Ключевые слова: Косово, Сербия, серб, автономный край Косово, территория, конфликт.
На фоне межнациональных и межэтнических конфликтов в наше время довольно широко распространён феномен непризнанных или частично признанных государств. В связи с политическими событиями последних лет у широкого круга общественности на слуху такие государственные образования как Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, ПМР и Республика Косово.
Закончившийся, по сути дела, в связи с частичным признанием данного государственного образования, но вспыхивающий с новой силой конфликт в Косово не может не привлекать внимания мирового сообщества к происходящим процессам в «пороховом погребе Европы», как называют Балканы.
Причиной развития событий в русле продолжающейся борьбы за данные территории послужили действия отрядов специального назначения полиции Косово ROSU (Regional Operational Support Unit) 29 сентября 2018 года. По информации правоохранительных органов Сербии, в частности главы МВД Сербии Нейбоши Стефановича, около 60 сотрудников спецназа подошли к Газиводскому озеру в общине Зубин Поток, которая находится на севере Косово и Метохии. Действия сопровождались безосновательными арестами сербов, проживающих на данной территории, которые не совершали каких-либо противозаконных деяний. Также сотрудниками подразделения был занят Центр экологии и спорта и были арестованы все находящиеся в нём люди. В связи с этим президент Сербии Александр Вучич распорядился привести ВС республики в боевую готовность [8]. Однако немногим позже выяснилось, что неоправданные действия силовиков были связаны с визитом на ГЭС «Газивода» президента Республики Косово Хашима Тачи, администрация которого, по прошествии инцидента принесла извинения Сербии. Вучич, в свою очередь, отправил ноту протеста Генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу [9].
Данные события не могли не выйти за рамки отношений между двумя субъектами и НАТО. По прошествии трёх дней (2 октября) с момента инцидента президент Сербии нанёс визит Владимиру Путину, цель которого он объявил заранее: намерение просить совета и поддержки в данном вопросе на всех международных саммитах с целью недопущения конфликта в регионе [10]. Ситуация была прокомментирована и руководством ЕС: глава комиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что необходимо ускорить включение стран Балкан в состав Евросоюза с целью предотвращения противоречий между ними, которые могут вылиться в конфликт между акторами региона в будущем [11], и на основе которых вооружённые столкновения возникали и в прошлом.
Однако дело в том, что противоречивость сложившейся ситуации обусловлена требованиями ЕС (Копенгагенские критерии 1995 г.) к Сербии и Косово, выполнив которые они смогут стать членами организации. В настоящее время Сербия является кандидатом на вступление с 2012 г. В свою очередь, Косово является членом программы расширения, но для начала переговоров о вступлении в Союз необходимо полное международное признание Косово, в том числе и со стороны Сербии. Для того, чтобы составить всеобъемлющую картину сложившейся ситуации, необходимо обратиться к истории конфликта.
Косово или Автономный край Косово и Метохия, как его сейчас называют сербы, является не просто частью территории современного государства южных славян, а исторически и культурно значимым местом для них. В далеком 1389 году сражение на Косовом поле между османскими войнами и сербским войском закончилось поражением последних и предопределило экспансию турок на последующие столетия [1]. Только в начале XIX века сербам удалось обрести независимость — после Второго сербского восстания 1815 года сербам удалость обрести независимость де-факто (путём устных договорённостей с султаном): образование Сербского княжества с парламентом и конституцией [1]; а по итогам Берлинского конгресса 1878 года Сербия подтвердила свою независимость де-юре, что привело в дальнейшем к образованию королевства.
По итогам Балканских войн 1912–1913 годов Сербия присоединила к своим владениям Косово [1]. Тот факт, что этнические албанцы оказались за пределами своей страны (в то же время было провозглашено образование Албанского государства), способствовал обострению отношений в будущем, которые не утихли к концу XX столетия. Притязания на данную территорию проявились уже во время Первой мировой войны, албанцы поддерживали Центральные державы и вели боевые действия против сербов совместно с австро-венграми и болгарами. По итогам первого крупнейшего конфликта столетия Косово было присоединено к новообразованному Королевству сербов, хорватов и словенцев [1]. Это не могло решить конфликт, так как не только Косово стало насильно включенным в состав другого государства. Решения Версальского конгресса по территориальному размежеванию были спорными относительно этнической принадлежности населения новых государственных образований.
В межвоенные годы помимо оттока албанского населения Косово с территории Сербии и притока сербских крестьян для освоения территории, активную деятельность развернули албанские партизаны, которые не брезговали силовыми методами решения проблемы в отношении славян. Во время Второй мировой войны большая часть Косово была включена в протекторат итальянских фашистов под названием «Албанское королевство» [2]. Результатом явился геноцид проживающих на данной территории сербов. После окончания войны была принята Конституция Югославии 1946 года, в соответствии с которой Социалистическая республика Сербия включала в себя автономный край Косово и Метохия, впоследствии преобразованный в автономный край Косово.
