Ключевые слова: местная власть, гарантия, муниципальная собственность, бюджетное законодательство, местное самоуправление, традиция, деятельность органов, принцип, публичная власть, местная традиция.
В традиционном понимании гарантии деятельности органов местной власти учеными в области муниципального права разделяются на общие гарантии, такие как политические гарантии, экономические гарантии, социальные гарантии, духовные гарантии) и специальные гарантии (организационные гарантии, финансово-материальные гарантии, территориальные гарантии, отраслевые, судебные, контрольные, институциональные и другие).
Отметим, что вышеперечисленные виды гарантий деятельности местной власти являются взаимосвязанными и взаимодополняющими друг друга, взаимодействуют с конституционными нормами с учетом разности их объема. Политические гарантии осуществления местной власти в науке связывают с реализацией и осуществлением такого политико-правового режима в государстве, который бы обеспечил функционирование и деятельности органов местной власти в самом обществе [1].
Например, к таким условиям можно отнести особенности и осуществление стабильной деятельности любых институтов органов государственной власти и самих должностных лиц, таких как Президент РФ, Федеральное Собрание РФ как представительный законодательный орган, Правительство РФ как орган исполнительной власти, органы судебной системы и прокуратуры и т. д. [2].
Кроме того, к политическим гарантиям самостоятельности органов местной власти следует отнести право населения на обеспечение защиты своих прав, в том числе и права на создание и участие в деятельности органов местной власти. Также важнейшей политической гарантией местной власти можно назвать обеспечение правового режима законности и правового порядка в деятельности органов местной власти.
Так как политические гарантии деятельности местной власти очень тесно взаимосвязаны с конституционными нормами и правовым режимом, именно они формируют общий каркас и основу деятельности органов местной власти на конкретной территории, определяя особенности деятельности органов местной власти как смежного института власти с иными органами публичной власти.
Как известно, нормы Основного закона нашего государства наполнены социально-юридическими особенностями и, соответственно, обеспечивают стабильность и последующее развитие любых иных политических, экономических, духовных и социальных гарантий органов местной власти, так как именно в условиях развития финансовой нестабильности местной власти необходима стимуляция развития и роли деятельности местной власти по решению вопросов местного значения, в том числе необходимо развитие экономической самостоятельности органов местной власти.
Муниципальная гарантия представляет собой непоименованный в правовой системе один из способов обеспечения исполнения с участием публично-правового образования гражданско-правовых обязательств.
Отдельным аспектом системы гарантированности местной власти является юридическая ответственность как особый правовой институт в системе муниципальных правоотношений. Юридическая ответственность применяется по отношению к различного рода должностным лицам органов местной власти и может быть выражена в различных формам в зависимости от существа и объекта совершенного правонарушения.
Гарантии деятельности местной власти можно классифицировать на международные и внутригосударственные средства и условия, способы защиты права на осуществление местного самоуправления населением.
В зависимости от особенностей предмета правового регулирования деятельности местной власти ее гарантии могут быть как общемуниципальными, так и материально-правовыми, организационными гарантиями и компетенционными гарантиями.
В зависимости от особенностей субъектов местной власти, обеспечивающие конституционные гарантии местной власти, подразделяются на:
– на осуществляющие организацию местной власти субъекты (органы и должностные лица местной власти);
– на осуществляющие надзор и контроль за осуществлением полномочий органами местной власти субъекты;
– на обеспечивающие судебную защиту, конституционный нормоконтроль в сфере осуществления местной власти субъекты;
– на содействующие защите прав местной власти субъекты;
– на обеспечивающие нормативно-правовую основу осуществления местной власти субъекты.
В зависимости от особенностей объектовой направленности правового регулирования деятельности местной власти можно выделить:
– конституционные властно-управленческие гарантии местной власти, которые подразделяются, в свою очередь, на федеральные гарантии, региональные гарантии и собственно-муниципальные.
В муниципальном праве и науке также выделяют финансовые гарантии самостоятельности местной власти. Основные финансовые гарантии закреплены в бюджетном законодательстве и представляют собой экономическую основу деятельности муниципальной власти, так как без соответствующего финансового обеспечения невозможно выполнение возложенных на местную власть полномочий.
