Поддержка предпринимателей является стратегически важной задачей Правительства РФ. Опираясь на опыт развитых стран, можно говорить о том, что именно предпринимательский сектор способствует росту и развитию экономики государства. За последние три года наблюдается стабильный рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таблица 1
Статистика субъектов малых исредних предпринимательств [1]
|
Общее число предприятий |
Микропредприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
|||
2016 год |
5 726 915 |
5 436 266 |
270 088 |
20 561 |
|||
ИП |
ЮЛ |
ИП |
ЮЛ |
ИП |
ЮЛ |
||
2 970 191 |
2 466 075 |
28 847 |
241 241 |
373 |
20 181 |
||
2017 год |
5 800 654 |
5 514 930 |
265 862 |
19 862 |
|||
ИП |
ЮЛ |
ИП |
ЮЛ |
ИП |
ЮЛ |
||
3 046 342 |
2 468 588 |
26 469 |
239 393 |
126 |
19 736 |
||
2018 год |
5 958 421 |
5 686 246 |
253 203 |
18 972 |
|||
ИП |
ЮЛ |
ИП |
ЮЛ |
ИП |
ЮЛ |
||
3 264 642 |
2 421 604 |
27 884 |
225 319 |
323 |
18 649 |
||
Малый и средний бизнес является основой экономики государства — именно субъектам малого и среднего предпринимательства посвящена большая часть Налогового кодекса РФ. Но субъекты предпринимательства находятся в прямой зависимости от политики властей, от множества внешних факторов, что влияют не только на качество деятельности предпринимателей, но и на их количество. Для поддержки субъектов предпринимательства государство выработало механизм защиты, способствующий не только росту и развитию, но и стабилизации, как предприятий, так и экономики в целом.
К механизмам защиты и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства относят [2, С.48–50]:
- Специальные налоговые режимы.
- Налоговые каникулы
- Упрощение ведения бухгалтерской отчётности.
Специальные налоговые режимы являются основой механизма защиты и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Возможность установления и применения специального режима налогообложения закреплена в п. 7 ст. 12 НК РФ, а непосредственно специальные налоговые режимы прописаны в ст. 18 НК РФ. Специальные налоговые режимы устанавливают особый вид системы исчисления налогов, и в разделе VIII.1 прописан каждый режим. Перечень режимов полностью приведён в п. 2 ст. 18 НК РФ. Всего их пять, о чем ранее упоминалось.
Каждый из видов специального режима налогообложения обладает рядом различий и сходств. Условно их можно разделить на несколько групп.
Масштаб деятельности. Часть налоговых режимов предусмотрена только для малых предприятий, и только соглашение о разделе продукции (СРП) могут применять полноценные налогоплательщики.
Круг налогоплательщиков. Некоторые налоговые режимы можно применять только ИП или организациям.
Объект применения. Часть налоговых режимов ограничена кругом допустимой деятельности, когда упрощённая система налогообложения доступна практически при любом виде деятельности (с некоторыми исключениями).
Набор налогов, замененный на спецналог. При ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН заменяется налог на прибыль, имущество и НДС. Для СРП спецналога нет, но применяется система льгот по большинству указанных налогов.
Совместимость друг с другом и с основной системой налогообложения. Совместимы: ЕНВД и ПСН, ЕСХН и ЕНВД или ПСН. Несовместимы: ОСНО, ЕСХН и УСН. СРП не совместим ни с одним из специальных режимов [3, С.438].
Таблица 2
Сравнительная таблица специальных налоговых режимов [4, С. 440]
Показатель |
ЕСХН |
УСН |
ЕНВД |
СРП |
ПСН |
Глава НК РФ |
26.1 |
26.2 |
26.3 |
26.4 |
26.5 |
Кто применяет? |
Организации и ИП |
Организации |
ИП |
||
Допустимая деятельность |
Сельское хозяйство и рыболовство |
Любая деятельность, кроме той, что указана в п.3 ст.346.12 НК РФ |
Разрешённая деятельность прописана в п.3 ст.346.29 |
Поиск, разведка и добыча минерального сырья |
Разрешённая деятельность прописана в п.2 ст.346.43 |
Дополнительная документация |
- |
Соглашение о разделе продукции |
Патент |
||
Размер выручки |
- |
До 150 млн. руб. |
- |
- |
До 60 млн.руб. |
Численность работников |
До 300 человек (согл. пп. 2 п.2.1 ст.346.2 НК РФ) |
До 100 человек |
- |
До 15 человек |
|
Остаточная стоимость ОС, млн. руб |
- |
До 100 |
- |
- |
|
Участие других юрлиц, % |
- |
До 25 |
- |
- |
|
Введение специальных налоговых режимов было необходимо для укрепления и развития экономики государства, а также для стимулирования роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Как уже было сказано ранее, применение специального режима налогообложения регламентируется ст. 18 НК РФ. Если организация либо индивидуальный предприниматель не выбрали специальный налоговый режим, это означает, что они осуществляют свою деятельность в соответствии с общей системой налогообложения.
