Организационные условия профилактики агрессивного поведения детей в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 16.11.2018

Статья просмотрена: 374 раза

Библиографическое описание:

Малыхина, Л. В. Организационные условия профилактики агрессивного поведения детей в ДОУ / Л. В. Малыхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 307-313. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53834/ (дата обращения: 19.12.2024).



Появление агрессивного поведения  одна из наиболее частых и острых проблем в среде детского коллектива. В результате такого поведения снижается потенциал к плодотворному развитию, сокращаются возможности полноценной социализации, деформируется личностное развитие ребёнка. Поэтому для учреждений, дошкольного образования важно организовывать профилактическую работу, препятствующую появлению агрессивного поведения у своих воспитанников.

При моделировании превентивных и коррекционных программ следует учитывать все организационные условия, которые данный детский сад способен реализовать. В данной работе мы определяем: организационные условия как систему норм и правил, в том числе общих (юридических, этических) и специальных (должностные инструкции, методики, стандарты); квалификацию, деловые качества персонала, который действует, руководствуясь рамками нормативных предписаний [3]. Исследование проводилось на базе частного детского сада, расположенного в Казахстане, Северо-Казахстанской области, городе Петропавловске. Нами были выявлены следующие организационные условия: кадровые, материально-технические, учебно-методические, информационные, психолого-педагогические и финансовые. Для реализации каждого из перечисленных выше организационных условий были выявлены определённые показатели, так к показателям кадровых организационных условий следует отнести: сформированность кадрового потенциала ДОУ педагогическими, руководящими и иными работниками; уровень квалификации педагогических кадров в вопросе профилактики агрессивного поведения; непрерывность образования педагогов и психологов, способных успешно работать с детьми в профилактическом направлении.

Нами был подобран диагностический инструментарий: анкета, разработанная для психолого-педагогического коллектива, направленная на выявления уровня их педагогической грамотности в вопросе, касающемуся агрессивного поведения дошкольников; анкета, направленная на выявление основных направлений в работе по реализации показателей кадрового компонента данного детского сада, а также использовался метод анализ документов: изучались портфолио педагогов и паспорт детского сада.

Согласно изучению паспорта детского сада, мы получили информацию о таком показателе, как сформированность кадрового потенциала: в результате в данном дошкольном учреждении педагогический состав составляет 32 человека: сюда входит медицинский работник, педагог-психолог, 2 учителя английского языка, 2 логопеда, 4 музыкальных руководителей и хореографов; в каждой группе 2 воспитателя и 1 помощник воспитателя. Данный факт позволяет сделать вывод об успешной сформированности кадрового потенциала. На количество 12 групп данный состав является достаточным для обеспечения процесса профилактики агрессивного поведения своих воспитанников.

Проанализировав данные, полученные после интерпретации результатов анкет, на вопросы которых ответили 21 человек педагогического состава данного дошкольного учреждения, мы пришли к выводу, что несмотря на то, что организация сформированности кадрового детского сада является достаточной, уровень педагогической грамотности всё же в вопросах агрессивного поведения дошкольников нельзя назвать высоким (низкий и средний уровень компетентности составляют вместе 56 %), причём такие результаты дали ответы молодых специалистов, чей стаж работы не превышает трёх лет. Данный факт возможно объяснить нежеланием совершенствоваться дальше либо незнанием где, как и куда лучше пойти, чтобы увеличить багаж своих знаний. Здесь уже важна работа самой организации в обеспечении молодых кадров информацией, направлением и разъяснением относительно тех мероприятий, которые помогут им повысить свой уровень педагогической грамотности в вопросах работы с детьми, чьё поведение можно назвать агрессивным.

Результаты оценивания уровня компетентности педагогического коллектива на тему «Агрессивное поведение дошкольников и способы его профилактики» можно увидеть на рисунке 1.

Рис. 1. Количество педагогов в соответствии с уровнями компетентности (низкий, средний, высокий) в вопросе «Агрессивное поведение дошкольников и способы его профилактики», n = 21.