В целом гарантии финансово-экономической самостоятельности местной власти выражаются в следующем:
1) органы местной власти самостоятельно и под свою ответственность управляют муниципальной собственностью. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены особенности порядка распоряжения и управления муниципальной собственностью муниципальным образованием. Так, в части 1 этой статьи законодателем было установлено, что органы местной власти в самостоятельном порядке осуществляют владение, пользование и распоряжение принадлежащим им имуществом на основаниях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными правовыми нормами.
При этом муниципальная собственность наряду с иными формами собственности имеет равную правовую защиту от государства.
2) органы местной власти вправе осуществлять передачу во временное или постоянное пользование муниципального имущества физическим лицам и юридическим лицам, федеральным и иным публичным органам государственной власти, органам местной власти, отчуждать либо в соответствии с федеральными законами совершать иные сделки. Дополним, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются правовыми нормативными актами органов местной власти в соответствии с порядком, установленным федеральным законодателем.
В результате пользования муниципальным имуществом доходы поступают в муниципальную казну.
3) органы местной власти могут создавать и участвовать в создании хозяйственных обществ, учреждать муниципальные предприятия и учреждения, которые необходимы для осуществления полномочий по решению вопросов местного назначения.
4) в обязательном порядке наличие муниципального бюджета, так как органы местной власти в самостоятельном порядке осуществляют его формирование, исполнение и утверждение в соответствии с нормами бюджетного законодательства.
Остановимся на судебных гарантиях деятельности органов местного самоуправления и муниципальных образований. Такие гарантии представляют собой эффективное условие развития местной власти [3].
Рассмотрев систему гарантированности деятельности органов местной власти, мы можем отметить, что гарантии местной власти характеризует определенная системность, которая отражается в следующем:
а) сочетание целостности и разделения в правовом статусе органов местной власти, которое следует одновременно рассматривать как субъектно направленные нормы и конституционные нормы, действующие в системе норм конституционного права, объединенные определенной целостностью;
б) проведение структуризации системы конституционных правовых норм, обеспечивающих их непосредственное единство и взаимосвязанность внутри самой правовой системы;
в) выделение многочисленных гарантий, предполагающих выбор субъектами права из специально-нормативной фактуры подходящих им гарантий защиты своих прав либо свобод, либо охраняемых законом интересов субъекта;
г) функционирование и реализация конституционных норм, которые обеспечивают общие гарантии стабилизации правовой системы в случаях несистемного перестроения либо возникновения либо действия либо реализации правовых норм, которые создают «системный эффект», при котором правовые конституционные нормы становятся объемнее системы норм текущего законодательства в целом;
д) комбинация аксиологических норм Основного закона государства и праксиологических конституционных средств правового воздействия на развитие местной власти.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что гарантии самостоятельности местной власти представляют собой правовые средства и правовые условия, которые позволяют местному населению на территории конкретного муниципального образования быть защищенным от нарушения прав либо свобод либо законных интересов, какого-либо произвола деятельности органов государственной власти и местной власти и их должностных лиц, а также других субъектов муниципальных правовых отношений. Гарантии самостоятельности местной власти являются непосредственно предпосылками для развития всех элементов муниципальных правоотношений с участием местной власти. Эти гарантии, в свою очередь, в объективной форме выражаются как набор правовых условие и средств условий, обеспечивающих беспрепятственное осуществление права на осуществление местной власти населением, функционирование призванных действовать в режиме свободы и демократии муниципальных институтов власти в целом.
Литература:
- Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / О. Е. Кутафин– М.: Юристъ, 2004. — С. 529.Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. — М., 2013. — С. 461.
- Самигуллин В. К. Местное самоуправление в контексте его гарантий / В. К. Самигуллин // Конституционное и муниципальное право. — 2016. — № 1. — С. 68.
- Шайхуллин М. С. Понятие и система конституционно-правовых гарантий местного самоуправления в Российской Федерации / М. С. Шайхуллин// Российская юстиция. — 2018. –№ 1. –С. 16–19.