Использование информационных технологий в нотариальной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.11.2018

Статья просмотрена: 3153 раза

Библиографическое описание:

Денежкина, Ю. В. Использование информационных технологий в нотариальной деятельности / Ю. В. Денежкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53777/ (дата обращения: 15.11.2024).



За последние несколько лет произошли существенные изменения в сфере электронных технологий нотариального сообщества. Развитие информационного общества обеспечивает повышение уровня жизни граждан и быстрого делового оборота благодаря предоставлению электронных услуг. Нотариат не может стоять в стороне от распространения электронных технологий, доступных и удобных для каждого гражданина, а эффективность перехода нотариата на электронные технологии взаимодействия с государственными организациями и деловыми структурами, прежде всего кредитными организациями, во многом зависит от того, насколько успешно будет функционировать Единая информационная система (ЕИС) нотариата.

С каждым днём ЕСИ является все более востребованной, а количество записей в ней становится все более масштабным, в том числе по уведомлениям залогов движимого имущества, в этой области нотариат выходит на передовые позиции.

ЕИС создана Федеральной нотариальной палатой за свой счет и выполняет функции, возложенные на нотариат государством. Проект концепции развития ЕИС принят Правлением ФНП в феврале 2014 года, он предусматривает повышение уровня открытости и доступности нотариата. Именно он лежит в основе развития новых информационных технологий, которые используются нотариусами.

В настоящее время отмечается так называемый «переход к бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению». Нотариат не является исключением. Это является приоритетным направлением развития нотариата в России сегодня. В первую очередь это касается ускоренного получения нотариусом документов из необходимых источников.

В последние годы руководство РФ принимает ряд мер, направленных на создание специальной инфраструктуры «электронного государства», которая бы обеспечивала достоверность и юридическую значимость электронного документооборота.

Основным документом, регламентирующим данное направление деятельности государственных и иных структур, является Федеральная целевая программа «Информационное общество» (2011–2020 гг.), утвержденная Постановлением Правительства№ 313 от 15 апреля 2014 года [1].

Цели и задачи данной госпрограммы: получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием.

Показателями успешной реализации Программы станут рост индекса Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий и увеличение количества граждан, использующих госуслуги в повседневной жизни. К 2020 году планируется увеличить долю населения, пользующуюся электронными госуслугами, с 11 % (показателя 2010 года) до 85 %.

В настоящее время очень актуальным стало внедрение электронного документооборота в нотариальную деятельность. Изменениями в Основы законодательства РФ о нотариате нотариусу предоставлено право удостоверять равнозначность электронных и бумажных документов [2].

Электронный документ, согласно пункту 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149 — ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», представляет собой «документированную информацию, представленную в электронной форме, то есть в виду, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно — телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах» [3].

«Развитие электронного документооборота, межведомственного обмена данными, новых онлайн — сервисов на базе ЕИС — важнейшее направление работы отечественного нотариата сегодня», — неоднократно отмечал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Доклад о Единой Информационной системе нотариата России представил директор Фонда «Центр инноваций и информационных технологий» Федеральной нотариальной палаты Владимир Голобоков. За три года существования ЕИС нотариата стала прочной основой для развития информационных технологий в нотариальной деятельности. Система обеспечивает оперативный обмен сведениями, как между самими нотариусами, так и в рамках взаимодействия с такими ведомствами как Росреестр, ФНС, Центробанк, МВД и др. Это позволило повысить удобство и скорость получения нотариальных услуг, нотариусы перешли на работу в режиме «одного окна». Сегодня в ЕИС вносятся и хранятся сведения обо всех ключевых нотариальных действиях, а с 2018 года на базе обновленной версии системы произошел окончательный переход российского нотариата на электронный документооборот. Такие важные изменения, прежде всего, направлены на обеспечение надежной защиты нотариальных актов и гарантии достоверности всех сведений, которые в них содержатся. Кроме того, на базе ЕИС функционируют общедоступные онлайн-сервисы, с помощью которых россияне, к примеру, могут проверить движимое имущество на предмет залога или подлинность предъявленной им достоверности. Публичные сервисы нотариата абсолютно бесплатны и функционируют в круглосуточном режиме.

В январе 2015 года Правление Федеральной нотариальной палаты утвердило Концепцию развития Единой информационной системы нотариата Российской Федерации, которой были определены основные этапы построения системы, промежуточные и конечные результаты. Концепция содержит основные критерии и требования к работе ЕИС с учетом ранее накопленного опыта работы нотариусов и нотариальных палат.

Заметным достижением института нотариата Российской Федерации в сфере использования информационных технологий в настоящее время является поэтапный (от столичных регионов к периферии) переход на действия по нотариальному оформлению права гражданина, юридического лица, государства, на наследственное имущество, руководствуясь принципом «Наследство без границ». Этот принцип предполагает возможность наследникам подавать заявление о принятии наследства и заведения наследственного дела у любого нотариуса нотариального округа, в котором наследодатель имел последнее место жительства или в данном округе находится наследуемое имущество. Данный принцип позволяет гражданам при выборе нотариуса не зависеть от сложившегося еще с советских времен правила распределения дел между нотариусами по первым буквам фамилий и адреса проживания. Справедливости ради необходимо отметить, что не все представители нотариального, юридического и гражданского сообщества однозначно поддерживают данное новшество справедливо указывая, что сложившаяся десятилетиями практика в данном вопросе создала положительный баланс учитывающий и возможности нотариусов и потребности граждан.

Институт нотариата развивается в современных способах защиты конституционных прав граждан и предлагает обществу новые решения для перехода в электронный документооборот. Веди и того, когда электронные факты заменят нам бумажные паспорта, удостоверения, доверенности, договоры о совершении сделок нотариальное удостоверение останется тем инструментом, с помощью которого можно будет твердо знать — доверять этому документу или же нет.

Очевидно, что развитие электронных форм взаимодействия — это основное направление совершенствования нотариальных услуг и условие повышения роли института нотариата в защите конституционных прав граждан Российской Федерации.

Сегодня нотариальное общество активно готовится к реализации новой обязательной процедуры: с 1 февраля 2019 года нотариусы Российской Федерации будут регистрировать сделки с недвижимостью в Росреестре в режиме онлайн.

Гражданам нововведение поможет сэкономить не только время, но и деньги: представление нотариусом документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном формате, будет для них совершенно бесплатным.

Развитие электронных технологий в нотариальной деятельности позволяет повышать уровень комфорта участников рынка недвижимости и эффективно обеспечивать его стабильность в современных реалиях жизни. Так с этого года нотариат полностью перешел на регистрацию всех совершаемых нотариальных действий в электронном виде. Это дополнительная гарантия защиты важных юридических сведений, их сохранности и достоверности.

Все эти шаги повысили привлекательность нотариальной формы сделок с недвижимостью: граждане стали в 1,5 раза чаще доверять заботу о юридической чистоте своих сделок нотариусам — число удостоверенных ими договоров превысило миллион.

Этап технической и нормативно-правовой подготовки, необходимой для успешного внедрения процедуры обязательного представления документов на государственную регистрацию, успешно пройден, и нотариусы готовы к работе по новым правилам.

Литература:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 г. Москва «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» // http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2014
  2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462–1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.1993. № 10. Ст.357
  3. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149 — ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. № 4131 (0). 2006. 29 июля.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, электронный документооборот, Федеральная нотариальная палата, гражданин, Единая информационная система, нотариальная деятельность, нотариат, нотариус, государственная регистрация, движимое имущество.


Задать вопрос