Отношение учителей и обучающихся к изучению задач по теории графов на факультативных занятиях по математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 17.11.2018

Статья просмотрена: 213 раз

Библиографическое описание:

Тимофеева, О. П. Отношение учителей и обучающихся к изучению задач по теории графов на факультативных занятиях по математике / О. П. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53829/ (дата обращения: 16.11.2024).



В работе рассматривается отношение учителей математики и обучающихся к изучению задач теории графов на факультативных занятиях по математике в основной школе, а также описаны основные этапы изучения данной теории в школьном курсе математики.

Ключевые слова: теория графов, факультативные занятия, основная школа, индекс удовлетворенности.

Теория графов имеет широкие направления развития и применяется как в различных науках, так и в повседневной жизни. С помощью графов значительно упрощается решение многих математических задач. Для изучения данной темы не требуется специальных предварительных математических знаний.

Исследование роли задач по теории графов в развитии мышления обучающихся является весьма актуальным, интересующим многих педагогов и математиков. Многие из них полагают, что изучение элементов теории графов способствуют развитию алгоритмического и логического мышления, благоприятствует совершенствованию умений учащихся решать нестандартные задачи. В школьном курсе математики тема «Теория графов» не рассматривается. Однако некоторые положения теории графов могут быть отражены при обучении математике в школе. В учебниках основной школы, встречаются задачи, которые можно легко решить с использованием графов, в отличие от других способов. Олимпиадные задачи и некоторые задачи ЕГЭ тоже содержат задания, которые можно решить, применяя графический способ. Что же мешает учителю ввести в факультативный курс теорию графов и показать, как ее средствами можно легко решать нестандартные задачи?

Для ответа на этот вопрос был проведен опрос среди учителей математики и учащихся 6 и 8 классов г. Батайска Ростовской области. В нем приняло участие 45 учителей математики и 96 обучающихся.

Как показал опрос учителей математики, основной причиной редкого использования теории графов как на уроках математики в основной школе, так и на факультативных занятиях, является отсутствие эффективной методики обучения данной теме (85 %). Кроме того, были указаны и такие причины, как отсутствие мотивации к обучению (5 %) и отсутствие времени на изучение (10 %).

Учащиеся так же с настороженностью отнеслись к возможности изучения данной темы. Низкий индекс удовлетворенности (-0,13 и -0,04) обучающихся основной школы показал, что они имеют слабое представление об этом разделе математики. Небольшая часть из них (20 %) готова изучать эту дисциплину на факультативных занятиях по математике.

Ниже представлены результаты опроса обучающихся.

Рис. 1. Линейная диаграмма, иллюстрирующая результаты измерения индекса удовлетворенности входной диагностики обучающихся по теме: «Изучение занимательных задач по теории графов на факультативных занятиях по математике в основной школе». Вопросы 1, 2, 3 определяют уровень представления учащихся о теории графов. Вопросы 4 и 5 выявляют готовность учащихся изучать теорию графов на факультативных занятиях по математике

Для того чтобы у обучающихся сформировалось положительное представление о теории графов, отдельные вопросы из этого раздела, стоит вводить на факультативных занятиях, начиная с 5-го класса. Задачи по теории графов следует рассматривать и на некоторых уроках математики, как задачи, развивающие логическое мышление. Вводить их нужно постепенно, начиная с элементарных заданий. При первом знакомстве с такими задачами учителю не следует объявлять ученикам, что их нужно решать, используя теорию графов. Новый неизвестный термин может психологически испугать обучающихся: «мне неизвестно как решать такие задачи», хотя зачастую решение может быть быстрым и простым. Когда учащиеся будут уверены в своих силах, следует сообщить, что эти задания выделяют в особый раздел математики — теорию графов. Детальное рассмотрение темы стоит вынести в содержание факультативного курса.

Первостепенной задачей является раскрытие возможности графов как средств обучения учащихся решению задач. Затем следует разработать содержание факультативных занятий, отражающих основные положения теории графов. Сведения о них нужно углублять по мере изучения темы.

Таким образом, к выпускным экзаменам у обучающихся должно сформироваться представление об изучении теории графов в школе. Грамотная подача методики изучения задач по теории графов вызовет интерес у учащихся, поможет им получить начальные знания и умения по перспективному разделу математики «Теория графов» и даст возможность применить их в решении прикладных задач.

Литература:

  1. Березина Л. Ю. Графы и их применение. — М.: URSS, 2014.
  2. Оре О. Графы и их применение. — М.: URSS, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): теория графов, основная школа, задача, занятие, индекс удовлетворенности, логическое мышление, урок математики, учитель математики, факультативный курс, школьный курс математики.


Похожие статьи

Методические рекомендации по изучению элементов теории графов на факультативных занятиях

В работе приведены методические рекомендации учителям математики, по изучению элементов теории графов на факультативных занятиях в рамках основного общего образования.

Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике

В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Особенности формирования у школьников математической культуры в современных условиях

Данная статья раскрывает особенности формирования у школьников V–IX классов математической культуры в современных условиях. Определены направления формирования математической культуры в основной школе. Теоремы с доказательствами рассмотрены как одно ...

Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе

Статья посвящена теоретико-числовой подготовке учащихся основной школы в рамках курса внеурочной деятельности.

Уравнения в целых числах во внеурочной деятельности по математике

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Уравнения в целых числах» для обучающихся в 7–8-х классах основной школы.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Изучение комплексных чисел в общеобразовательной школе

В статье обсуждается необходимость и возможность изучения комплексных чисел в старшей школе, анализируются актуальные учебники математики, рассматриваются методические аспекты введения данного раздела в школьный курс математики.

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.

Похожие статьи

Методические рекомендации по изучению элементов теории графов на факультативных занятиях

В работе приведены методические рекомендации учителям математики, по изучению элементов теории графов на факультативных занятиях в рамках основного общего образования.

Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике

В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Особенности формирования у школьников математической культуры в современных условиях

Данная статья раскрывает особенности формирования у школьников V–IX классов математической культуры в современных условиях. Определены направления формирования математической культуры в основной школе. Теоремы с доказательствами рассмотрены как одно ...

Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе

Статья посвящена теоретико-числовой подготовке учащихся основной школы в рамках курса внеурочной деятельности.

Уравнения в целых числах во внеурочной деятельности по математике

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Уравнения в целых числах» для обучающихся в 7–8-х классах основной школы.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Изучение комплексных чисел в общеобразовательной школе

В статье обсуждается необходимость и возможность изучения комплексных чисел в старшей школе, анализируются актуальные учебники математики, рассматриваются методические аспекты введения данного раздела в школьный курс математики.

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.

Задать вопрос