Целью нашего исследования было расширение возможностей применения аналитических методов управления транспортной и складской логистики в области управления и планирования, с учетом влияния основных действующих факторов на процесс функционирования логистических цепей с учетом возможных внутренних и внешних воздействий. На основе проведенного исследования был сформирован ряд показателей значимости, которых, на процесс функционирования логистических предприятий, позволяет реализовать дальнейшие этапы системного анализа и создать модель изучаемой сложной системы.
Ключевые слова: транспортная логистика, складская логистика, планирование, управление, системные исследования.
Для повышения уровня конкуренции транспортных предприятий в среде современных рыночных отношений необходимо снизить уровень суммарных затрат на производство, доставку товаров и сырья, а также обслуживание потребителя.
А. П. Киркин писал: “В каждом отдельном случае транспортные операции, сопутствующие на всем пути следования товара от поставщика до потребителя, сталкиваются с целевым конфликтом по себестоимости работ, уровню обслуживания и другим организационно-экономическим показателям. При этом в условиях неоднозначности воздействия внешних факторов, взаимодействия множества независимых элементов в системе доставки грузов потребителям и непостоянности хода транспортных процессов по времени и объему, основное внимание уделяется эффективному управлению транспортными операциями” [2].
Современное развитие информационных технологий, в некоторой степени, повысило степень использования математических методов в планировании транспортных процессов [3]. Однако их использование требует существенных финансовых затрат на разработку и обучение персонала. Таким образом, их внедрение оправдано только в случае окупаемости данных логистических издержек [4].
Поэтому, нахождение новых методов управления транспортными потоками в условиях целевого конфликта и необходимости оперативного поиска решений, повышающих эффективность управления за счет сокращения суммарных затрат, является актуальной проблемой в современных рыночных условиях работы предприятий.
Так как ведущей отраслью материального производства является транспорт, без которого было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг.
Весь грузооборот транспорта принято оценивать отдельно по его видам, получая оценку конкретной транспортной отрасли.
Таблица 1
Динамика изменения грузооборота по видам транспорта за период 2000–2015гг.,млрд. т-км
Основной интерес для нашего исследования представляет автомобильный транспорт используемы в логистики, которые в свою очередь имеет перечень характеристик.
Таблица 2
Основные характеристики автомобильного транспорта
Развитие логистического подхода привело к появлению множества независимых течений, таких как складская логистика, транспортная, и т. п. Главное внимание приковывают интегративные исследования в области складской и транспортной логистики, ввиду их гармоничной зависимости друг от друга и объединению их для осуществления технологических операций
Транспортная логистика;
- Выбор типа транспортного средства.
- Выбор вида транспортного средства.
- Совместное планирование транспортных процессов со складскими и производственными операциями.
- Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта.
- Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.
- Определение рациональных маршрутов поставки.
Складская логистика
- Анализ эффективности использования существующих складов.
- Определение количества складов.
- Выбор места расположения склада.
- Разработка логистического процесса на складе.
- Выбор способа хранения.
Исходя из перечня решаемых задач, можно сделать вывод о том, что транспортная и складская логистика сильно взаимосвязаны и в суммарном влиянии определяют необходимые для эффективного функционирования операции, при качественном управлении которыми представляется возможность эффективного контроля экономических показателей предприятия.
Стоит отметить, что к основным методам управления транспортными потоками относятся технологии основанные на применении системы массового обслуживания, теории графов, линейного программирования, дифференциальных уравнений состояния и др. Эти методы имеют множество допущений и упрощений по отношению к показателям, получаемым в процессе исследования показателей складской логистики, так как она в большей степени характеризуется рядом показателей, измеряемых в динамических условиях.
Также, существенное влияние на функционирование предприятия с точки зрения рассматриваемых подсистем, оказывает подсистема парка машин, обслуживающих эти виды логистики.
Для изучения сложных систем, в таких случаях, рекомендуется производить ее системный анализ для определения основных свойств изучаемой системы и предпосылок к возможности описания модели рассматриваемого процесса.
Под системным анализом понимаем научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы.
Рис. 1. Этапы системного анализа
Рис. 2. Основные подсистемы исследуемой сложной системы
По теме выполняемого исследования достаточно выполнить поиск основных показателей, определяющих функционирования трех основных подсистем
Проведя анализ научной литературы в рассматриваемых условиях были определены основные показатели, которые можно сгруппировать по шести направлениям
Таблица 3
Группы показателей
Группа показателей |
Наименование показателей |
Удовлетворение потребностей в качестве продукции и логистического сервиса |
– Степень готовности поставщика – Возможность изменения параметров заказа – Выполнение заказа точно к указанному сроку – Полнота удовлетворения заказа – Точность параметров заказа – Количество возвратов заказов – Количество случаев отсутствия запасов и повышения тарифов |
Использование инвестиций |
– Частота оборачиваемости оборотных средств – Средний уровень запасов – Объем инвестиций, вложенных в транспортную и складскую инфраструктуру – Использование вложенных инвестиций |
Логистические издержки |
– Затраты на логистику (% от общих расходов) – Общие затраты на материально-техническое обеспечение на единицу продукции – Расходы на отправленную единицу – Затраты на внутреннюю и внешнюю транспортировку – Затраты, связанные с качеством продукции (ущерб от недостаточного уровня качества, потери продаж, возврат товаров) – Затраты на грузопереработку и складирование – Затраты, связанные с процедурами заказов |
Время циклов |
– Время цикла заказа – Время производственно-технологического цикла – Время пополнения запасов – Время подготовки и комплектации заказа – Время обработки заказов – Время доставки заказа |
Производительность |
– Количество обработанных заказов в единицу времени – Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств – Логистические издержки на единицу продукции – Затраты в распределительной сети на единицу объема продаж |
Надежность |
– Безотказность – Долговечность – Ремонтопригодность – Сохраняемость |
Рис. 3. Основная подсистема исследуемой сложной системы
В результате выполненной работы был сформирован ряд показателей, определение значимости которых, на процесс функционирования логистических предприятий, позволяет реализовать дальнейшие этапы системного анализа и создать модель изучаемой сложной системы, в следствие чего рекомендовать возможные организационные изменения с целью оптимизации экономических показателей, тем самым, расширив спектр существующих методов управления и планирования в складской и транспортной логистике.
Литература:
- Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В. Щербакова. — СПб.: Питер, 2009. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
- Киркин А. П. Управление транспортными процессами доставки грузов в городских условиях с дополнением критериев логистики / А. П. Киркин, В. И. Киркина // Вiсник Схiдноукраiнського національного унiверситету: Наук. журнал. -- Луганськ, 2013. -- № 5 (194), ч. 2. -- С. 61
- Киркин А. П. Управление транспортными процессами доставки грузов в городских условиях с дополнением критериев логистики / А. П. Киркин, В. И. Киркина // Вiсник Схiдноукраiнського національного унiверситету: Наук. журнал. — Луганськ, 2013. — № 5 (194), ч. 2. — С. 61–67.
- Губенко В. К. Логистика: учебное пособие / В. К. Губенко. — Мариуполь, 1996. — 242 с.