок готов в ближайшее время принять вертикальное положение. Именно в этот момент, ребенок может удерживать предмет, который ему положат в руку. Неотъемлемой частью развития становится погремушка. Ребенок старается удержать ее и активировать звук из нее. Начало предметной деятельности положено.

5–5,5 мес. Появилась возможность трогать свои колени, изучать их с помощью прикосновений, лежа на спине. Совершаются перевороты со спины на бок. В данный период ребенок уже самостоятельно пытается взять ближайшие предметы для изучения. Ребенок может проводить пальцами по интересующей его игрушке.

5,5–6,5 мес. Ребенок может приподниматься, лежа на животе, опираясь при этом на руки. Кисти раскрыты, что помогает ему удерживать равновесие дольше. Поза руки подготавливается к предмету, который ребенок хочет взять.

6,5–7,5 мес. Ребенок продолжает изучать собственное тело путем осязания. На данном этапе первой частью изучения становятся ступни. Ребенок начинает сидеть без поддержки. Прослеживает за собственными движениями при перекладывании игрушки из руки в руку. Появляется способность вращать кистью, держащей игрушку.

7,5–8,5 мес. Двигательные координации усложняются: ребенок самостоятельно берет игрушку сразу двумя руками и поднимает ее. В этот период ребенок с поддержкой может принять вертикальное положение.

8,5–9,5 мес. Ребенок начинает владеть собственным телом и появляется его произвольность. Ребенок становится более подвижным. Он тянется к изучению окружающей среды. Также появляются первые непредметные действия руками — ребенок начинает хлопать в ладоши.

9,5–11 мес. Активное передвижение ребенка приносит новый способ движения — пинцетный захват.

11–12 мес. В данный период большее внимание родители уделяют тому, что ребенок встает при помощи опоры и крепко держится на ногах. В предметной деятельности тоже происходят изменения. Идет совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок может бросать мячик.

1–1,5 года. Ребенок начинает самостоятельно вставать и ходить. Просыпается интерес к изобразительной деятельности. Ребенок может несколько раз провести карандашом по бумаге, образуя каракули. Также развивается манипуляция с предметами. Ребенок может поставить кубик на второй кубик, построив небольшую башенку.

1,5–2 года. Появляется первое движение мелкой моторики: ребенок опускает в отверстие маленький предмет.

2–3 года. Ребенок может поймать мяч, который катится к нему. Башенка из кубиков может теперь состоять из 4 кубиков. Появляется интерес к сенсорным играм — ребенок переливает из одной емкости жидкость в другую.

3 года. Ребенок может работать с пластилином, раскатывая из него неровные колбаски. Совершаются попытки разрезать бумагу ножницами.

В своей работе Архипова Е. Ф. «Стертая дизартрия у детей» выделяет важность работы мелкой моторики, как неотъемлемую часть развития речи. По ее мнению, способности писать у ребенка начинается значительно раньше того момента, когда ребенку вкладывают в руки карандаш для обучения написания букв. Ребенок проходит несколько стадий развития графомоторных навыков [2].

В 1–1,5 года ребенок может только зажать карандаш в ладони, что ограничивает его движения. Нет конкретной мысли что-либо изобразить на бумаге.

В 2–3 года ребенок удерживает карандаш сверху. Движения свободные и спонтанные. Появляется определенность в движениях. Ребенок наблюдает за линиями. Преобладают вертикальные движения, имитация еще ограничена. На бумаге появляются неровные овалы — первая попытка изобразить человека и окружающую действительность (солнце, мячик и т. д.).

В 3,5–4 года появляется правильный захват карандаша. Улучшается координация движений, зрительно-пространственное восприятие. Ребенок отслеживает границы листа и границы собственных рисунков. Ребенок начинает копировать изображение. Старается передать пропорции предмета и рисунка.

В 5 лет в рисунках преобладает штрихи — вертикальные и горизонтальные. Теперь ребенок отслеживает длину линии, равномерность и четкость. Ребенок правильно держит ручку. Появляется желание писать буквы.

В 6 лет ребенок копирует геометрические фигуры. Их линии более четкие, пропорциональные. В этом возрасте ребенку доступны любые движения. Благотворно влияет на дальнейшую способность к письму рисование.

Согласно Е. М. Мастюковой особенности развития мелкой моторики тесно связаны со зрительно-моторной координацией [1], [6].

В 1–2 года ребенок может держать в руке 2 предмета, чертить карандашом, переворачивать страницы. Ставит друг на друга 2–6 кубиков.

В 2–3 года ребенок может открывать ящики. В этот период преобладает сенсорные игры — игра с песком и глиной. Открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы, пользуется ножницами.

В 3–4 года ребенок начинает рисовать цветными карандашами или мелками. Начинает складывать бумагу один раз. Строит башенку из 9 кубиков.

В 4–5 лет ребенок начинает лепить из пластилина поделки (из 2–3 частей), шнурует ботинки, может опознать фигуру на ощупь.

Стоит помнить, что на развитие мелкой моторики влияет не только поэтапное созревание центральной нервной системы, но и окружающая среда ребенка.

Таким образом, мы можем подвести итог, что развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью развития ребенка. Что развитие мелкой моторики начинается с первых дней жизни и позволяет ребенку изучать окружающий мир, подкрепляя другие немаловажные процессы в жизни.

Литература:

  1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. Вузов / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 224 с.
  2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. –– М.: АСТ: Астрель, 2006. — 319 с.
  3. Визель, Т. Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. Вузов / Т. Е. Визель. — М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005, 384с.
  4. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить /М. М. Кольцова. — М.: «Сов. Россия», 1973.
  5. Лурия, А. Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р. Лурия. — М.: Педагогика, 1970. — 495 с.
  6. Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е. М. Мастюкова. — М.: Классикс Стиль, 2003. — 320 с.
  7. Монтессори, М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. — М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. — 269 с.
  8. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. — М.: Карапуз, 2009. — 228 с.
  9. Общаяпсихология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 1. 0–28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.
  10. Сеченов, И. М. Избр. Произведения / И. М. Сеченов. — М.: АН СССР, 1952. — 774 с.
  11. Фомина, Л. В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста // Уч. зап. МГПИИЯ- Т. 60. Исследование и речи / Л. В. Фомина. — М., 1971. —С. 32–38.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, уровень, движение, предмет, развитие, рука, вертикальное положение, зрительно-моторная координация, предметная деятельность.


Задать вопрос