Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 14.11.2018

Статья просмотрена: 3471 раз

Библиографическое описание:

Ковалева, А. И. Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. И. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53844/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, словарный запас.

Речь — величайший дар, который подарила нам природа, именно благодаря этому дару мы получили возможность общаться друг с другом, познавать окружающий нас мир. Она помогает понять, сформировать взгляды, мысли и убеждения.

Для появления и становления речи человеку дается очень мало времени — это дошкольный и ранний возраст, так как именно в это время возникают благоприятные условия для развития речи.

Любая, даже маленькая задержка, нарушение в развитии ребенка находят свое отражение в поведении и деятельности ребенка.

В последние годы стремительно возросло количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями речи.

Причинами увеличения процента речевых нарушений является влияние таких факторов, как загрязнение экологии, возросший процент родовых травм, различные заболевания и патологии во время беременности матери и в первые годы после рождения, которые отрицательно влияют на здоровье и развитие ребенка, неблагоприятные социально — бытовые условия.

По мнению таких ученых как, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина нарушение речевой деятельности отрицательно влияет на все сферы личности дошкольника: затруднено развитие познавательной деятельности, снижается уровень запоминания, нарушаются все виды памяти, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются формы общения и межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста, также играющая огромную роль в отношении общего психического развития [2].

Важное место в системе речевой работы занимает обогащение словарного запаса, его активизация и закрепление, ведь совершенствование речевого общения невозможно без обогащения словарного запаса ребенка. По мнению Л. П. Зерновой, И. А. Зиминой, Г. Р. Шашкиной познавательное развитие, невозможно без усвоения новых слов [4].

Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет огромное значение для успешного обучения в школе, в связи с этим особое значение приобретает ранняя помощь специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка.

Однако вопрос обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи не освещен в полной мере.

Впервые понятие общего недоразвития речи (ОНР) было сформулировано в исследованиях Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Оно может выражаться в различной степени: от развернутой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития до полного отсутствия речи [1]. Согласно степени тяжести нарушения выделяют четыре уровня ОНР. У дошкольников с общим недоразвитием речи снижена память, словесно-логическое мышление, внимание; ограничена координация во всех видах моторики. Дети данной категории не способны самостоятельно выйти на онтогенетический путь развития речи, в связи с этим им необходима эффективная логопедическая помощь.

Коррекция речи трудоемкий и длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, необходимых для развития речи.

Такие ученые как Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, указывают на то, что имея различную природу нарушений, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из главных признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда к 5 годам. При этом понимание речи относительно благополучно, хотя сама речь аграмматична и недостаточно оформлена [2].

По мнению Е. Черкасовой, вследствие задержанного формирования речи, нарушений звукопроизношения и отклонений в лексической и грамматических системах у детей с ОНР нарушается взаимодействие с окружающим миром. В основе этих расстройств лежит нарушение различения фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий [3].

Очень важно уделять внимание своевременному формированию словарного запаса, так как оно является важным условием полноценного, всестороннего развития ребенка, поскольку язык и речь выполняют главную функцию в развитии речевого общения и мышления, в организации и планировании деятельности ребенка, в формировании социальных навыков.

Для диагностики словарного запаса используются методы, используемые в отечественной логопедии, в адаптированном виде.

Словарный запас обследуется в игре, в связной речи, вне текста.

После изучения словарного запаса устанавливается уровень развития словаря дошкольника с общим недоразвитием речи. Исследование пассивного словарного запаса и актуализации лексического минимума указывает на ограниченный объем словаря детей с ОНР в сравнении с нормой. У детей наблюдается ограниченный словарный запас предметов действий и признаков, не связанных с их деятельностью.

Многие общеупотребительные слова отсутствуют в речи дошкольников с ОНР, так как дети имеют ограниченный запас представлений об окружающем мире, малой дифференциацией сходных объектов, недостаточной активизации словарного запаса в различных видах деятельности. Детьми допускаются ошибки при рассматривании и назывании картинок, опираясь на их внешнее сходство, на их сходство по назначению, ограниченно представлены в активном словарном запасе имена прилагательные и существительные. Дети употребляют не более одного синонима, ответы характеризуются однообразностью, типичностью. Дошкольники заменяют синонимы дополнениями или объяснениями.

Наличие ошибок в ответах дошкольников с общим недоразвитием речи объясняется ограниченным словарем, сложностями актуализации слова, понимания его значения, неумением выделять признаки в значении слова, неосознанностью поставленной перед ребенком задачей.

