В статье описан метод проектов как один из интерактивных методов обучения, актуальность метода в рамках ФГОС ООО, а также отличие интерактивных методов обучения от других.
Ключевые слова: учебная деятельность, образовательный процесс, проектная деятельность, метод проектов, интерактивный метод обучения.
В настоящее время остается актуальной задача, стоящая перед методикой обучения средней школы: сделать процесс обучения интересным и эффективным. Для ее реализации учителя используют в своей практике разнообразные методы и технологии обучения. Наиболее актуальными в свете введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) считаются интерактивные методы обучения, где учитель теряет центральную роль в образовательном процессе и становится его организатором, помогая учащимся самостоятельно добывать знания.
Интерактивность (inter — взаимный, act — действовать) — взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с чем — либо (например, компьютером) или кем — либо (человеком). [9]
При использовании интерактивных методов акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учителя и учащихся. Учитель определяет направление учебной деятельности, контролирует соблюдение времени и порядка выполнения заданий, при необходимости даёт консультации учащимся, помогает им разрешить серьёзные затруднения. Изменяется обстановка на уроке, данные методы позволяют отойти от привычных требований к дисциплине: обучающиеся при такой организации учебного процесса взаимодействуют друг с другом, а учитель заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на достижение сформулированных учащимися целей. [1]
Проектный подход как один из видов интеллектуальной деятельности обучающихся связан с решением различных познавательных задач. Под руководством учителя происходит развитие и самоутверждение личности школьников. Обучающимися приобретается опыт работы с различными источниками информации, самостоятельной работы со специалистами разных областей знаний, выполнения проектов и т. д.
Безусловно, в образовательном процессе должны применяться различные методы обучения. При использовании пассивных методов учителю отводится центральная роль. На уроке преобладает монологовый режим общения. Учитель сам распределяет работу учащихся и необходимую для ее выполнения информацию, предлагает заранее составленный план. Школьники на таких уроках являются только объектом педагогического воздействия. Важно помнить, что в традиционной пассивной педагогике: учитель учит — ученик учится, учитель думает — ученик воспроизводит, учитель авторитарен — ученик несвободен.
Использование активных методов обучения на уроке подразумевает: метод обсуждения проблем, установление диалогового режима при взаимодействии учителя и учащихся, однако, центральная роль учителя остается. Учащиеся не являются пассивными слушателями, они задают интересующие вопросы и предлагают собственные варианты решения. Такие уроки не имеют жесткой структуры, тема и проблемы урока формулируются учителем совместно с учащимися в процессе совместного обсуждения.
При использовании интерактивных методов обучения взаимоотношения «учитель — ученик» принципиально меняются: ученик самостоятельно определяет цель деятельности, учитель лишь помогает ему в этом, учитель рекомендует источники знаний — ученик самостоятельно открывает новые знания, ученик постоянно осуществляет выбор — учитель содействует и направляет, ученик проявляет активность и является инициатором деятельности — учитель создает необходимые условия. В соответствии с требованиями ФГОС ООО обучающий не предоставляет готовую информацию учащимся, а выполняет роль направляющего. А сама информация в данном случае перестает быть целью и становится лишь средством для формирования у обучающихся трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде способов деятельности — универсальных учебных действий (УУД). [5]
Самореализация обучающихся в учебной деятельности наиболее эффективна при наличии работы в группах, взаимодействии учащихся между собой, с учителем, с информацией, с компьютером и т. д. В соответствии с этим, важно применение в обучении интерактивных технологий, которые являются системой правил организации продуктивного взаимодействия учащихся. При этом происходит освоение учащимися нового опыта и получение новых знаний, появляется возможность для самореализации, выявления и раскрытия способностей обучающихся. [7, 9]
Таким образом, интерактивные технологии ориентированы на широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на преобладание активности учащихся в учебной деятельности. Следовательно, применение в процессе обучения интерактивных технологий благоприятно влияет на самореализацию личности учащихся, повышает мотивацию к обучению и адаптацию в образовательной среде, развивает коммуникативные способности и ведёт к повышению самооценки.
Интерактивное обучение — это обучение, погруженное в общение, которое сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы учебной деятельности. [9]
В современной педагогике существует богатый арсенал интерактивных методов обучения:
– «мозговой штурм»,
– дискуссия,
– кейс-метод,
– проблемный вопрос,
– групповая работа с иллюстративным материалом,
– эвристическая беседа,
– ролевые и деловые игры,
– метод проектов,
– обсуждение видеофильмов и т. д.