Иосип Броз Тито, возглавляющий государство до 1980 года, не был против нахождения албанцев в Косово, однако из-за неблагоприятных условий в самой Албании происходила активная миграция населения в автономный край. О масштабах данного явления могут «сказать» цифры: 1948 г. — 500 тысяч албанцев и 172 тысячи сербов; 1981 г. — приблизительно 1,2 миллиона албанцев и 200 тысяч сербов [12].
В 1981 году произошли массовые манифестации студентов, недовольных условиями в общежитиях и столовых, которые были пресечены правоохранительными органами, что, в свою очередь, вызвало волну недовольств и вывело конфликт на межнациональный и религиозный уровень: поджог православного монастыря и лозунги за изгнание сербов из региона. Ситуацию удалось урегулировать с помощью армии, но это был ещё маленький костер по сравнению с пожаром, который вспыхнул с ещё большей силой.
Пришедший к власти в 1987 году Слободан Милошевич, стремясь завоевать популярность среди сербского населения и укрепить центральную власть, «урезал» в правах автономию Косово. Это проявилось в новой Конституции 1989 года, за которую проголосовало население, заведомо настроенное против албанцев и выдвигавшее лозунги о «деалбанизации» Косово. Данные действия ЦК СКС, не учитывавшие желания и стремления населения автономии, спровоцировали уличные столкновения и убийства в регионе. В знак протеста в 1991 году косовцы провозгласили независимость, избрали президента и сформировали парламент [3]. Началось фактическое оформление Республики Косово. Разумеется, данные действия не были признаны сербским руководством. На период отделения союзных республик Югославии (Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговины) и боевых действий до 1995 года, косовский конфликт относительно затих. Однако внутри самого автономного края активную деятельность проводили радикальные формирования, что послужило созданию к 1998 году «Армии освобождения Косово» (АОК), которая, по сути была террористической группировкой, поддерживаемой США.
Также стоит обратить внимание на очень важный момент: около 80 % обвинённых МТБЮ являются сербы [13], что говорит о ярко выраженной антисербской направленности и политизированности международной организации [14].
После начала столкновений и уничтожения Специальной антитеррористической группой Югославии части боевиков АОК, страны Запада обвинили сербов в преступлениях против гражданских лиц и чистках населения. Данная причина и неуспешные действия НАТО и ЕС в качестве медиаторов переговорного процесса побудили первых вмешаться в войну в 1999 году без наличия санкции СБ ООН. Бомбардировкам был подвергнут Белград. Несмотря на акцентированные удары натовцев по продовольственным складам, военным объектам и базам, проводившиеся не только с помощью авиации, но и сухопутных войск, операции сопровождались и этническими чистками проживавших в регионе сербов.
Военные НАТО в соответствии с Уставом ООН [5] и нормами международного право не имели права на данные действия без соответствующего разрешения СБ ООН. Однако резолюция СБ ООН, осуждавшая агрессию сил НАТО, собрала всего три голоса, в том числе РФ. В соответствии с резолюцией СБ ООН № 1244 от 10 июня 1999 года [6], в Косово устанавливался режим управления ООН и вводились миротворческие силы KFOR (Kosovo Force). Фактически Косово было отторгнуто от Сербии. Провозглашение данного режима вызвало миграцию национальных меньшинств региона (сербов и цыган) в Сербию.
В 2004 году под наблюдением ООН были проведены выборы, победу на которых одержал демократ Ибрагим Ругов. В 2006 году была создана контактная группа на уровне министров иностранных дел постоянных стран-членов СБ ООН (за исключением Китая), Германии, Италии и Финляндии. Успехов добиться не удалось из-за абсолютно противоположных взглядов представителей конфликтующих сторон. Это побудило Косово при поддержке США формально объявить о свой независимости в 2008 году, которую впоследствии признали 114 государств [15].
Представители Сербии в дальнейшем обратились в Международный суд ООН, который вынес решение по данному вопросу в 2010 году, постановив, что данные действия были абсолютно законными, так как в международном праве не содержится положения, которое бы запрещало провозглашение независимости. Решение было проанализировано юристами-международниками. С одной стороны, существующий принцип «права народа на самоопределение» [7] ограничен принципом территориальной целостности государства. Более того, решение о провозглашении Косово суверенным государством было принято не народом — посредством референдума, позволяющего напрямую изъявить свою волю, а парламентом. С другой стороны, принцип территориальной целостности подразумевает, что на всей территории проживает население, чья коллективная воля и есть легитимирующая основа государства. Если же есть граждане, которые, компактно проживая на определенном участке территории, отрицают легитимность государства и испытывают притеснения с его стороны, то они получают право на выход из его состава [4]. Данная ситуация может трактоваться по-разному и все трактовки в определённой мере будут считаться приемлемыми. Особо стоит вопрос о признании Косово другими государствами, которые по нормам международного права признали новообразование, наладив дипломатические связи с ним.