К показателям реализации материально-технических условий относятся: наличие комнат психологической разгрузки; отдельные помещения для занятий с психологом; наличие необходимого оборудования для занятий с целью профилактики агрессивного поведения; возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры ДОУ в целях изначальной ликвидации негативного отношения к ДОУ у дошкольника; пространственно-предметное обеспечение.

Показатели реализации материально-технических условий профилактики агрессивного поведения были исследованы большей частью методом анализа документов и наблюдения. Согласно Паспорту детского сада, в дошкольном учреждении имеется отдельный кабинет психолога, а также консультативный пункт для родителей. Кабинет психолога оснащён психологическими пособиями для проведения игр, логическими и дидактическими играми, литературой, фитболами, мягкими игрушками, конструкторами, резервуаром для занятия с кинетическим песком, музыкальным проигрывателем, мебель в кабинете мягкая, спокойных оттенков. В оформлении используются спокойные цвета, картины соответствуют возрасту дошкольников, что свидетельствует, о том, что показатель пространственно-предметный организован удовлетворительно. Организована возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры ДОУ в целях изначальной ликвидации негативного отношения к ДОУ у дошкольника — в детском саду имеются пандусы, однако дети такой категории данное дошкольное учреждение не посещают.

К показателям реализации психолого-педагогических условий относят: сформированность социально-положительной среды внутри ДОУ (создание комфортной социальной среды для развития личности ребёнка не только в стенах образовательного учреждения, но это и касается обеспечения максимально благоприятной обстановки дома, реализация активного взаимодействия с семьёй, контроль негативных явлений в семье, контроль внутренней культуры общения в ДОУ, своевременная диагностика детей); организация учебно-воспитательной деятельности, включающей непосредственно мероприятия по оказанию помощи в профилактике детям с различного рода проблемами: игротерапия; арттерапия (изобразительная, сказко-, музыко- и т. д.); поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика); социальная терапия.

Нами были проанализированы нормативные документы РК, устав образовательной организации, программа образовательной организации, учебные планы, действующие в данном образовательном учреждении, технологические карты психолого-педагогического коллектива и портфолио коллектива, а также протоколы родительских собраний. Изучив все нормативно-правовые документы сквозь призму наличия в них необходимых показателей организационных условий, способствующих профилактике агрессивного поведения, можно сделать вывод о сформированности социально-положительной среды, суть которой состоит в обеспечении максимально комфортной обстановки детей как внутри детского сада, так и за его пределами, в семье, где акцент делается на взаимодействие детского сада и семьи, учитывается уровень осведомлённости детского сада о состоянии семьи и психофизическом состояния ребёнка, дабы реализовать эффективные условия профилактики деструктивных поведенческих реакций, в нашем конкретном случае агрессивного поведения реализуется согласно закону РК «Об образовании», а именно главы 5 статьи 28, где указано, что учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе взаимного уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогических работников [1].

Немаловажную роль играет цель, обозначенная в «Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения», которым руководствуется данное дошкольное учреждение в своей работе, а именно: обеспечить «создание полноценного пространства и организация комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка дошкольного возраста, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях, воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме» [2]. Данная цель является основной в реализации работы детского сада. Были изучены индивидуальные карты детей, составленные воспитателями, договора о приёме детей в детский сад, а также приложения к ним и анкеты, заполненные родителями при приёме ребёнка в детский сад. В индивидуальных картах есть параграфы, отражающие поведение ребёнка, как он взаимодействует с коллективом, активен он или замкнут. В анкетах, заполненных родителями указываются полностью их данные, место работы, семейное положение, таким образом воспитатель имеет возможность судить об эмоциональном состоянии ребёнка, глядя на его семью, избегать вопросов, связанных с наличием одного родителя. Приложения же к договорам, заполняемые родителями при зачислении ребёнка в детский сад содержат графы, посвящённые психофизическому состоянию ребёнка. Если родитель честен в демонстрации диагноза, то психолого-педагогический коллектив правильно сформулирует направления своей работы в отношении ребёнка.

