Гарантии принципа самостоятельности местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 19.11.2018

Статья просмотрена: 390 раз

Библиографическое описание:

Беляева, О. А. Гарантии принципа самостоятельности местного самоуправления / О. А. Беляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53814/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: местная власть, гарантия, муниципальная собственность, бюджетное законодательство, местное самоуправление, традиция, деятельность органов, принцип, публичная власть, местная традиция.

В традиционном понимании гарантии деятельности органов местной власти учеными в области муниципального права разделяются на общие гарантии, такие как политические гарантии, экономические гарантии, социальные гарантии, духовные гарантии) и специальные гарантии (организационные гарантии, финансово-материальные гарантии, территориальные гарантии, отраслевые, судебные, контрольные, институциональные и другие).

Отметим, что вышеперечисленные виды гарантий деятельности местной власти являются взаимосвязанными и взаимодополняющими друг друга, взаимодействуют с конституционными нормами с учетом разности их объема. Политические гарантии осуществления местной власти в науке связывают с реализацией и осуществлением такого политико-правового режима в государстве, который бы обеспечил функционирование и деятельности органов местной власти в самом обществе [1].

Например, к таким условиям можно отнести особенности и осуществление стабильной деятельности любых институтов органов государственной власти и самих должностных лиц, таких как Президент РФ, Федеральное Собрание РФ как представительный законодательный орган, Правительство РФ как орган исполнительной власти, органы судебной системы и прокуратуры и т. д. [2].

Кроме того, к политическим гарантиям самостоятельности органов местной власти следует отнести право населения на обеспечение защиты своих прав, в том числе и права на создание и участие в деятельности органов местной власти. Также важнейшей политической гарантией местной власти можно назвать обеспечение правового режима законности и правового порядка в деятельности органов местной власти.

Так как политические гарантии деятельности местной власти очень тесно взаимосвязаны с конституционными нормами и правовым режимом, именно они формируют общий каркас и основу деятельности органов местной власти на конкретной территории, определяя особенности деятельности органов местной власти как смежного института власти с иными органами публичной власти.

Как известно, нормы Основного закона нашего государства наполнены социально-юридическими особенностями и, соответственно, обеспечивают стабильность и последующее развитие любых иных политических, экономических, духовных и социальных гарантий органов местной власти, так как именно в условиях развития финансовой нестабильности местной власти необходима стимуляция развития и роли деятельности местной власти по решению вопросов местного значения, в том числе необходимо развитие экономической самостоятельности органов местной власти.

Муниципальная гарантия представляет собой непоименованный в правовой системе один из способов обеспечения исполнения с участием публично-правового образования гражданско-правовых обязательств.

Отдельным аспектом системы гарантированности местной власти является юридическая ответственность как особый правовой институт в системе муниципальных правоотношений. Юридическая ответственность применяется по отношению к различного рода должностным лицам органов местной власти и может быть выражена в различных формам в зависимости от существа и объекта совершенного правонарушения.

Гарантии деятельности местной власти можно классифицировать на международные и внутригосударственные средства и условия, способы защиты права на осуществление местного самоуправления населением.

В зависимости от особенностей предмета правового регулирования деятельности местной власти ее гарантии могут быть как общемуниципальными, так и материально-правовыми, организационными гарантиями и компетенционными гарантиями.

В зависимости от особенностей субъектов местной власти, обеспечивающие конституционные гарантии местной власти, подразделяются на:

– на осуществляющие организацию местной власти субъекты (органы и должностные лица местной власти);

– на осуществляющие надзор и контроль за осуществлением полномочий органами местной власти субъекты;

– на обеспечивающие судебную защиту, конституционный нормоконтроль в сфере осуществления местной власти субъекты;

– на содействующие защите прав местной власти субъекты;

– на обеспечивающие нормативно-правовую основу осуществления местной власти субъекты.

В зависимости от особенностей объектовой направленности правового регулирования деятельности местной власти можно выделить:

– конституционные властно-управленческие гарантии местной власти, которые подразделяются, в свою очередь, на федеральные гарантии, региональные гарантии и собственно-муниципальные.

В муниципальном праве и науке также выделяют финансовые гарантии самостоятельности местной власти. Основные финансовые гарантии закреплены в бюджетном законодательстве и представляют собой экономическую основу деятельности муниципальной власти, так как без соответствующего финансового обеспечения невозможно выполнение возложенных на местную власть полномочий.

В целом гарантии финансово-экономической самостоятельности местной власти выражаются в следующем:

1) органы местной власти самостоятельно и под свою ответственность управляют муниципальной собственностью. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены особенности порядка распоряжения и управления муниципальной собственностью муниципальным образованием. Так, в части 1 этой статьи законодателем было установлено, что органы местной власти в самостоятельном порядке осуществляют владение, пользование и распоряжение принадлежащим им имуществом на основаниях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными правовыми нормами.

При этом муниципальная собственность наряду с иными формами собственности имеет равную правовую защиту от государства.

2) органы местной власти вправе осуществлять передачу во временное или постоянное пользование муниципального имущества физическим лицам и юридическим лицам, федеральным и иным публичным органам государственной власти, органам местной власти, отчуждать либо в соответствии с федеральными законами совершать иные сделки. Дополним, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются правовыми нормативными актами органов местной власти в соответствии с порядком, установленным федеральным законодателем.

