Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.11.2018

Статья просмотрена: 2190 раз

Библиографическое описание:

Захарова, Е. В. Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета / Е. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 251-252. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53736/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выявлены его причины.

Ключевые слова: экзаменационный стресс, стрессогенные факторы, студенты.

Проблема учебного стресса среди студентов актуальна, поскольку для студентов очного отделения обучения учебная деятельность занимает большую часть их времени и сил, а студенты заочного отделения часто совмещают учебу с работой и вынуждены быстро включаться в учебный процесс. То, насколько эффективно студенты справляются с учебными нагрузками и связанным с ним стрессом, влияет на состояние здоровья и успешность их обучения, а в будущем и на становление их, как будущих профессионалов [1]. Проблеме стресса посвящены исследования, авторами которых являются Леви Л., Ладанов Ч. Д., Тигранян Р. А., Левитов Н. Д. и другие. Много работ посвящено проблеме индивидуальных различий стресса Изард К. Е., Додонов Б. И., Немчин Т. А. и др. В работах таких авторов как Н. А. Агаджанян, Ю. В. Щербатых специальное внимание уделяется проблеме стресса и стрессовых ситуаций в процессе учебной деятельности студентов.

В настоящий период отсутствует оптимальное определение учебного стресса, тем не менее допускается возможным выделить ключевые свойства, которые его определяют. Захаренко Т. А. и Кулько Е. И. заявляют о том, что академический стресс появляется в том случае, если студент чувствует напряжённость, инициированную разными условиями, и не имеет возможности с ней совладать. В силу того, что данные условия превышают его приспособительные средства [3]. Условиями, обусловливающие возникновение стресса являются: недостаточное количество отдыха, негативные физиологические обстоятельства, присутствие у учащегося задолженностей и низкий уровень успеваемости, не сформированные умения разумного планирования и распределения времени, излишняя учебная перегрузка, недовольство выбранной специальностью, утрата заинтересованности к учебе или отдельным ее состовляющим, конфликты с однокурсниками и преподавателями. Напряжение непосредственно отражается на учебной деятельности студентов. Давно известно, что нервное напряжение отрицательно воздействует на работоспособность и эмоциональный тон учащихся высшего учебного заведения. В результате у студентов может появиться апатия, нервозность, затруднения в сосредоточении, угнетенное самочувствие, перепады настроения [2].

В качестве респондентов нами были выбраны группы студентов факультета социальной работы и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (1-й, 2-й и 6-й курс) в количестве 42 человек. Для исследования были выбраны следующие методики: Бостонский тест на стрессоустойчивость, шкала оценки нервно-психического напряжения (Немчин Т.А), методика оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина. Обработав результаты диагностики, можно сделать соответствующие выводы.

  1. Исследование нервно-психического напряжения (Немчин Т.А) у студентов на разных этапах обучения показало, что большинство студентов 1 курса характеризуют свое состояние как озабоченное, подавленное и тревожное, их нервно-психическое напряжение приравнивается к умеренно-выраженному. У большинства студентов 2 курса, отмечается слабое нервно-психическое напряжение, в процессе обучения они чувствуют себя непринужденно, уверенно и спокойно. Основная часть выпускников вуза показывают большую уверенность в себе, в своих профессиональных способностях и компетентности и демонстрируют слабое нервно-психическое напряжение.
  2. Исследование устойчивости к стрессам по Бостонскому тесту показало, что 93 % первокурсников подвержены стрессам, что оказывает существенное негативное влияние на жизнедеятельность студентов. Среди второкурсников на 27 % опрошенных стрессовые воздействия оказывают немалое влияние. 84 % опрошенных шестикурсников демонстрируют нормальный уровень стресса, соответствующий в меру напряженной жизни активного студента.
  3. При анализе вклада отдельных проблем в общую картину стресса, был выявлен высокий средний балл первокурсников по проблемам общеорганизационного характера и «вечным» проблемам студенчества — 4,3 и 5,0 средних баллов соответственно. Это свидетельствует о наличии ряда стрессовых факторов, влияющих на их эмоциональное состояние и уровень адаптивности. Низкие баллы по проблемам общеорганизационного характера у студентов 2- го курса (1,3) и шестикурсников (1,1) говорит о произошедшей динамике процесса адаптации к новым формам и методам обучения в учебном заведении. На изменение в сторону повышения уровня постоянного стресса за последние 3 месяца учебы указали 76 % первокурсников, 17 % второкурсников и 8 % шестикурсников. Таким образом, студенты 2-го курса демонстрируют основное понижение уровня постоянного стресса (51 % студентов указывают на значительное или незначительное уменьшение), 65 % шестикурсников говорят о неизменном уровне стресса, то есть относительной его стабильности. О наличии трудностей в жизнедеятельности студентов говорят высокие средние баллы по психологическим и физиологическим трудностям (6,7 и 7,2 соответственно) характеризует первокурсников как беспомощных, не находящих способы борьбы со стрессами. Средние и низкие баллы 2-го и 6-го курсов (от 4,3 до 1,2) свидетельствуют о том, что имеется динамика приспособления студентов к новым условиям жизнедеятельности. Из двух видов приемов снятия стресса 1-й курс отдает предпочтение (72 % обследуемых) негативным зависимостям (никотиновым, алкогольным, медикаментозным и пр.), практические методы борьбы, не наносящие вред здоровью, свойственны 88 % третьекурсников и 99 % пятикурсников (методы аутогенной тренировки, использование поддержки родителей и пр.). Выводом по данной методике становятся средние показатели экзаменационного волнения студентов: на 6-м курсе — 2,0, на 2-м курсе — 3,1, на 1-м курсе — 6,5 б.
  4. Количественный анализ по методике диагностики Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина показал высокую личностную (67 %), и ситуативную (51 %) тревожность студентов 1-го курса. Главной особенностью большинства первокурсников является высокая тревожность и эмоциональная неустойчивость. Преимущественно низкие показатели личностной тревожности у второкурсников (75 %) говорят об активном вытеснении студентами чувства тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Низкая ситуативная и личностная тревожность шестикурсников (30 % и 29 % соответственно) говорит о качественном отсутствии напряжения, беспокойства и нервозности в учебных группах.

