Сущность административно-правовых режимов в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 19.11.2018

Статья просмотрена: 590 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, К. В. Сущность административно-правовых режимов в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства / К. В. Григорьева, И. И. Балаклеец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53847/ (дата обращения: 15.11.2024).



В 2017 г. в Россию на постоянное место жительства прибыло из других стран 442,6 тыс. чел. (в 2016 г. — 449,9 тыс. чел.) [14]. В соответствии с Концепцией демографической политики РФ [7] на период до 2025 года необходимо будет обеспечивать миграционный прирост более 300 тысяч человек ежегодно в целях компенсации убыли трудовых ресурсов и стабильного прироста населения России

При этом очень важно сохранить управляемость миграционных процессов. Масштабный неконтролируемый приток мигрантов может стать (как это происходит сейчас в странах ЕС) причиной роста этнической и экстремистской преступности, этносоциальных конфликтов.

В Стратегии национальной безопасности РФ [6] отмечается, что неконтролируемая и незаконная миграция стала одной из форм транснациональной организованной преступности наряду с наркоторговлей и торговлей людьми и представляет угрозу для государственной и общественной безопасности.

Значительные потоки нелегальных мигрантов оказывают существенное влияние на криминологическую ситуацию регионов, создают дополнительные трудности для оперативно-профилактической деятельности правоохранительных органов.

Негативные последствия, связанные с незаконной миграцией, побуждают законодателя принимать соответствующие меры правового характера, к числу которых, в частности, относится установление административно-правовых режимов в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Основной целью данных режимов является, прежде всего, обеспечение национальной безопасности как одного из приоритетных направлений государственной политики.

С целью регулирования правовых отношений с участием иностранных граждан законодатель создал правовую платформу, включающую в себя различного рода нормативные правовые акты. Существующие правовые акты устанавливают права и обязанности иностранных граждан, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций, участвующих в реализации административно-правовых режимов в отношении иностранных граждан, а также предусматривают юридическую ответственность за нарушение режимных правил.

Формирование нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере осуществляется в соответствии с нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и национальным законодательством.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации [1] общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

В соответствии с нормами международного права формируется национальное законодательство, регулирующее порядок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. К числу таких норм следует отнести: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2], Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [4], Федеральный закон от 15 авг. 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [5], Закон Российской Федерации от 01 апреля 1993 г. № 4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации» [5] и др.

Что же касается подзаконных правовых актов, принятых на основании и в исполнение федеральных законов, то их задача более детально регламентировать деятельность субъектов в рамках установленных правовых режимов.

Вводимые в соответствии с федеральным законодательством административно-правовые режимы в отношении иностранных граждан в силу разнообразия регулирующих правовых отношений, представляют собой совокупность таких правовых режимов, как режимы въезда и выезда иностранных граждан с территории России, пребывания в Российской Федерации, регистрации, транзитного перемещения через территорию России, визовый режим и др.

При этом каждый вводимый административно-правовой режим регулирует только свойственные ему правовые отношения. Несмотря на индивидуальные особенности режимов, входящих в систему административно-правовых режимов в отношении иностранных граждан, между ними существует определенная взаимосвязь, выраженная в том, что правовые отношения, возникающие в рамках одного правового режима, «накладываются» на правоотношения, складывающиеся в рамках другого административно-правового режима. Так, например, административно-правовой режим пребывания иностранных граждан тесно связан с административно-правовым режимом регистрации иностранных граждан, административно-правовой режим транзитного проезда с административно-правовыми режимами въезда-выезда, пребывания иностранных граждан на территории РФ, визовым режимом и т. д. [11]

В подтверждение изложенной нами позиции, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 16 февраля 2016 г. № 4-П указал, что «...выезд из Российской Федерации, хотя он и является свободным, применительно к иностранным гражданам настолько тесно связан с институтами въезда в Российскую Федерацию и пребывания в ней, что также должен регулироваться с соблюдением конституционных пределов свободы усмотрения государства» [8].

Административно-правовые режимы в отношении иностранных граждан «...отражают, во-первых, реальное состояние правовой практики, во-вторых, приемы, средства, способы, методы, с помощью которых достигается тот или иной результат нормативного воздействия на общественные отношения» [10].

