В статье поднимается вопрософормировании мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Дается описание проведенного исследования по проблеме формирования мотивации учения. Предлагаются практические методы, которые показали высокую результативность в формировании мотивации учения у обучающихся начальной школы.
Ключевые слова: мотивация учения, обучающиеся, младшие школьники, ФГОС.
Введение. Процесс формирования мотивации у обучающихся начальной школы не идет стихийно, а выступает предметом целенаправленной и систематической работы.
А. Г. Асмолов поднимает вопрос о необходимости развития мотивационных моделей поддержки каждого ребенка, в том числе талантов и детей со сложностями развития. Сложившиеся подходы к исследованию проблемы формирования мотивации к учебной деятельности позволяют определить три фазы в ее структурной внутренней организации: ориентировочно-исследовательскую, мотивационно-побудительную, и исполнительную. Любой вид деятельности побуждается совокупностью внутренних и внешних мотивов.
Формирование мотивационной сферы младших школьников является основополагающей задачей педагогической психологии. Доказано, что мотивация определяет направленность личности и побуждение к деятельности. В психологии личности основное внимание уделяется изучению мотивов поведения, в то время как побуждения индивида к учебной деятельности, которые определяют диффузную поисковую активность, изучены недостаточно. Эти побуждения характеризуют как потребности нужды (А.Маслоу), которые подчинены принципу «редукции напряжения», стремлению к достижению равновесия. Потребность в приобретении знаний, потребность в поисковой деятельности, дающей знания, потребность в самоактуализации требует педагогического сопровождения.
Благоприятным периодом формирования мотивационной сферы является преддошкольный и младший школьный возраст (Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, JI. C. Выготский, А. К. Маркова, М. Р. Гинзбург, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
Ученые исследователи (Б. В. Беляев, С. М. Бондаренко, К. Н. Волков, Н. Д. Гальская, Н. И. Гез, Е. П. Ильин и др.) считают, что формированию учебной мотивации и развитию познавательного интереса способствует направленность учителя на развитие внутренней мотивации учения, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой.
В качестве внутреннего мотива в учебной деятельности выступает познавательная потребность учащегося (А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя), что предполагает специальное формирование ее мотивационного плана. Решение этой задачи предполагает организацию учебного процесса, при которой создаются ситуации, стимулирующие возникновение и развитие познавательной потребности обучающегося.
Анализ педагогической литературы позволил выделить психолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию положительного отношения к учению. Это, прежде всего, формирование учебно-познавательной мотивации; формирование навыков учебной деятельности; развитие творческого продуктивного мышления; стимулирование социальных мотивов. В связи с этим была сформулирована цель исследования — создание в соответствии с реализацией федерального образовательного стандарта начального образования психолого-педагогических условий для формирования мотивации учения у обучающихся начальной школы.
Решались задачи, способствующие достижению цели:
‒ планирование и обеспечение психолого-педагогического сопровождения;
‒ разработка программы по формированию мотивации учения;
‒ проведения мониторинга формирования мотивации учения.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие обучающиеся начальных классов, МКОУ Воронцовская СОШ Воронежской области. Были использованы методики: «Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника» [3], Методика диагностики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова)» [3], упражнения для формирования учебной мотивации школьников, проективная методика «Лучшее в моей жизни». Исследование проходит с сентября 2017 года и будет завершено в мае 2019 года. Результаты данного исследования являются промежуточными.
Результаты и их обсуждение
В сентябре 2017 года эксперимент и исследование проходило в первом классе, в 2018 году продолжилось в этом же классе, но уже во втором и одновременно началось в первом классе, сформированном в 2018 году.
Информативной была проективная методика «Лучшее в моей жизни». Используя цветные карандаши, краски, фломастеры, цветные мелки детям предлагалось нарисовать лучшие события из их жизни. Методика использовалась и для определения адаптации первоклассников к социальным и учебным условиям. Учитывая то, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен и его успех зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, то характеристику личностного потенциала можно было получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности. Таким образом, было выявлено, что в основном все дети осознают значимость и важность учения. Есть единичные случаи, когда школа привлекаем внеурочными мероприятиями, возможностью общаться, играть на переменах. Было определено в совместной интерпретации с педагогом-психологом результатов исследования, что мотивы учения выражены у большинства детей. Однако, не у всех.
