В статье рассматриваются вопросы одного из актуальных видов речевой деятельности школьников на уроках русского языка — рассуждение на лингвистические темы.
Ключевые слова: развитие речи, учебно-исследовательская деятельность, лингвистическое исследование, коммуникативная и языковая компетенции.
Актуальность вопроса определяется сочетанием нескольких важных проблем изучения русского языка в школе. Формирование теоретической базы дисциплины, применение лингвистических знаний в практической деятельности, развитие навыков устной и письменной речи — всё это требует поиска и анализа новых методов и приёмов, способствующих развитию интереса к русскому языку, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Формировать универсальные учебные действия и лингвистические компетенции, необходимые современному школьнику, позволяет линия учебников для 5–9 классов под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. Авторами учебника для 7 класса разработан раздел «Рассуждайте на лингвистические темы» с заданиями, направленными на обучение устным и письменным развернутым ответам школьников на лингвистические темы.
В учебнике ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя; стоить рассуждения на основе готового лингвистического высказывания разных форм. [2, С. 177]
Анализ заданий, способствующих развитию навыков школьника-исследователя, позволил представить их классификацию с разных точек зрения и определить виды упражнений, реализуемых на основных этапах изучения темы: объяснение лингвистического материала, закрепление, повторение. [1, С. 83]. Рассуждения на лингвистическую тему в устной или письменной форме могут предлагаться:
а) в процессе изучения темы: например, «Понаблюдайте, как пишутся предлоги, соотносимые с самостоятельными частями речи»;
б) в качестве актуализации ранее полученных знаний: например, «Напишите сочинение на тему «Основные способы образования знаменательных частей речи»;
в) на этапе закрепления учебного материала на основе анализа опорных схем, правил, таблиц, материала параграфа: например, «Использую схему, подготовьте письменный рассказ о служебных частях речи»; «Проанализируйте таблицу и порассуждайте, на какие группы делятся сочинительные и подчинительные союзы, какие значения они выражают».
Представим классификацию заданий по типу и форме их выполнения:
а) создание и проведение тематической сценки на тему сходства и различия предлогов и союзов;
б) создание способов решения проблем творческого и поискового характера: например, «Найти и рассказать, какие изменения в морфемном составе могут происходить с течением времени»;
в) проблемный вопрос, связанный с обращением к дополнительным источникам для ответа на вопрос: например, «Почему одни лингвисты считают, что причастие и деепричастие — это особые формы глагола, а другие полагают, что эти слова являются самостоятельными частями речи».
В результате решения лингвистической задачи, освоения языковой системы, овладения языковым материалом школьники обретают лингвистическую компетенцию, формируют учебно-языковые умения и навыки, связанные с развитием логического мышления, памяти, воображения учащихся.
Учителя-словесники при подготовке детей к лингвистическому исследованию сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, рабочие программы по русскому языку не дают полного перечня возможных тем, потому что число тем чрезвычайно велико и все их на уроках не охватить. Во-вторых, учебные программы прописывают 2 часа в неделю на развитие речи. В-третьих, многие темы достаточно трудны и остаются непонятыми.
Не менее важной является проблема формирования лингвистической базы школьников. В рассуждениях на лингвистическую тему школьники учатся грамотно и выразительно формулировать свои мысли, проявлять самостоятельность суждения, развивая языковую, речевую, лингвистическую компетенции.
Ряд описанных проблем позволяет сделать вывод о необходимости разработки наиболее оптимальных и эффективных форм и методов работ, которые способны вызвать интерес учащихся к исследованию лингвистических проблем русского языка.
Цель данного вопроса заключается в необходимости формировать у учащихся коммуникативные, логические и лингвистические умения с помощью рассуждений на лингвистические темы. Все эти качества позволяют развить мышление и чувство языка.
Для прочного закрепления учебного материала, свободного воспроизведения и применения его на практике необходимо заинтересовать учащихся в предмете познавательной деятельности. Для этого можно разработать занимательную и интересную работу с лингвистическим материалом в форме тематической сценки. Данный вид деятельности может быть организован как на уроках русского языка, так и во внеурочное время. Внеклассная работа учителя-словесника может включать тематическое театрализованное представление, помогающее учащимся снять напряжение и понять трудные теоретические основы грамматики, а также проявлять творческие и организаторские способности. Представляю фрагмент сценки.
«Пришел предлог ксоюзу вгости»
Предлог: Привет, союз!
Союз: Привет, предлог!
Предлог: Как твои дела?
Союз: Дела плохи, не могу составить предложение, на языке не вяжется.
Предлог: Так давай я тебе помогу!
На листочках появляется предложение: Девочка сидела ____ диване
Союз (с сомнением): Девочка сидела «а» диване.
Предлог: Нет, а может девочка сидела «в» диване?
Союз: Ха-ха. Девочка сидела «и» диване.
Предлог: Да что ты говоришь? Девочка сидела «под» диване.
Союз: Получается каша. Девочка сидела «что» диване.
Предлог: Девочка сидела «с» диване.
Союз: Нет, не то. Давай пригласим нашего друга падежа?
Предлог: Отличная идея, я думаю, что он поможет решить наш спор.
Приходит падеж.
Падеж: Хватит спорить! Ребята, давайте поможем предлогу и союзу разрешить спор. С помощью какого падежа будут согласоваться эти слова?
Аудитория (называет падеж): С помощью предложного падежа.
Падеж: Конечно, эти слова будут сочетаться в Предложном падеже. С помощью какого союза или предлога мы можем связать слово «сидела» и слово «диване»?
Аудитория: Предлога «НА».
Падеж: Почему?
Аудитория: Потому что предлоги указывают на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении.
Падеж: Правильно! (падеж достает карточку)
Союз: Кто-то стучится в дверь.
На листочках появляется предложение: … авозле нее мурлыкает серый кот.
Все предложение: Девочка сидела на диване, а возле нее мурлыкает серый кот.
Падеж: Мне кажется, что здесь чего-то не хватает.
Предлог: Ребята, подскажете нам?
Аудитория: запятой!
Запятая встает не вто место.
Падеж: Опять что-то не так.
Запятая: Кажется, я перепутала место, подскажите, куда мне встать?
Аудитория: Перед союзом А.
Все: Молодцы!»
Разработка сценария и показ тематической сценки благоприятно повлиял на восприятие семиклассников. Живой интерес, активность учащихся, творческий подход, проявление фантазии — все это позволило достичь положительных результатов данного эксперимента и произвести впечатление на зрителя.
Подводя итог, можно сказать, что проблемы лингвистического исследования на уроках русского языка имеют место быть в практике школьного преподавания. Задача учителя сводится к разработке интересных форм работы с лингвистическим исследованием. Предполагаемый результат выполнения творческих работ — понимание лингвистических проблем, умение применить теорию на практике, получение прочных знаний, повышение уровня лингвистической и коммуникативной компетентности учащихся.
Литература:
1. Абдулаева, Л. А., Омарова, С. М. Работа с текстом как средство развития речи / Л. А. Абдулаева, С. М. Омарова. — Дагестан: Известия ДГПУ, 2015. — С. 82–86.
2. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
3. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта [и др.]. — М.: Дрофа, 2015. — 336 с.
4. Черепанова, Л. В. Системно-деятельностный подход в обучении школьников устным развернутым ответам на лингвистические темы / Л. В. Черепанова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. — 2017. — Т. 12. — № 6. — С. 115–127.