Специальные налоговые режимы обладают рядом специфических отличий:
– регламентируются Налоговым кодексом РФ, законами региональных органов власти и другими нормативными актами;
– специальные налоговые режимы устанавливаются на определённый срок, установленный законодательством;
– каждый налоговый режим имеет целевую направленность — повышение эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а так же улучшение их экономического положения;
– имеют определённый перечень льгот, представляющий определённые экономические выгоды налогоплательщику [5, С.64–66].
Наибольшее распространение получили такие режимы налогообложения, как: УСН, ЕНВД и ПСН. Это объясняется широким кругом возможной деятельности с применением перечисленных режимов налогообложения. Рассмотрим каждый режим в отдельности.
Упрощенная система налогообложения на сегодняшний день является самой популярной среди предпринимателей. Исследователи отмечают, что привлекательность УСН заключается в широком перечне допустимых видов деятельности, упрощённой системе бухгалтерского учёта и налоговой отчётности, возможности выбирать объект налогообложения («доход» 6 % или «доход минус расход» 15 %), замена налогов на один спецналог, налоговый период равный 1 году и освобождение от уплаты НДФЛ для индивидуальных предпринимателей.
Переход и осуществление деятельности на УСН предполагает замену налога на прибыль, налога на имущество и НДС на единый налог, взимаемый в связи с применением УСН.
Использование упрощённой системы налогообложения возможно лишь в том случае, если:
– количество сотрудников компании не превышает 100 человек;
– доход организации не превышает 150 млн. рублей в год;
– остаточная суммарная цена всех активов компании не превышает 100 млн. рублей;
– доля участия других организаций меньше 25 %;
– у организации нет филиалов. [6]
Право перехода на упрощённую систему налогообложения имеют только те организации, кто по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подаёт уведомление о переходе, её доходы не превысили 112,5 млн. рублей.
Также важно помнить, что законодательством жестко регламентирован перечень видов деятельности, ни при каких условиях не допускающий использование упрощённого режима налогообложения. Сюда относят страхование, инвестиции, банковские услуги, ломбарды, игорный бизнес, а также изготовление и продажа подакцизных товаров [6, с.36–40].
Единый налог на вменённый доход является одним из самых интересных режимов специального налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства. Его особенность заключается в том. Что применение данного режима возможно лишь в тех территориальных образованиях РФ, где это разрешено местным законодательством. Ставки налогов и виды деятельности рознятся от региона к региону, и в НК РФ есть лишь перечень допустимых видов деятельности, в рамках которого возможно использование ЕНВД. В сравнении с УСН у ЕНВД действительно ограниченный перечень видов деятельности, и закреплены они в п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
В рамках единого налога на вменённый доход, как и в упрощённой системе налогообложения, часть налогов заменяется специальным единым налогом. У юридических лиц фактически заменяется налог на прибыль организации, налог на имущество организаций и налог на добавленную стоимость. У индивидуальных предпринимателей происходит замена налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и налог на добавленную стоимость. Они заменяются на специальный налог.
Для перехода или применения ЕНВД организации необходимо соблюдать следующие условия:
- Среднесписочная численность сотрудников не превышает 100 человек.
- Деятельность организации имеется в перечне допустимых видов деятельности при ЕНВД в НК РФ.
- Деятельность организации имеется в перечне допустимых видов деятельности при ЕНВД в конкретном муниципальном образовании.
- Юридическое и физическое лицо не задействовано в сдаче в аренду недвижимого имущества (а именно автозаправочных и автогазозаправочных станций).