В результате согласно методу анализа документов, сформированность социально-положительной среды организована на достаточно высоком уровне.

Немаловажным методом в диагностике деструктивных поведенческих реакций играют проективные методики. Нами было проведено исследование наличия агрессивного поведения в двух старших группах: для этого была выбрана методика «САТ», разработанная Л. Беллак, так как она является наиболее оптимальной для дошкольного возраста и совершенно не вызывающая подозрение у детей, которых просят описать, что они видят на картинках или рассказать историю по данному изображению.

Количество испытуемых дошкольников в старших группах составило 39 человек, среди них мальчиков  18, девочек  21. Исследование по выявлению агрессивного поведения у детей проводилось в несколько этапов: 1 этап — подготовительный  формирование пакета психодиагностических методик, их апробация, установление контакта с испытуемыми; 2 этап — диагностический — проведение психодиагностических методик, позволяющих определить уровень агрессивного поведения воспитанников старших групп детского сада; 3 этап — анализ и интерпретация полученных данных  проведение количественного и качественного анализа результатов, полученных в ходе 2 этапа, выявление основополагающих факторов, влияющих на проявление агрессивного поведения у детей.

Количество детей, склонных к агрессивному поведению или уже его имеющие можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2. Количество детей, склонных к агрессивному поведению по методике «САТ» в старших группах № 8 и №, n = 39

Таким образом, исследование психолого-педагогических условий, способствующих процессу профилактики агрессивного поведения показал: следующие показатели: «организация работы с родителями», «контроль культуры общения», «обеспечение контроля негативных явлений в семье» организован достаточно эффективно, однако проведённая диагностика агрессивного поведения в старших группах показала, что работа непосредственно с детьми организована недостаточно. Согласно проведённой методике «САТ» — 15 из 39 опрошенных детей склонны к агрессивному поведению, что является предметом принятия серьёзных мер уже относительно организации сформированности регламентирующей основы организации педагогического процесса, учебного плана, учебных программ, разработанных с учётом профилактических направлений работы с агрессивным поведением дошкольников. Включение следующих видов профилактических работ, а именно: сказкотерапии, музыкотерапии, арттерапии, тренингов в образовательный процесс должно обеспечить положительный результат, нацеленный на уменьшение числа детей, склонных к агрессивному поведению.

К показателям реализации учебно-методических и информационных условий профилактики агрессивного поведения относят: сформированность регламентирующей основы организации педагогического процесса, учебного плана, учебных программ, разработанных с учётом профилактических направлений работы с агрессивным поведением; обеспечение научно-методической основы организации педагогического процесса, нацеленного на процесс профилактики деструктивных поведенческих реакций; обеспеченность средствами обучения, то есть возможностями, предоставленными педагогическому коллективу обращаться к научной, учебной литературе, учебно-методическим пособиям, Интернет-порталам, посвящённых проблеме, профилактику которой данной образовательное учреждение осуществляет.

Изучив основную нормативную документацию данного дошкольного учреждения, а именно: Устав ДОУ, программу развития на текущий год, паспорт детского сада нами было выявлено, что в основной нормативной документации отсутствует раздел, посвященной профилактике агрессивного поведения дошкольников, в программе развития на текущий учебный год присутствует лишь направление работы психолога с профилактикой эмоциональных нарушений у детей, куда можно отнести и состояния тревожности, страха, гиперактивности- конкретно оного направления работы по профилактике агрессивного поведения нет. Поэтому в рамках данного исследования нами будет разработано Приложение по профилактике агрессивного поведения в ДОУ.

Показатель обеспеченности средствами обучения, то есть возможностями, предоставленными педагогическому коллективу обращаться к научной, учебной литературе, учебно-методическим пособиям, Интернет-порталам, посвящённых процессу профилактики агрессивного поведения дошкольников был исследован через анкету, составленную для педагогического коллектива на тему наиболее эффективных источников для получения дополнительных знаний. В списке обозначены следующие источники: курсы повышения квалификации, стажировки, тематические семинары, мастер-классы, тематические лекции, встречи с ведущими специалистами, чтение специализированных книг, газет, журналов, посещение профессиональных Интернет-сайтов, обмен полезной информацией с коллегами.

