В статье автор анализирует нормативно-правовое регулирование реализации конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания. Конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания неукоснительно принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, однако существуют проблемы реализации данного права. Выделение проблем реализации конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания в Российском обществе, а также пути решения данных проблем явилось целью написания статьи.
Статья 18 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что каждый имеет право на свободу совести и религии, без которых нормальное существование цивилизованного общества невозможно. В демократическом государстве человек должен иметь возможность самостоятельно формировать свои моральные принципы, определять обязанности, осуществлять внутренний самоконтроль и нравственную самооценку своих действий [7].
Так, Конституция Российской Федерации «гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, и в то же время отвергает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности и не допускает принуждения выражать свои мнения и убеждения» (статьи 28, 29 [1]).
Закрепление и соблюдение этих основополагающих конституционных ценностей особенно важно для страны, пережившей исторические периоды атеизма и моноидеологии, неприемлемости плюрализма мнений, преследования «диссидентов», насильственного изгнания тех, кто в то время не принимал партийных установок. Сегодня российское государство с равным уважением относится к верующим всех конфессий и людям атеистических убеждений.
В современной России созданы все необходимые государственные и правовые гарантии свободы совести и вероисповедания. Разработано законодательство, обеспечивающее свободу совести в целом и выступающее стабилизирующим фактором диалога между национальными и религиозными группами в российском обществе. Основу этого законодательства составляет Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [5], который устанавливает основные принципы и гарантии в этой области. За нарушение права на свободу совести и вероисповедания в России установлена административная и уголовная ответственность (статья 5.26 КоАП РФ [4] и статья 148 УК РФ [3]).
В 2017 году к Уполномоченному поступили 810 обращений по вопросам свободы совести и вероисповедания, из них 22 носили коллективный характер.
Как и в предыдущие годы, в 2017 году значительная часть обращений (234), касается проблемы электронной идентификации, учета и обработки персональных данных верующих. Граждане указали на недопустимость принуждения к использованию технологий электронного учета, необходимость предоставления им беспрепятственной возможности на добровольной основе использовать альтернативные средства сбора, обработки, учета персональных данных и конфиденциальной информации. Эта проблема не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Уклонение верующих от использования новых электронных технологий, используемых при взаимодействии с государственными органами и коммерческими организациями, приводит к негативным экономическим последствиям для них самих и для их семей [8]. Они лишены пенсий, пособий, дотаций, материнского капитала, занятости и других социально-экономических и культурных прав. Об этом сообщили верующие из Ленинградской, Костромской областей, Республики Крым, города Севастополя и других субъектов Российской Федерации.
Вторая группа обращений была посвящена вопросам регистрации и ликвидации религиозных организаций. В частности, Уполномоченному поступило 143 аналогичных обращения о недопустимости регистрации сатанинских культов и запрета деятельности религиозной группы «Сатанинская церковь». В указанных обращениях граждане просили оказать содействие в проведении проверки законности государственной регистрации Сатанинской церкви и издания ею журнала.
В ходе рассмотрения обращений о предоставлении информации о регистрации религиозных организаций «Сатанинская церковь Российской Федерации» не выявлено, граждане состоят из религиозных объединений.
18 жалоб поступило от верующих «Свидетелей Иеговы» в связи с обращением 15 марта 2017 г. Минюста России в Верховный Суд Российской Федерации с исковым заявлением о признании религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» экстремистской, о запрете ее деятельности и ликвидации организации.
Данные опроса ВЦИОМ свидетельствуют, что к объединению «Свидетели Иеговы» в российском обществе относятся преимущественно негативно, и решение Верховного Суда Российской Федерации о признании организации экстремистской и запрете ее деятельности на территории Российской Федерации нашло поддержку 76 % респондентов. При этом опасения и неприязнь по отношению к представителям той или иной религии, религиозного течения в целом для россиян не характерны [7].
Однако, задача бесконфликтного реинтеграции в общественную жизнь граждан, религиозной организации остается актуальной. И эта задача должна решаться совместно властью и гражданским обществом.
За последний год, проблема противоречий и конфликтов между осуществлением свободы выражения мнений и свободы творчества, с одной стороны, и правом на признание и охрану достоинства личности и соблюдение религиозных свобод, с другой, стала гораздо более острой. На эту тему поступили обращения от депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и других некоммерческих организаций, коллективные обращения граждан.
В связи с выходом трейлера к полнометражному фильму «Матильда» к Уполномоченному поступило 17 коллективных жалоб (более 20 тысяч подписей) на оскорбление чувств верующих через публичное осквернение образа, канонизированного Русской Православной Церковью императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. Не только православные верующие, но и мусульмане говорили о недопустимости осквернения святынь и многовековой истории народов России, обращая внимание на то, что историческая память объединяет и формирует фундамент общественного согласия федеративного государства.
Соглашаясь с позицией граждан, что моральный запрос общества на взаимном уважении религиозных чувств и недопустимость унижения человеческого достоинства являются основой стабильности России, уполномоченный направил обращения в прокуратуру и Министерство культуры России. Согласно полученным ответам, материалы экстремистского характера и признаки оскорбления чувств верующих в видео-трейлере к указанному фильму не раскрываются. После фильма был выпущен из Прокуратуры Санкт-Петербурга в декабре 2017 года он получил ответ, что экспертное учреждение организовала исследование фильма, а после получения результатов экспертизы будет решаться вопрос о мерах реагирования.
В результате рассмотрения этих и иных обращений, следует отметить, что очень важно для профессионального сообщества деятелей культуры и искусства вторгаться крайне внимательно моральные и нравственные устои верующих, используя идеи, сюжеты и художественные средства их выражения, заимствованные из внутренних правил религиозных организаций, исторических событий, тем более намеренно искажают духовный и моральный аспект, и составляющих суть веры или смысловая ориентация исторических событий, роли личности в истории и личной жизни.
Таким образом, иногда очень трудно найти грань между законным осуществлением свободы творчества, выражения мнений, критики слова и экстремистских действий. Но очевидно, что государство абсолютно не должно финансировать из государственного бюджета производство кинематографической продукции, производство и продажу театрального контента, проведение выставок, нарушающих баланс прав и свобод человека. Творчество одного человека не может быть поставлено выше прав и человеческого достоинства большой социальной группы верующих.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ред. от 01.09.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
- Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
- Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 05.02.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/
- Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 30.11.2010 N 327-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107378/
- Большакова, В. М. Право на свободу совести и свободу вероисповедания: особенности реализации в современной России / В. М. Большакова // Власть. — 2015. — № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-na-svobodu-sovesti-i-svobodu-veroispovedaniya-osobennosti-realizatsii-v-sovremennoy-rossii
- Головин, Е. Г. О некоторых аспектах деятельности Русской Православной Церкви в условиях современной России как светского государства / Е. Г. Головин. — Н. Новгород: НИУ РАНХиГС. — 2017. — 89 с.