В результате пользования муниципальным имуществом доходы поступают в муниципальную казну.

3) органы местной власти могут создавать и участвовать в создании хозяйственных обществ, учреждать муниципальные предприятия и учреждения, которые необходимы для осуществления полномочий по решению вопросов местного назначения.

4) в обязательном порядке наличие муниципального бюджета, так как органы местной власти в самостоятельном порядке осуществляют его формирование, исполнение и утверждение в соответствии с нормами бюджетного законодательства.

Остановимся на судебных гарантиях деятельности органов местного самоуправления и муниципальных образований. Такие гарантии представляют собой эффективное условие развития местной власти [3].

Рассмотрев систему гарантированности деятельности органов местной власти, мы можем отметить, что гарантии местной власти характеризует определенная системность, которая отражается в следующем:

а) сочетание целостности и разделения в правовом статусе органов местной власти, которое следует одновременно рассматривать как субъектно направленные нормы и конституционные нормы, действующие в системе норм конституционного права, объединенные определенной целостностью;

б) проведение структуризации системы конституционных правовых норм, обеспечивающих их непосредственное единство и взаимосвязанность внутри самой правовой системы;

в) выделение многочисленных гарантий, предполагающих выбор субъектами права из специально-нормативной фактуры подходящих им гарантий защиты своих прав либо свобод, либо охраняемых законом интересов субъекта;

г) функционирование и реализация конституционных норм, которые обеспечивают общие гарантии стабилизации правовой системы в случаях несистемного перестроения либо возникновения либо действия либо реализации правовых норм, которые создают «системный эффект», при котором правовые конституционные нормы становятся объемнее системы норм текущего законодательства в целом;

д) комбинация аксиологических норм Основного закона государства и праксиологических конституционных средств правового воздействия на развитие местной власти.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что гарантии самостоятельности местной власти представляют собой правовые средства и правовые условия, которые позволяют местному населению на территории конкретного муниципального образования быть защищенным от нарушения прав либо свобод либо законных интересов, какого-либо произвола деятельности органов государственной власти и местной власти и их должностных лиц, а также других субъектов муниципальных правовых отношений. Гарантии самостоятельности местной власти являются непосредственно предпосылками для развития всех элементов муниципальных правоотношений с участием местной власти. Эти гарантии, в свою очередь, в объективной форме выражаются как набор правовых условие и средств условий, обеспечивающих беспрепятственное осуществление права на осуществление местной власти населением, функционирование призванных действовать в режиме свободы и демократии муниципальных институтов власти в целом.

Литература:

  1. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / О. Е. Кутафин– М.: Юристъ, 2004. — С. 529.Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. — М., 2013. — С. 461.
  2. Самигуллин В. К. Местное самоуправление в контексте его гарантий / В. К. Самигуллин // Конституционное и муниципальное право. — 2016. — № 1. — С. 68.
  3. Шайхуллин М. С. Понятие и система конституционно-правовых гарантий местного самоуправления в Российской Федерации / М. С. Шайхуллин// Российская юстиция. — 2018. –№ 1. –С. 16–19.
Основные термины (генерируются автоматически): местная власть, гарантия, деятельность органов, местное самоуправление, муниципальная собственность, норма, орган, бюджетное законодательство, государственная власть, муниципальное имущество.


Похожие статьи

Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления

Основные принципы и содержание права граждан на обращение в органы власти

Местное самоуправление и российская государственность: становление и развитие

Практика и современные направления развития организационной основы местного самоуправления

Политико-правовые принципы социального государства

Вопросы защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления

В статье автор рассматривает отдельные вопросы защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления.

Уровни осуществления правотворчества в Российской Федерации

Обеспечение права на защиту в административном процессе Республики Беларусь

Понятие и природа института территориального общественного самоуправления

В статье рассматривается такая форма осуществления населением местного самоуправления и общественных инициатив как организация территориального общественного самоуправления, его природа и сущность.

Общественные и публичные слушания в градостроительной деятельности

Народное представительство во властных структурах демонстрирует существование системы муниципальной демократии. Эффективность в работе определяется степенью участия граждан страны в общественной жизни. Органы государственной власти и местное самоупра...

Похожие статьи

Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления

Основные принципы и содержание права граждан на обращение в органы власти

Местное самоуправление и российская государственность: становление и развитие

Практика и современные направления развития организационной основы местного самоуправления

Политико-правовые принципы социального государства

Вопросы защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления

В статье автор рассматривает отдельные вопросы защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления.

Уровни осуществления правотворчества в Российской Федерации

Обеспечение права на защиту в административном процессе Республики Беларусь

Понятие и природа института территориального общественного самоуправления

В статье рассматривается такая форма осуществления населением местного самоуправления и общественных инициатив как организация территориального общественного самоуправления, его природа и сущность.

Общественные и публичные слушания в градостроительной деятельности

Народное представительство во властных структурах демонстрирует существование системы муниципальной демократии. Эффективность в работе определяется степенью участия граждан страны в общественной жизни. Органы государственной власти и местное самоупра...

Задать вопрос