Наиболее эффективные источники по мнению педагогического коллектива можно увидеть на рисунке 3.

Рис. 3. Наиболее эффективные источники дополнительной информации по мнению педагогического коллектива в вопросе «Агрессивное поведение дошкольников и способы его профилактики», n = 21

Полученные данные, исходя из интерпретации ответов педагогического коллектива данного детского сада позволяют сделать вывод, что наиболее эффективными ресурсами в формировании дополнительных знаний и умений являются курсы повышения квалификации, чтение специализированных книг, газет, журналов, посещение профессиональных Интернет-сайтов, а также тематические семинары (86 % и 90 %), немаловажным считается и обмен полезной информацией с коллегами.

Финансовые организационно-педагогические условия должны отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации профилактики агрессивного поведения в ДОУ. Так как детский сад является частным дошкольным образовательным учреждением, оплата за посещение которого является достаточно высокой, то можно сделать вывод о возможности администрации обеспечить каждую группу необходимым оборудованием (мячи, терапевтические сказки, спортивные снаряды, кинетический песок).

Таким образом, проанализировав все организационные условия, способствующих процессу профилактики агрессивного поведения в данном дошкольном учреждении, а именно: кадровые, психолого-педагогические, учебно-методические, информационные, финансовые, материально-технические мы пришли к выводу, что на высоком уровне развития находятся финансовые и материально-технические условия. Данный детский сад имеет достаточно высокий уровень доходов и соответственно детский сад оснащён всем необходимым оборудованием, который эффективен при работе с профилактикой различных поведенческих отклонений. Учебно-методические и информационные условия организованы недостаточно, так как прежде всего отсутствует регламентирующая основа, позволяющая осуществить профилактику агрессивного поведения как отдельного направления деятельности, то есть нет программы, по которой детский сад будет осуществлять профилактическую работу.

Проанализировав данные анкеты для педагогов, нами было установлено, что для реализации учебно-методических и информационных организационно-педагогических условий профилактики агрессивного поведения воспитанников детского сада, необходимо организовать доступ коллектива к специализированным периодическим изданиям, посвящённым данной проблеме (оформить подписку (электронную)), а также информировать педагогический коллектив о предстоящих курсах повышения квалификации, семинарах, оказывать помощь молодым специалистам в вопросах, касающихся регистрации на курсы, тренинги, семинары, а также проводить соответствующие тематические семинары в стенах своего образовательного учреждения в форме «круглых столов», мастер-классов, представляющим возможность педагогам-стажистам поделиться своими знаниями и опытом с более молодым и недостаточно опытным поколением. Исследование кадровых организационно-педагогических условий показал: такие направления работы в целях повышения квалификации в вопросе профилактики агрессивного поведения дошкольников как: «организации прохождения курсов, семинаров, конференций, направленных на повышение уровня квалификации и педагогической грамотности педагогического коллектива в вопросах, связанных с профилактикой агрессивного поведения воспитанников детского сада»; «организации тренингов, «круглых столов» в стенах самого образовательного учреждения, посвящённых вопросу профилактики агрессивного поведения»; «организации внутренней среды, способствующей овладению новыми компетенциями». Однако данные полученные при интерпретации ответов анкеты о педагогической компетентности показывают, что большинство молодых педагогов не в полной мере используют представляемые руководством средства для повышения уровня своей педагогической грамотности в вопросе профилактики агрессивного поведения дошкольников в силу своего возраста и недостаточного опыта, поэтому основной задачей для руководства данного дошкольного учреждения является организация прохождения специальных курсов повышения квалификации по данной тематике для своего педагогического коллектива, помощь если это понадобится в регистрации, а также организация специальных семинаров внутри детского сада с целью обмена опытом педагогов-стажистов и молодых специалистов, обеспечение их необходимыми книгами, журналами, знакомство с Интернет-порталами, посвящённых проблеме процесса профилактики агрессивного поведения дошкольников.