Законодательством Российской Федерации иностранные граждане, законно находящиеся на территории страны, наделяются правами, обязанностям и несут юридическую ответственность за совершенные противоправные деяния, т. е. обладают соответствующими правовыми статусами. При этом иностранное физическое лицо может обладать сразу несколькими правовыми статусами (иностранный гражданин — беженец — индивидуальный предприниматель).

Вводимая в пределах административно-правовых режимов система запретов, ограничений и дозволений, в своей совокупности определяет не только правомерное поведение иностранных граждан, находящихся на территории страны, но и обеспечивает предупреждение противоправных действий и предотвращает наступление негативных последствий.

Между тем, несмотря на наличие признаков неравенства между субъектами, правовые отношения между ними строятся на соблюдении прав и свобод иностранных граждан, законно находящихся на территории России.

В ходе осуществления органами государственной власти контрольных функций происходит связь между контролирующим и подконтрольным субъектами. По результатам данных действий контролирующим субъектом принимаются определенные правовые решения. По результатам проведенных контрольных мероприятий в случае нарушения требований законодательства виновные подконтрольные субъекты привлекаются к юридической ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленного выше следует, что контрольная функция органов государственной власти, участвующих в реализации административно-правовых режимов в отношении иностранных граждан, представляет собой совокупность их прав и обязанностей, направленных на установление соответствия реального положения дел на подконтрольном объекте режимным правилам, устанавливаемым административно-правовыми режимами, и охватывают собой средства выявления, предупреждения правонарушений, меры пресечения правонарушений, меры защиты от правонарушений [9].

При нарушении режимных правил подконтрольные субъекты могут быть привлечены к юридической ответственности. При этом следует отметить, что основная цель — привлечение к юридической ответственности является стимулированием правомерного поведения — предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами [12].

Иностранные граждане, нарушившие режимные правила (которым назначено наказание в виде административного выдворения), или в случае, когда компетентным органом приняты решения о нежелательности пребывания в России или депортации — подлежат высылке с территории России.

Указанным лицам в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию не разрешен либо может быть не разрешен.

Конституционный Суд Российской Федерации по данному поводу указал, что меры юридической ответственности, устанавливаемые в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате деяния, с тем, чтобы обеспечивались соразмерность ответственности совершенному правонарушению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от неправомерных посягательств. Кроме того, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения [13].

С учетом изложенного можно утверждать, что административно-правовые режимы в отношении иностранных граждан представляют собой достаточно сложный правовой механизм, посредством которого:

– устанавливается порядок въезда, пребывания и выезда иностранных граждан с территории страны;

– устанавливается контроль за иностранными гражданами, находящимися на территории страны;

– создаются юридические барьеры на пути незаконной миграции, позволяющие оградить охраняемые законом интересы личности, общества и государства от неправомерных посягательств;

– власти по осуществлению контроля за иностранными гражданами, находящимися на территории страны;

– обеспечивается своевременное наказание иностранных граждан, нарушивших установленные законом режимные правила.

Также хотелось бы отметить, что административно-правовые режимы в отношении иностранных граждан имеют важное научное и практическое значение, комплексное и всестороннее исследование которых, позволит:

– систематизировать и упорядочить правовое регулирование деятельности всех участников правоотношений;

– улучшить систему контроля со стороны органов государственной власти за иностранными гражданами;

– повысить эффективность административно-правовых режимов;

– повысить эффективность действия органов государственной власти по реализации данных административно-правовых режимов;

повысить уровень защищенности личности, общества и государства от негативных последствий в результате неправомерных действий со стороны иностранных граждан.

На наш взгляд, представляется целесообразным разработать и принять Стратегию развития миграционного законодательства, в которой будут отражены этапы построения и функционирования эффективной миграционной политики в Российской Федерации. В частности, должны быть разработаны федеральные программы выхода из демографического кризиса, оказание дальнейшего содействия переселению в Россию мигрантов (с учетом научно обоснованной стратегии их расселения по регионам), а также социокультурной адаптации коренного населения и мигрантов, формирования у них толерантности.