Данные мониторингового среза занесены в таблицу и выглядят следующим образом.
Таблица 1
№ |
Метод исследования |
Результаты 1 «А» на 15 сентября 2018г. |
Результаты 2 «А» на 15 сентября 2018г. |
1. |
«Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника» |
А) Познавательные мотивы развиты у половины детей. Б) Коммуникативные мотивы слабо развиты В) Эмоциональные мотивы выражены трудностью адаптации, встречаются поведенческие астенические эмоции. Г) Позиция школьника — не все дети ориентированы на усвоение способов добывания знаний. Д) Мотив достижения — половина детей мотивирована на достижения успеха в учении, другую половину детей школа привлекает игровой деятельностью. Е) Внешние (поощрения, наказания) мотивы. В основном все дети учатся, чтобы получить одобрение учителя, поощрение. |
Познавательные мотивы развиты у всех детей, за исключением двоих детей, имеющих проблемы со здоровьем. Б) Уровень коммуникативных мотивов на уровне выше среднего. В) Эмоциональные мотивы с преобладанием стенических эмоций. Г) Дети в большинстве ориентированы на усвоение способов добывания знаний, интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний. Д) В основном все дети мотивированы на достижение успеха, даже существует дух соперничества. Е) Внешние (поощрения, наказания) мотивы. В основном все дети учатся, чтобы получить хорошую оценку и поощрение. |
2. |
Методика диагностики «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» |
Гармоничного сочетания мотивов не выявлено. |
Гармоничное сочетание мотивов только у трети обучающихся. |
3. |
Проективная методика «Лучшее в моей жизни». |
Почти все учащиеся лучшими событиями в своей жизни изображают бытовые. Лишь несколько учеников изобразили школу, причем двое — праздник 1 сентября «День знаний». |
Половина детей изобразила получение оценки «отлично», остальные игры на перемене, динамические минутки, и, даже, элементы инструкции по технике безопасности, проводимой перед началом уроков. |
Результаты, отраженные в таблице, показывают разницу в сформированности мотивов учения в первом и втором классах. Очевидно, что разработанная программа по формированию мотивов учения является продуктивной, способствует формированию потребности в успехе и достижении образовательной цели. В программу вошли следующие упражнения: «У нас в классе гость», «Следователь», «Интервью», «Предлагаем версии рассказа» и др. Среди игровых упражнений наибольшей популярностью пользовались следующие: «Зеркало», «Хромая обезьяна», «Кирпич»,
«Белое — черное», «Кто это?», «Анабиоз» и др.
В программу были включены корригирующие упражнения: «Что не так?», «Ежедневное письмо», «Читаем вместе», «Кто есть кто?» и др.
Проведенные мониторинговые исследования в мае и сентябре 2018 года показали, что учебная мотивация во втором классе (сентябрь 2018) имеет более высокие качественные показатели. А вновь сформированный первый класс имеет практически такие же показатели, как у первоклассников в сентябре 2017 года.
Получено подтверждение о целесообразности использования программы по формированию мотивации учения у младших школьников.
Таким образом, научная новизна исследования заключается в том, что выявлены особенности мотивации учения младших школьников, отражающие направленность личности, степень проявления учебной активности, потребности в знаниях. Также установлены психолого-педагогические факторы, влияющие на развитие мотивационной сферы младших школьников.
Выводы. Значимость исследования состоит в создании условий для формирования мотивации учения младших школьников. Разработана программа, отражающая психолого — педагогические условия формирования мотивации учения младших школьников; выявлены особенности формирования мотивации учения младших школьников.
Полученные результаты исследования дают возможность для интеграции существующих теоретических подходов к пониманию условий для развития мотивации учения младших школьников. В исследовании содержатся практические и научно — методические апробированные разработки, которые позволят осмыслить и эффективно осуществить процесс формирования мотивации учения младших школьников.
Литература:
- Ануфриева А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- 3-е изд., перераб. и доп. М., Издательство «Ось-89», 2000.-С. 10.
- Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6–7 лет // Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и A.JI. Венгера. М., 1988. — С. 36.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.