Для детей данной категории характерна шаблонность и стереотипность подбора слов, скудность информации, заложенная в высказываниях детей. Указанные особенности проявляются в различной мере и затрудняют полноценное общение. Логопедическая работа по обогащению словарного запаса включает в себя уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словарном запасе и перенос их в активный, ознакомление с новыми словами.

Коррекционную работу можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Учитель-логопед должен быть осведомлен сведениями о жизни ребенка, его домашней обстановке, отношении к нему со стороны окружающих. Необходимо определить интересы ребенка, его интересы, отношение к другим людям, к своему нарушению. Эти данные помогут педагогу наиболее эффективно построить коррекционно-педагогическую работу.

Приемы словарной работы, которые могут быть использованы учителем-логопедом на занятиях, можно выделить следующие:

1) Произносится название нового предмета, явления, уточняются его признаки, действия, и осуществляется его показ, который обязательно сопровождается объяснением, раскрывающим сущность предмета. Далее проводятся игры, упражнения, задания для закрепления и верного дальнейшего употребления в речи.

2) Разъясняется откуда и как произошло данное слово.

3) Вводится наиболее широкое значение известного слова.

4) Задаются различные вопросы, которые сначала носят характер подсказки, а потом стимулируют самостоятельные ответы. Вопросы должны быть краткими, точно сформулированными, доступными и понятными по содержанию для детей.

5) Составление предложений по опорным словам, картинкам, схемам.

Выделение этих направлений является условным, так как в процессе формирования лексики они переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.

Формирование лексики у дошкольников с ОНР осуществляется по следующим направлениям:

– обогащение словаря синонимов;

– развитие атрибутивного словаря;

– обогащение словаря антонимов;

– развитие номинативного словаря;

– развитие словаря обобщающих слов;

– развитие предикативного словаря.

Работа по каждому из направлений осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарный запас, затем следует перенос и закрепление в активном словаре. Процесс усвоения различных способов словообразования производится параллельно.

Средства и методы обогащения словаря разнообразны, к ним относится: словесные игры, лексические упражнения, организация и проведение экскурсий, где ребенок обогащает свои знания об окружающем его мире, показ картин, беседы, наблюдения, показ и рассматривание игрушек, применение художественной литературы, устного народного творчества. Выбор методов и средств зависит от педагога и целей и задач которые он ставит перед собой на том или ином этапе логопедической работы. Правильное использование выше перечисленных методов и средств приводит к решению задач обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.

На современном этапе проблема обогащения словарно запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной. Нарушенная речевая деятельность оказывает отрицательное воздействие на всестороннее развитие ребенка: появляются затруднения в развитии познавательной деятельности ребенка, проявляются нарушения во всех формах общения и межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности.

Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, но употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают значительные трудности. Дошкольники с общим недоразвитием речи не знают многих действий предметов, оттенки цветов, испытывают затруднения при определении формы предметов. Словарный запас детей имеет мало обобщающих понятий, практически отсутствуют синонимы. Также необходимо отметить, что коррекционно-профилактическая работа должна производиться в условиях четко организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия, учитывая общие дидактические принципы: индивидуальный подход, наглядность доступность, постепенное усложнение заданий и речевого материала.

Литература:

  1. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М: 1968.
  2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста// Дефектология. 1985. № 4.
  3. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР// Дошкольное воспитание.2006. № 11.
  4. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. М:2003
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, словарный запас, дошкольный возраст, развитие, слово, игровая деятельность, логопедическая работа, межличностное взаимодействие, пассивный словарный запас.


Похожие статьи

Развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описывается опыт организации работы по развитию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами современных педагогических технологий.

Особенности словаря синонимов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются особенности развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования уровня сформированности словаря синонимов у детей старшего дошкольного возра...

Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлен анализ методик исследования сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Использование наглядных опор в процессе составления рассказов детьми с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности рассказывания у детей с общим недоразвитием речи.

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Похожие статьи

Развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описывается опыт организации работы по развитию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами современных педагогических технологий.

Особенности словаря синонимов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются особенности развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования уровня сформированности словаря синонимов у детей старшего дошкольного возра...

Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлен анализ методик исследования сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Использование наглядных опор в процессе составления рассказов детьми с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности рассказывания у детей с общим недоразвитием речи.

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Задать вопрос