Моржевание как вид копинговой стратегии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 14.11.2018

Статья просмотрена: 506 раз

Библиографическое описание:

Иванов, А. Е. Моржевание как вид копинговой стратегии / А. Е. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 252-256. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53807/ (дата обращения: 19.12.2024).



Представлен краткий аналитический обзор мнений на моржевание как на вид копинговой стратегии, призванной человеку справиться со стрессом, используя для этого когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии.

Ключевые слова: моржевание, закаливание, копинг.

Моржевание можно рассматривать не только как закаливающие процедуры или как вид отдыха и спорта, а как способ замещения, отвлечения от жизненных проблем. История развития закаливания достаточно широко освещена на страницах периодической печати [1, 14, 30].

Нашли освещение и вопросы видов технологии закаливания [9, 21], в том числе дошкольников в условиях детского сада [4, 11, 13] и школьников [17], в том числе на уроках физической культуры [2, 3]. На сегодняшний день мы можем считать закаливание одним из важнейших средств укрепления здоровья и элементов здорового образа жизни современного человека [7, 8, 10, 15, 16, 27] и даже своеобразным менталитетом гражданина России [12].

Благодаря моржеванию изменяется психологическое состояние человека. После таких процедур, как отмечают «моржи», на некоторое время забываются тревоги, страхи, снимается напряжение, появляется радостное настроение, бодрость [22, 23, 24, 25].

Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом [5]. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессами, и в общем случае, с психологическими трудными ситуациями обыденной жизни [19]. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в отечественной психологической школе, — переживание [6].

Если моржевание рассматривать, как способ самоуспокоения, можно сказать, что оно является одной из форм психологической защиты. Явление психологической защиты в основном связывается с такими функциями психики как приспособление, уравновешивание и регуляция. Согласно А. Фрейду: «…это средства, с помощью которых “Я” обороняется против неудовольствия и страха и старается утвердить свое господство над импульсивным поведением, аффектами и влечениями» [26].

Возникает вопрос, от чего необходимо защищаться? Если после купания забываются страхи и тревоги, снимается неуверенность и напряжение, то вероятно от душевной боли, которую трудно диагностировать и взять под педагогический и врачебный контроль. Боль в первую очередь выступает явлением, которое неконструктивно преобразует процесс решения жизненной проблемы в процесс заботы о своем теле. Потому что боль как эмоция быстро генерализуется, императивно требует немедленного действия. То же и с любыми негативными переживаниями. Так, телесное напряжение или холодовой шок субъективно терпеть легче, чем испытывать боль душевную, поэтому происходит подмена душевной боли на физическое напряжение. Создается впечатление, что мозг, стремясь сохранить себя (при душевных страданиях, психологических проблемах), готов пожертвовать чем угодно, в том числе и телом. Поэтому люди «моржи» готовы сносить сильные перепады температур — это предоставляет удобный способ «сжигания» (психологического уничтожения) подобных эмоций, возникших в ответ на жизненные трудности.

Таким образом, можно полагать, что душевные переживания маскируются, а физиологически шоковый ритуал эффективно переводит внимание и заботу с трудно решаемой душевной или социальной проблемы на заботу об организме в целом [6, 19].

В этом плане купание в холодной воде можно отнести к защитным реакциям по типу игнорирования или бегства. Вместо решения проблем человек бежит от них, а его тело выполняет функцию громоотвода. Психологические защиты, традиционно относимые к бессознательным механизмам, выполняют адаптационную роль для благополучия человека.

В доступной медико-педагогической литературе нам не удалось обнаружить прецедентов отнесения моржевания к психологическим защитам. Более того, как процедура, моржевание не может быть отнесена к защитам, а скорее обладает признаками копинговой стратегии.

Есть мнение, что копинг-стратегии оказываются более эффективными и не имеют побочных эффектов и менее энергоемкими. Психологическая защита требует порой очень больших энергетических затрат. Ф. Е. Василюк [6] отличает психологические защиты и копинги не только по эффекту, но и по целям и условиям протекания. Целями защиты он считает частное устранение, предотвращение, или смягчение неудовольствия, в то время как совладание имеет более общую цель: приспособление к действительности, позволяющее удовлетворять потребности. По характеру протекания защиты отличаются бессознательностью, искажением реальности, меньшей эффективностью. Копинги же осознаются и имеют четкие цели, не препятствуют полному восприятию реальности, привлечению помощи. Соответственно и результаты защит — это всего лишь частное улучшение ценой ухудшения всей ситуации, регресса. Сознательные стратегии совладания удерживают субъекта от регресса, ведут к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами.