В то же время конфликт остаётся неразрешённым: если сначала преобладающий албанский этнос стремился к независимости, сетуя на угнетения со стороны правящей верхушки Югославии, то сейчас сербы, находясь в меньшинстве на территории государственного новообразования, испытывают проблемы с албанским большинством. Несмотря на то, что события Косовской войны повлияли на решение многих славян покинуть их исторически родной дом, в наши дни на севере республики проживают сербы. Речь идёт об общине Зубин Поток и о городах Звечан, Лепосавич и Косовска-Митровица, расположенных в Косовско-Митровицком округе. Однако у Косово имеется равнозначный ответ: на территории Сербии находятся община Прешево и населённый пункт городского типа под названием Буяновац, расположенные в Пчиньском округе (юго-запад Сербии), которые преимущественно населены албанцами. О возможности изменения границ президент Сербии Александр Вучич и его косовский коллега Хашим Тачи объявили 25 августа на Европейском форуме в австрийском Альпбахе. Они подчеркнули, что намерены как можно скорее достигнуть всеобъемлющего договора и призывают ЕС выступить медиатором.
Дополнительным стимулом к разрешению конфликта является стремление стран к вступлению в Евросоюз. 26 августа еврокомиссар по вопросам расширения и политике соседства Йоханнес Хан призвал ЕС не препятствовать сделке Приштины и Белграда, даже если она предполагает изменение границ. При этом он добавил, что такое соглашение, если оно будет достигнуто, станет уникальным и «не должно быть использовано как пример в случае решения других проблем». Данное замечание является важным, поскольку возможный обмен территориями может стать прецедентом для других сторон, имеющих притязания на определённые территории [16]. В поддержку данной идеи также выступили канцлер Австрии Себастьян Курц и помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Инициатива подверглась критике со стороны Ангелы Меркель, посчитавшей «перекройку» границ в Европе неприемлемой, поскольку она может создать прецедент и повлечь за собой новые конфликты в «пороховом погребе» Европы [17].
Анализируя ситуацию, сложившуюся на Балканах, следует также отметить, что оба президента (Вучич и Тачи) столкнулись с оппозицией в своих странах, так как для Сербии обмен территориями будет означать признание новообразования, а для Косово уступка четырёх муниципалитетов неприемлема ввиду патриотических настроений людей, помнивших Косовскую войну. Тем не менее, возможный план о разделе территорий и корректировке границ является единственным решением проблемы, из-за которой были пролиты реки крови и убиты тысячи людей.
Литература:
- Чиркович С. М. История сербов / С. М. Чиркович; пер. А. Силкин. — М.: 2009. — URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=1036240 (дата обращения: 01.11.2018).
- Нестеров А. Г. Гвардия Великой Албании: из истории фашистских организаций Албании 1939–1944 гг. / А. Г. Нестеров // Европа. Международный альманах. Вып. 4. — Тюмень: Изд-во Тюмен. ун-та, 2004. — С. 84–85
- Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен / сост. А. А. Язькова. — М., 2007. — С. 73.
- Гузикова М. О. Косово на пути к суверенитету: к истории вопроса / М.О Гузикова, А. Г. Нестеров // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — № 3 (63). — Т. 2. — С. 181.
- Устав ООН. — Гл. VII. — URL: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vii/index.html (дата обращения: 04.11.2018).
- Резолюция Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года. — URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1244(1999) (дата обращения: 04.11.2018).
- Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года). — URL: http://www.un.org/ru/- documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 04.11.2018).
- Сербия привела армию в полную боевую готовность из-за действий Косово // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/29/09/2018/5baf698c9a7947971f75c29c (дата обращения: 28.10.2018).
- Спецназ Косово у границы с Сербией объяснили визитом президента // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5baf8e929a79479dad1d2948 (дата обращения: 28.10.2018).
- Глава Сербии попросит совета у Путина после обострения ситуации в стране // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bafe0719a7947ab0a45b733 (дата обращения: 28.10.2018).
- Юнкер призвал ускорить включение Балканских стран в ЕС из-за угрозы войны // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/05/10/2018/5bb780739a7947e1575d3932 (дата обращения: 28.10.2018).
- Трагедия Косова. Как Сербия лишилась своего сердца // Аргументы и Факты. URL: http://www.aif.ru/society/history/tragediya_kosova_kak_serbiya_lishilas_svoego_serdca (дата обращения: 02.11.2018).
- Гаагский трибунал не намерен сворачивать работу // Российская Газета. URL: https://rg.ru/2006/03/21/gaaga-tribunal.html (дата обращения: 02.11.2018).
- Последний приговор трибунала в Гааге: сербский генерал ответит за геноцид // Европейская интеграция. URL: https://www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2017/11/22/7074039/view_print/ (дата обращения: 02.11.2018).
- МИД Косово пересчитал признавшие его независимость государства // РИА Новости. URL: https://ria.ru/world/20171103/1508169327.html (дата обращения: 04.11.2018).
- Босния и Герцеговина, Косово и Македония: как «неоконченные» кризисы могут поджечь регион // Иносми. URL: https://inosmi.ru/politic/20181010/243429680.html (дата обращения: 04.11.2018).
- When Merkel Talks, an Old Russian Ally Listens // Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018–10–26/when-merkel-talks-an-old-russian-ally-listens (дата обращения: 04.11.2018).