Таким образом, Программа реализации комплекса организационных условий, способствующих процессу профилактики агрессивного поведения в данном дошкольном учреждении, будет ориентирована на улучшение показателей сформированности кадрового потенциала, а также включение основных профилактических направлений работы в учебный процесс.

Цель программы: формирование кадрового потенциала, формирование регламентирующей основы (Положения по профилактике агрессивного поведения дошкольников) организации педагогического процесса, разработанного с учётом профилактических направлений работы с детьми, склонных к агрессивному поведению.

Задачи:

  1. Сформировать высокий уровень педагогической грамотности о феномене «Агрессивного поведения дошкольников».
  2. Организовать в дошкольном учреждении среду, способствующую развитию стремления у педагогов овладевать компетенциями в вопросах профилактики агрессивных поведенческих реакций.
  3. Разработать и утвердить нормативно-правовую документацию данного дошкольного учреждения, а именно Положение о профилактике агрессивного поведения дошкольников.
  4. Организовать учебный процесс всего психолого-педагогического коллектива, включив профилактические направления работы.
  5. Обеспечить педагогический коллектив необходимыми компетенциями в работе по основным направлениям профилактики агрессивного поведения дошкольников.

Реализация программы представлена тремя направлениями по каждому из показателей организационных условий, в которых обнаружились недочёты при проведении исследования:

Для повышения уровня квалификации педагогических кадров в вопросе профилактики агрессивного поведения, а также непрерывность образования педагогов и психологов, способных успешно работать с детьми в профилактическом направлении реализацию программы предполагается осуществить в трёх направлениях:

  1. Усиление внешнего взаимодействия дошкольного учреждения со структурами социума, оказывающими поддержку в предупреждении агрессивного поведения дошкольников (сетевое взаимодействие)
  2. Самообразование педагогов
  3. Организация инновационных работы педагогического коллектива по профилактике агрессивного поведения дошкольников.

Для обеспечения сформированности регламентирующей основы организации педагогического процесса с учётом основных направлений работы по профилактике агрессивного поведения своих воспитанников реализацию программы предполагается осуществить также в трёх направлениях:

  1. Корректировка действующей нормативно-правовой основы ДОУ, разработка «Положения по профилактике агрессивного поведения в ДОУ»
  2. Работа с родителями
  3. Работа со структурами социума, оказывающими поддержку в предупреждении агрессивного поведения дошкольников (сетевое взаимодействие)

По каждому из направлений разработаны мероприятия, реализуемые в направлении профилактики агрессивного поведения дошкольников.

Программа апробирована и оценивается педагогическим коллективом данного дошкольного учреждения как актуальная, результативная, практически значимая. Данная разработка внедрена в образовательный процесс.

Литература:

  1. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК[Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Республики Казахстан. − Режим доступа: http://control.edu.gov.kz/ru/content/закон-рк-об-образовании (дата обращения: 2.12.2017).
  2. Государственный общеобразовательный стандарт дошкольного воспитания и обучения [Электронный ресурс] / РЕСУРС Информационный портал. − Режим доступа: http://edu.resurs.kz/elegal/standarty-obrazovaniya (дата обращения: 2.12.2017).
  3. Володин, А.А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «организационные условия» [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека КиберЛенинка. — Режим доступа: file:///analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskieusloviya.pdf (дата обращения: 2.12.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, детский сад, агрессивное поведение дошкольников, дошкольное учреждение, педагогический коллектив, профилактика, кадровый потенциал, педагогическая грамотность, педагогический процесс, профилактическое направление работы.


Похожие статьи

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Инновационные формы работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве ДОУ

Особенности психологического консультирования родителей дошкольников

Коррекционные занятия на развитие эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ

Инновационные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников детского сада в современных условиях

Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников

Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания в условиях ДОУ

Похожие статьи

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Инновационные формы работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве ДОУ

Особенности психологического консультирования родителей дошкольников

Коррекционные занятия на развитие эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ

Инновационные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников детского сада в современных условиях

Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников

Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания в условиях ДОУ

Задать вопрос