- Для юридических лиц: налогоплательщик не является учреждением образования, здравоохранения или социального обеспечения в части деятельности по оказанию услуг общественного питания. [7]
Для единого налога на вменённый доход есть широкий перечень ограничений, и он подходит гораздо меньшему числу субъектов малого и среднего предпринимательства в сравнении с упрощённой системой.
Отличительной особенностью ЕНВД является тот факт, что если организация задействована сразу в нескольких видах деятельности, то облагаться налогом ЕНВД будут лишь те доходы, что указаны в НК РФ. Первоначальная ставка ЕНВД 15 %.
Патентная система налогообложения отличается от УСН и ЕНВД тем, что предназначена исключительно для индивидуальных предпринимателей. Данная система налогообложения устанавливается НК РФ и вводится в действие законами субъектов РФ.
Отличительные особенности ПНС:
- Среднесписочная численность сотрудников — не более 15 человек.
- Доход по каждому из заявленных видов деятельности составляет не более 1 млн. рублей.
- Налоговая ставка — 6 %.
- Утрата права на применение ПНС наступает в случае, если доходы предпринимателя, по всем видам предпринимательской деятельности превысили 60 млн. рублей. [8]
Преимущество ПНС заключается в отсутствии необходимости подачи налоговой декларации в ФСН, но вместо этого необходимо вести учёт по доходам от каждого вида деятельности отдельно друг от друга.
ПНС предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и НДС. Как и УНС, и ЕНДВ, ПНС ограничена перечнем доступных видов деятельности, закреплённых в п. 2 ст. 346.43 НК РФ.
Из отличительных особенностей, делающих патентную систему налогообложения оригинальной, выделяется необходимость регистрации патента на каждый вид деятельности, срочность действия патента от 1 до 12 месяцев, а также совместимость ПНС с другими режимами налогообложения.
Таким образом, деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регламентируется широким кругом нормативно-правовых актов, каждый из которых обеспечивает разные аспекты деятельности субъектов. Правовое регулирование деятельности направлено, в первую очередь, на создание благоприятных условий для функционирования субъектов предпринимательства, а также для создания условий их развития. С другой стороны, налогово-правовое регулирование выполняет и контролирующую функцию, не позволяющую субъектам предпринимательства выступать за установленные рамки в ходе своей деятельности. Для поддержки субъектов предпринимательства государство выработало механизм защиты, способствующий не только росту и развитию, но и стабилизации, как предприятий, так и экономики в целом. К механизмам защиты и поддержки относятся: специальные налоговые режимы, налоговые каникулы для предпринимателей, упрощённая форма бухгалтерской и налоговой отчётности. Одним из механизмов государственной поддержки, обеспечивающих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, является введение специальных налоговых режимов. Данная мера была предложена Правительством РФ для стимулирования роста и развития субъектов предпринимательства, а также для предотвращения ухода предпринимателей в «теневой» сектор экономики. Стимулирование выхода из «тени» является одной из приоритетных задач правительства.
Создание специальных режимов налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства должно способствовать росту числа предпринимателей благодаря выгодным налоговым ставкам, упрощённой форме бухгалтерской и налоговой отчетности и другим привилегиям. Но на деле получается так, что, несмотря на кажущиеся преимущества, налоговая нагрузка оказывается высокой для малых предприятий, а ограничения деятельности, сопутствующие применению специального налогового режима, дискриминируют и ограничивают предпринимателей.
Литература:
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистика.-https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 04.10.2018)
- Герб А. А. Влияние специальных налоговых режимов на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства // Теория и практика общественного развития. 2017. № 2. С. 48–50.
- Хромова О. С. Сравнительная характеристика и анализ применения специальных налоговых режимов в РФ // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 4. С. 437–443.
- Жемчугова И. О., Денисенко А. П. Специальные налоговые режимы, эффективность и перспективы // Символ науки. 2017. № 6. С. 64–66.
- Упрощённая система налогообложения.URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/usn/ (дата обращения: 06.10.2018)
- Шевцова О. Д. Специальные налоговые режимы: их роль в системе налогообложения и эффективность применения // Бенефициар. 2018. № 21. С. 36–40.
- Единый налог на вменённый доход.-URL:https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/envd/ (дата обращения: 06.0.2018)
- Патентная система налогообложения.-URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/psn/ (дата обращения: 06.10.2018)