Основная цель принятия Миграционного кодекса состоит в сведении воедино более 800 нормативно-правовых актов, регулирующих сферу миграции, с учетом формирования эффективного управления миграционными процессами, которое имеет системный характер и заключается в совершенствовании его основных форм (правовых, организационных, режима пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства), а также в необходимости создания механизма территориального распределения мигрантов, совокупности государственных мер, направленных на предотвращение и борьбу с незаконной миграцией, что значительно упростит реализацию миграционной политики Российской Федерации, ускорит решение проблемных вопросов, позволит сократить бюджетные расходы. Кроме того, разработка и принятие единого кодифицированного акта в сфере миграции позволит устранить существующие пробелы в законодательстве, регулирующем данную сферу общественных отношений. Ведь до сих пор ни один нормативный акт не содержит таких базовых понятий, как «миграция», «мигрант», «миграционная безопасность» и др. Следовательно, Миграционный кодекс должен включать не только, во-первых, общие положения, закрепляющие законодательство о миграции, задачи, принципы, действие законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц, во-вторых, ответственность за правонарушения в сфере миграции, но и положения по формированию эффективного государственного управления в сфере реализации миграционной политики Российской Федерации.

Современная правовая система России активно адаптирует международные стандарты регулирования в сфере миграционных процессов. Одновременно наблюдается регионализация миграции, где специфика содержания просматривается в разработке локальных нормативно-правовых актов.

Учитывая геополитическое положение Калининградской области полагаем необходимым разработать и внедрить локальные нормативные акты, в частности «О создании областной межведомственной координационной комиссии по вопросам миграционной политики, привлечения и использования иностранных работников и реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», разработать с учетом специфики региона Концепцию миграционной политики в Калининградской области на период до 2025 года, а также программу содействия занятости населения и совершенствования социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Калининградской области.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. — 2014. —№ 31. — Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Рос. газ. — 2002. — 31 июля.
  3. Федеральный закон от 15 авг. 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Рос. газ. — 1996. — 22 авг.
  4. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред.от 29.07.2018 г.)
  5. Федеральный закон от 01 апреля 1993 г. № 4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Рос. газ. -1993. — 04 мая
  6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
  7. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
  8. Постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 16 февр. 2016 г. № 4-П // Рос. газ. — 2016. — 01 марта. с. 15–20
  9. Белоконь А. В. Правовые аспекты организации деятельности органов внутренних дел в сфере реализации административно-правовых режимов оборота оружия // Административное право и процесс. — 2016. — № 2. — С. 5–7.
  10. Морозов Ю. В. Международно-правовое регулирование режимов в отношении иностранных граждан // Юридический вестник ДГУ. -2015. -№ 2. — С. 64–70.
  11. Морозов Ю. В. Система нормативных правовых актов, регулирующих административно-правовые режимы в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 7–2. — С. 37–42.
  12. Панченко В. Ю., Пикулева И. В. Реалистическое понимание правовых режимов: к постановке проблемы // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 7. — С. 15–20.
  13. Информация «Конституционно-правовые аспекты совершенствования нормотворческой деятельности (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2013–2015 годов)»: одобрено решением Конституционного Суда Рос. Федерации от 23 июня 2016 г.// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201240/
  14. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в РФ за январь-декабрь 2017 года https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/ item/12162186/.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, гражданин, юридическая ответственность, государственная власть, отношение, режим, территория страны, территория России, незаконная миграция, Россия.


Похожие статьи

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое регулирование статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Особенности гражданско-правового регулирования отношений ответственности при оказании медицинских услуг

Особенности наследования имущества иностранными гражданами на территории Российской Федерации

Особенности правовой защиты смежных прав на территории Российской Федерации

Особенности правового регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью в России, Украине и Беларуси

Международно-правовые основы регулирования внешней трудовой миграции

Особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации на основании трудового договора

Похожие статьи

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое регулирование статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Особенности гражданско-правового регулирования отношений ответственности при оказании медицинских услуг

Особенности наследования имущества иностранными гражданами на территории Российской Федерации

Особенности правовой защиты смежных прав на территории Российской Федерации

Особенности правового регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью в России, Украине и Беларуси

Международно-правовые основы регулирования внешней трудовой миграции

Особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации на основании трудового договора

Задать вопрос