За последние 10 лет в строительной отрасли не было значимых прорывов ни в технологии, ни в новых материалах, ни в самой структуре управления строительным предприятием. Если за рубежом еще происходят попытки внедрения таких систем, как BIM-технологий, то российские фирмы уступают даже в этом.
Ключевые слова: строительство, управление, организация, IDEF-моделирование, строительная отрасль.
За последние несколько десятков лет произошел значительный скачек в развитии технологий и внедрение их во многие отрасли производства. К сожалению, строительный рынок остается без изменений. Во многом это связано с тем, что строительство само по себе требует значительных финансовых вложений: материалы, техника, трудовые ресурсы. Как показывает практика, трудовые ресурсы у предприятия занимают отдельное место в иерархии важности.
Чем больше строительная организации, тем более увеличен штат управленческого и инженерно-технического персонала. К сожалению, в определенный момент начинают размываться границы должностных обязанностей и зон ответственности. Все это приводит к тому, что при увеличенном штате управленческого персонала замедляется время принятия решений, увеличивается риск ошибок, которые строительная организация не имеет право допускать.
Таким образом, громоздкость организационной структуры и размытие границ ответственности приводит к тому, что предприятие становится непривлекательным для инвестирования, значит, его развитие отбрасывается на несколько щагов назад, понижая эффективность производства.
Многие исследования показали, что чем более громоздкая структура предприятия, тем сложнее она поддается управлению и изменениям. В то время как другим отраслям удалось достичь значительного улучшения производительности и качества готовой продукции, строительная индустрия зашла в тупик.
В отрасли отсутствуют способы сочетания качества с высокой производительностью, внешние запросы к организации с гибкостью производственной системы. Конкуренция в основном сосредоточена на минимальных затратах, а не качестве готового продукта.
Строительная индустрия, в частности, отстает от других отраслей промышленности в использовании современных технологий как основного катализатор для улучшения ее процессов.
Методы управления информацией, используемые в текущем строительстве, сильно устарели. В частности, создание проектно-сметной документации в проектных организациях и непосредственная работа застройщиков, где так же присутствуют свои технический и сметный отделы, вызывает проблемы в форме дублирования работы, увеличение документооборота и т. д.
Улучшение обмена данными и общее управление информацией будет ключевым решением данных проблем. К сожалению, они не могут быть решены исключительно с помощью более продвинутых IT-инструментов. Необходим реинжиниринг самого процесса.
Ранние разработки в области строительных вычислений помогли обеспечить создание специальных программ для облегчения работы с базами данных в строительной отрасли. Хорошим примером является использование CADsystems для производства чертежей и таблиц для расчета стоимости. В течение последних нескольких лет новые IT-технологии все чаще используются для облегчения управления информацией и ее передачи в процессе строительства.
Компьютерные сети, системы управления документами, Интернет, базы данных и стандартов являются примером таких технологий. Однако их потенциал для совместного использования не был полностью внедрен в строительной отрасли, они чаще всего используются для документооборота в цифровом формате.
Современная строительная отрасль нуждается в общей системе управления, где четко будут отслеживаться все процессы на каждой стадии производства.
Основные недостатки получения информации в системе управления строительной организации:
‒ нет четкого отслеживания информации на входе-выходе и внутри самой структуры управления;
‒ плохая интеграция информации;
‒ отсутствие налаженной структуры обмена данными;
‒ нет инструментов для создания достаточной информации на этапе брифинга для того, чтобы соответствующе поддерживать принятие решений;
‒ информация, которая доводится до управляющего персонала, бывает искажена или недействительна;
‒ размытие функциональных обязанностей приводит к тому, что за те или иные действия отвечают лица, которые некомпетентны в данной области;
‒ перекладывание обязанностей с одной функциональной структуры на другую приводит к тому, что управленческие решения принимаются несвоевременно или вообще отсутствуют;
‒ отсутствие или минимальная внутренняя интеграция;
‒ нет единой программы для контролирования всех производственных процессов с этапа проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию.
Таким образом, механизм получения информации, соответственно, и контроль за предприятием в целом, плох. Следствием этого является то, что оценка производственного процесса основана на очень ограниченных знаниях.
Подобные проблемы послужили толчком для создания бизнес-моделирования, где четко будет отслеживаться все информация, которая поступает, выходит и находится внутри структуры, а также то, какие механизмы необходимы для принятия управленческого решения. Одна из таких систем — IDEF-моделирование.
Методология IDEF0 базируется на методе SADT (Structured Analysis and Design Technique) Росса, предназначенном для структурированного представления функций системы и анализа системных требований.
Изначально система IDEF создавалась для ВВС США, она была необходима для контроля всех производственных процессов, чтобы мог происходить обмен информацией между всеми специалистами организации. Эта модель стала настолько популярна, что начала применяться во многих областях, зарекомендовав себя эффективным средством для бизнес-моделирования и анализа процессов.
Более того, собственно с широким применением IDEF (и предшествующей методологии — SADT) и связано возникновение основных идей популярного ныне понятия — BPR (бизнес-процесс реинжиниринг). [2]
Данная модель способна построить все производственные процессы, достаточной для точного моделирования всей системы. Данная модель способна охватить весь процесс: от создания идеи до сдачи объектов в эксплуатацию.
IDEF0-модель состоит из диаграмм и фрагментов текста. На диаграммах все функции системы и их взаимодействия представлены как блоки (функции) и дуги (отношения).
Рис. 1. Модель IDEF0
Основные элементы модели:
‒ Функциональный блок (Activity) — преобразование (активность);
‒ Выходы (Output) — результат преобразования;
‒ Входы (Input) — объекты, которые преобразуются в Выходы;
‒ Управление (Control) — информация, как происходит преобразование;
‒ Механизм (Mechanism) — объекты, осуществляющие преобразование. [1]
В основе данной модели лежат два понятия: блок и дуга.
Блок — это бизнес-функция или работа. Он определяется как операция, процесс, действие. Внутри него помещаются его имя и номер. Согласно стандартам, им должно быть либо глаголом, либо глагольным оборотом, который описывает функцию. Номер блока размещается в правом нижнем углу. Номера блоков используются для их идентификации на диаграмме и в соответствующем тексте. [3]
Дуга — элемент, который описывает данные или материальный объект. Она показывает, что должно поступить на входе, чтобы действие выполнилось.
Если брать строительную организацию, до данную модель можно рассмотреть на примере сметного отдела.
Рис. 2. Пример IDEF
На рис. 2 отображен пример формирования акта выполненных работ (КС-2).
Данную модель можно разбить на более мелкие блоки, такой метод является декомпозицией. Он заключается в том, что каждый бизнес-блок можно разбить на более простые операции.
Таким образом, применение системы моделирования IDEF позволяет рассмотреть каждую работу, каждую функцию бизнес-процессов более детально. Это позволяет выявить проблемы, которые не позволяют достичь той или иной задачи, найти «белые пятна» в работе, что позволит улучшить деятельность предприятия и контроль со всех сторон.
Литература:
1. Моделирование бизнеса — IDEF, UML, ARIS — Электронный ресурс — Режим доступа — https://iiba.ru/business-modeling-idef-uml-aris/
2. Современные технологии для работы со структурами организации — Электронный ресурс — Режим доступа — http://consulting.ru/econs_art_847564222
3. Методология и инструментарий моделирования бизнес-процессов — Электронный ресурс — Режим доступа — https://books.ifmo.ru/file/pdf/1720.pdf