Диагностический этап исследования подтвердил необходимость оказания студентам психологической помощи, направленной на улучшение эмоционального состояния, самочувствия, повышения уровня психологического здоровья и умственной работоспособности студентов. Основной целью предлагаемой нами программы профилактики и коррекции стресса является: ознакомление студентов с методиками снятия стрессового напряжения во время экзаменов и способами профилактики стресса. Ее реализация позволит студентам разных курсов легче адаптироваться к стрессовым ситуациям в процессе обучения в вузе.

Литература:

  1. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление — М.: ПЕРСЭ, 2012.
  2. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016.
  3. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, нервно-психическое напряжение, учебный стресс, Бостонский тест, личностная тревожность, общеорганизационный характер, слабое нервно-психическое напряжение, учебная деятельность студентов, экзаменационный стресс, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей

В данной работе рассматриваются особенности совладающего поведения и стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Осуществляется сравнение особенностей копинг-стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов-психологов и студентов-медико...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. ...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Динамика изменения состояния здоровья студентов Ижевской государственной медицинской академии

В статье приведен анализ изменения состояния здоровья студентов ИГМА в период их обучения с 1-го по 6-ой курс, зависимости этих изменений от различных факторов.

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза

В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).

Эмпирическое исследование тревожности у студентов педагогического вуза

В статье представлен теоретический обзор по проблеме изучения тревожности и проведено эмпирическое исследование уровня тревожности у студентов педагогического университета.

Некоторые психологические и физиологические особенности питания студентов-медиков разных факультетов

В статье представлены результаты исследования, направленные на определение взаимосвязи питания студентов и их успеваемости в университете.

Алекситимия и ее связь с расстройством пищевого поведения у студентов медицинского университета

В данном исследовании проведено выявление закономерности между алекситимией и развитием расстройств пищевого поведения у студентов медицинского университета. Для анализа данных было предложено прохождение онлайн-тестирования EAT-26 и шкалы TAS, по ре...

Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем

В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становит...

Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского университета

В данной статье представлены результаты проведенного путем анкетирования исследования о распространенности и проявлении синдрома эмоционального выгорания среди студентов 1–6 курсов всех факультетов Пермского государственного медицинского университета...

Похожие статьи

Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей

В данной работе рассматриваются особенности совладающего поведения и стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Осуществляется сравнение особенностей копинг-стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов-психологов и студентов-медико...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. ...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Динамика изменения состояния здоровья студентов Ижевской государственной медицинской академии

В статье приведен анализ изменения состояния здоровья студентов ИГМА в период их обучения с 1-го по 6-ой курс, зависимости этих изменений от различных факторов.

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза

В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).

Эмпирическое исследование тревожности у студентов педагогического вуза

В статье представлен теоретический обзор по проблеме изучения тревожности и проведено эмпирическое исследование уровня тревожности у студентов педагогического университета.

Некоторые психологические и физиологические особенности питания студентов-медиков разных факультетов

В статье представлены результаты исследования, направленные на определение взаимосвязи питания студентов и их успеваемости в университете.

Алекситимия и ее связь с расстройством пищевого поведения у студентов медицинского университета

В данном исследовании проведено выявление закономерности между алекситимией и развитием расстройств пищевого поведения у студентов медицинского университета. Для анализа данных было предложено прохождение онлайн-тестирования EAT-26 и шкалы TAS, по ре...

Особенности эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем

В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования по проблеме особенностей эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем. Сделан вывод о том, что сформированность всех фаз эмоционального выгорания становит...

Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского университета

В данной статье представлены результаты проведенного путем анкетирования исследования о распространенности и проявлении синдрома эмоционального выгорания среди студентов 1–6 курсов всех факультетов Пермского государственного медицинского университета...

Задать вопрос