Чтобы справиться со стрессом, человек объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Эти стратегии называют копингом. Во многих теориях отмечается, что копинг-стратегии могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными [28].

К конструктивным способам совладания можно отнести и систематическое купание в холодной воде. Бессознательные причины толкают на поиск снятия напряжения и через физиологическую зависимость люди находят свое спокойствие. В таком случае моржевание можно рассмотреть с точки зрения копинг-стратегии. Многие люди-«моржи» отмечают, что забыли о том, что когда-то сильно болели, а помощь врачей была безрезультатна, и только благодаря моржеванию они чувствуют себя здоровыми, их настроение бодрое и они активны в своих действиях. Такие высказывания объединяют в себе несколько копинговых стратегий (поведенческие и эмоциональные). Люди нашли свои совладающие способы для изменения своей жизни и способ с ними справляться [22, 23].

Моржевание можно признать копингом и потому, что оно является коллективным занятием. Люди находят себе единомышленников и объединяются в клубы и общества, в таком коллективе чувствуют себя комфортно. У них есть поддержка, стимул и общение.

Таким образом, моржевание было рассмотрено и как психологическая и защита, и как копинг. Моржевание выполняет функцию защит в той мере, в которой реализует стратегию бегства от проблем, их игнорирования. Основной механизм — замещение: «чтобы не тревожиться о душе, тревожимся о теле» [22].

Вместе с тем, было показано, что моржевание в полной мере является копинговой стратегией по следующим резонам. Во-первых, в той мере, в которой купание в холодной воде позволяет человеку решать свои жизненные проблемы: со здоровьем (хотя, как было показано, и не в полной мере), во-вторых, с общением в кругу людей подобных себе, решаются коммуникативные затруднения. А раз общения приносит удовлетворение, соответственно повышается уровень самооценки, что характеризует человека с положительной стороны.

Вероятно, в каждом конкретном случае представленность защитных компонентов может быть большей или меньшей. Например, если человек купаясь в холодной воде, получает свой физиологический допинг и ничего не меняет в своей жизни, то моржевание, оставаясь по сути копингом, перегружается психологическими защитами. Так как резервные возможности человека не бесконечны и через время системы организма будут истощаться, т. е. это временная, не эффективная форма решения проблем. Цена за это — истощение организма, и впоследствии атипичное протекание типичных болезней.

Если же человек осознает и использует моржевание только в моменты жизненных затруднений для снятия психического напряжения, прилагая все усилия для решения проблем, то моржевание в наиболее полной степени реализуется как копинговая стратегия [18, 22].

В короткой формулировке можно так обозначить соотношение между копингом и защитой в моржевании: это сознательный (копинговый) ритуал, комплексно эксплуатирующий эндокринные, иммунные процессы и процессы психологических защит. Каждая из составляющих порождает свои долговременные эффекты, грамотный учет которых как раз и должен составлять квалификацию специалистов, имеющих дело с холодовыми процедурами.

Литература:

  1. Аминев Ф. Г. История развития учения о закаливании / Ф. Г. Аминев, Г. М. Полько //Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы VI международной научно-практической конференции. Под редакцией Г. Л. Драндрова, А. И. Пьянзина. — Чебоксары, 17 ноября 2016 г. — 2016. — С. 4–7.
  2. Артышко С. В.К вопросу о технологии закаливания школьников на уроках физической культуре / С. В. Артышко, К. В. Макина //Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы ХIХ Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Е. А. Ветошкиной. — Хабаровск, 26 ноября 2015 г. — 2016. — С. 11–15.
  3. Архипова Т. Н. Физическая культура и закаливание. Правила закаливания /Т. Н. Архипова //Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Пермь, 21 января 2018 г. — 2018. — С. 183–185.
  4. Ахметзянова Л. И. Закаливание дошкольников в условиях детского сада / Л. И. Ахметзянова //Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации: материалы V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и аспирантов. — Томск, 20 апреля 2017 г. — 2017. — С. 10–11.
  5. Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладения с трудными жизненными ситуациями /Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2011. — № 1. — С. 100–111.
  6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. / Ф.Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 с.
  7. Весёлин Д.И Закаливание — важный элемент здорового образа жизни современного человека / Д.И Весёлин //Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2017. — № 1 (41). — С. 68–71.
  8. Гревцова А. Ю. Закаливание организма / А. Ю. Гревцова, Д. А. Павленко //Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2017. — № 1. — С. 23–33.
  9. Дякин Д. С. Виды закаливания. Влияние закаливания на организм человека / Д. С. Дякин //Актуальные проблемы физической культуры и безопасности жизнедеятельности: сборник научных трудов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Под редакцией Л. В. Кашицыной. — Саратов, 2016. — С. 44–45.
  10. Елистратова А. О. Закаливание, как часть здорового образа жизни / А. О. Елистратова, А. М. Кроха, Т. Н. Ражникова //Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — 2017. — С. 187–189.
  11. Карташев В. П. Закаливание и профилактика заболеваний органов дыхания у детей дошкольного возраста (5–7 лет) с аллергическим статусом / В. П. Карташев, А. И. Сесёлкин, С. В. Шмелева // Физическая культура и спорт: современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития: сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Института физической культуры, спорта и здоровья. — Москва, 08 ноября 2017 г. — 2018. — С. 68–73.
  12. Котляров А. Д. Зимнее плавание — что это: традиции, спорт, менталитет российского человека / А. Д. Котляров, Т. А. Комельков //Национальные виды спорта: актуальные проблемы развития и научно-методического обеспечения Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный университет физической культуры. 2016. — С. 128–132.
  13. Малахова Н. Е. Основные принципы и средства закаливания при работе с детьми дошкольного возраста / Н. Е. Малахова, И. П. Какуева, И. Г. Гранкина //Вестник научных конференций. 2017. — № 9–1 (25). — С. 87–88.
  14. Мартынюк Н. С. Историко-методические аспекты применения закаливания водой для оздоровления детей и взрослых / Н. С. Мартынюк, И. А. Дацкевич //Современные здоровьесберегающие технологии. 2017. — № 4. — С. 339–347.
  15. Николаев Е. В. Закаливание как один из методов становления здорового образа жизни / Е. В. Николаев, Н. В. Кузнецова, Д. Г. Амазян. //Человек, общество и культура в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Под общей редакцией Е. П. Ткачевой. — Белгород, 31 октября 2017 г. — 2017. — С. 140–142.
  16. Павлова В. В. Закаливание как одно из средств укрепления здоровья /В. В. Павлова //Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2017. — № 1. — С. 105–110.
  17. Панченко А. Е. Современные особенности обучения школьников основам закаливания / А. Е. Панченко, М. Д. Кудрявцев, А. С. Сундуков //Современные проблемы формирования и укрепления здоровья: тезисы докладов III Международной научно-практической конференции. — Барановичи, 27–28 апреля 2017 г. — 2017. — С. 27.
  18. Петров С. А. Моржевание, как способ мобилизации адаптивных ресурсов организма в решении социально-психологических и медицинских проблем / С. А. Петров, Т. А. Фишер, И. В. Фишер //Безопасность социума: гуманитарный аспект коммуникаций современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Безопасность социума: гуманитарный аспект коммуникаций современности». — Тюмень, 15–16 июня 2017 г. — 2017. — С. 536–546.
  19. Пилишвили Т. С. Проактивный копинг как ресурсный потенциал личности в процессе адаптации к новым условиям жизни / Т. С. Пилишвили, А. М. Исмаил. //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. — № 2. — С. 75–83.
  20. Ткаченко Н. Н. История закаливания человеческого организма /Н. Н. Ткаченко, Л. В. Филоненко. — Воронеж, 2016. — С. 307–311.
  21. Уминская М. Б.Закаливание организма / М. Б. Уминская //Вопросы науки и образования. 2017. — № 10 (11). — С. 141–143.
  22. Фишер Т. А. Влияние дозированного температурного воздействия на иммунофизиолгические механизмы в эксперименте: автореферат. дисс. … канд. биол. наук. // Т. А. Фишер. — Тюмень, 2007. — 23 с.
  23. Фишер Т. А. Копинг «в кредит»: Моржевание как отложенная аддикция /Т. А. Фишер //III Международная практическая конференция «Психология стресса и совладающего поведения. — Кострома, 2013. — С. 148–150.
  24. Фишер Т. А. Моржевание как способ повышения качества жизни / Т. А. Фишер, Е. Л. Доценко, С. А. Петров //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. — Т. 17. — № 5–2. — С. 528–533.
  25. Фишер Т. А. Психологические особенности участников ледяного марафона с разным стажем моржевания /Т. А. Фишер, С. А. Петров, Е. Л. Доценко, Т. А. Малярчук //Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2014. — № 9. — С. 165–172.
  26. Фрейд А. Эго и механизмы защиты / А. Фрейд. — M.: Изд-во Эксмо, 2003. — 256 с.
  27. Шелехова Н. И.Закаливание — как одна из форм здорового образа жизни студентов / Н. И. Шелехова, А. Грушевская //Система ценностей и интеллектуальный потенциал современной молодежи Материалы XIII научно-практических чтений памяти А. Н. Радищева. — Малоярославец, 05 апреля 2013 г. — 2013. — С. 131–135.
  28. Vitaliano P. P. Coping Profiles Associated With Psychiatric, Physical Health, Work and Family Problems. / P. P. Vitaliano // Health Psychology 1990, — V. 9 (3). — p. 348–376.
Основные термины (генерируются автоматически): холодная вода, защита, психологическая защита, стратегия, боль, обыденная жизнь, полная мера, проблема.


Ключевые слова

закаливание, моржевание, копинг

Похожие статьи

Особенности копинг-стратегий хирургов с разным стажем профессиональной деятельности

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению особенностей копинг-стратегий хирургов с разным стажем профессиональной деятельности.

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление

В данной статье осуществляется попытка анализа когнитивной природы депрессивного настроения у подростков. На основе этого анализа формируется примерный алгоритм консультирования, который включает способы развития дивергентного мышления как основной э...

Копинг-стратегия как способ преодоления профессионального стресса

В статье рассмотрены три копинг-стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Определены причины стрессовых ситуаций в работе эколога.

Тимбилдинг как средство сплочения команды

В статье авторы описывают использование тимбилдинга в работе по сплочению педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Тренинг как фактор развития корпоративной культуры в организации

В данной статье рассматривается тренинг, который в наше время является важной составной частью корпоративного развития любой организации или фирмы. Сделана попытка проанализировать проведение тренингов по формированию корпоративной культуры у сотрудн...

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде

Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Нейробиологические корреляты резилентности: понимание механизмов мозга, лежащих в основе адаптивных стратегий совладания

Данная статья исследует нейробиологические основы резилентности — способности индивида справляться с трудностями и стрессом. Обзор литературы охватывает современные исследования, посвященные биологическим механизмам, лежащим в основе резилентности, в...

Похожие статьи

Особенности копинг-стратегий хирургов с разным стажем профессиональной деятельности

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению особенностей копинг-стратегий хирургов с разным стажем профессиональной деятельности.

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление

В данной статье осуществляется попытка анализа когнитивной природы депрессивного настроения у подростков. На основе этого анализа формируется примерный алгоритм консультирования, который включает способы развития дивергентного мышления как основной э...

Копинг-стратегия как способ преодоления профессионального стресса

В статье рассмотрены три копинг-стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Определены причины стрессовых ситуаций в работе эколога.

Тимбилдинг как средство сплочения команды

В статье авторы описывают использование тимбилдинга в работе по сплочению педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Тренинг как фактор развития корпоративной культуры в организации

В данной статье рассматривается тренинг, который в наше время является важной составной частью корпоративного развития любой организации или фирмы. Сделана попытка проанализировать проведение тренингов по формированию корпоративной культуры у сотрудн...

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде

Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Нейробиологические корреляты резилентности: понимание механизмов мозга, лежащих в основе адаптивных стратегий совладания

Данная статья исследует нейробиологические основы резилентности — способности индивида справляться с трудностями и стрессом. Обзор литературы охватывает современные исследования, посвященные биологическим механизмам, лежащим в основе резилентности, в...

Задать вопрос