Среди интерактивных методов особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Метод проектов имеет своей целью предоставить школьникам возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Он включает комплекс методов (исследовательских, поисковых, проблемных) для развития мышления учащихся, основанного на постоянном поиске, анализе, проверке достоверности фактов. Итог работы принципиально отличается от результатов других видов учебной деятельности и подразумевает предоставление полученного «продукта» на публичное обсуждение. [5]
Метод проектов является одной из личностно ориентированных развивающих технологий, в основе которой лежат идеи развития познавательных навыков учащихся, их творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. [4]
Основой метода проектов являются идеи «прогрессивной педагогики» — педагогического течения, известного под названием «прогрессивное воспитание»). Зарождение прогрессивизма происходило в рамках философии и тесно связано с именами Ч. Пирса и У. Джемса. [3]
Сформировался метод проектной деятельности как один из вариантов практического обучения профессиональным навыкам на рабочем месте во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Широкое признание метод проектов получил в трудах Джона Дьюи и его последователей — Вильяма Килпатрика, Генри Коллингса. Данный метод рассматривался как альтернативный вариант, оторванного от жизни школьного обучения и осуществлял связь обучения со знаниями и умениями, которые были необходимы учащимся в профессиональной деятельности. [8]
Достаточно стремительно метод проектов распространился в США, странах Северной и Центральной Европы. Проектное обучение приобрело славу эффективного метода обучения, особенно для учебных предметов, предусматривающих практическую деятельность. [2]
В России идеи Д. Дьюи были реализованы в педагогической практике А. С. Макаренко. Русский педагог С. Т. Шацкий организовал под своим руководством небольшую группу сотрудников, которые пропагандировали метод проектов среди российских педагогов. В послереволюционное время метод проектов одно время довольно активно стал применяться в школах по личной инициативе Н. К. Крупской. Многие видные деятели российского образования 20–30-х годов XX века давали позитивную характеристику идеям Д. Дьюи, это позволило сформироваться новому веянию в образовании, которое направленному на развитие инициативности и активности школьников, их готовности к творчеству и участию в жизни общества. [2, 6]
Некоторые современные исследователи отечественной педагогики отмечают, что увлечение в 20-е годы проектированием происходило в ущерб другим методам обучения и привело к снижению качества обучения в связи с отсутствием педагогических кадров, способных работать с проектами и недостаточной разработанностью проектной методики. Постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» в 1931 году метод проектов был осуждён в связи с этим и не использовался в школах практически весь советский период. Д. Дьюи в России был представлен как «враг прогрессивного человечества», в это же время начался процесс гонений на генетику. Проектная методика, а вместе с ней научный и экспериментальный поиск перестали применяться в советских школах. [4]
Переосмысление идей Д. Дьюи и его единомышленников, возрождение интереса к методу проектов в России произошло в 80-е годы XX века. Несмотря на это, до настоящего времени нет однозначного понимания сущности этого метода. Поэтому под проектом в педагогической практике понимают самые разные виды деятельности. Неоднозначное толкование данного понятия снижает эффективность использования проектной деятельности в обучении. [6, 8]
Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, включающая в себя общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
В наше время интерес к методу проектов обусловлен, что возможностью рассматривать проблему в её развитии, использовать при этом различные педагогические технологии.
Метод проектов — комплексный метод, в связи с тем, что его реализация, предполагает использование совокупности разнообразных методов: обучения в малых группах сотрудничества, «мозговой атаки», дискуссий, ролевой игры, проблемных вопросов и т. д. Совокупность этих методов составляет такую дидактическую систему, которая соответствует личностно ориентированному подходу и способствует формированию соответствующих компетенций, на которые сделан акцент во ФГОС ООО.
Грамотное применение метода проектов, совместная деятельность учащихся и учителя помогает сделать учебный процесс принципиально отличным от традиционного обучения в построении системы взаимоотношений как между учащимися, так и с учителем, сформировать иной подход к познавательной деятельности учащихся, обеспечить уважение их интеллектуальных и творческих возможностей, поощрять сотрудничество и самостоятельное критическое мышление. [2]
Преимуществом данного метода является предоставление возможности каждому ребенку раскрыть свой потенциал на практически любом этапе учебной деятельности в школе и при изучении практически любой части учебной дисциплины. Таким образом, проектная деятельность позволяет обеспечить реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, который по ФГОС ООО предполагает: формирование готовности учащихся к саморазвитию, их активную учебно-познавательную деятельность, построение образовательной деятельности с учетом особенностей и интересов обучающихся. Метод проектов позволяет найти баланс между академическими знаниями и необходимыми для жизни умениями, так как ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся и требует от них творчества, а не простого воспроизведения информации, побуждая к самостоятельному конструированию своих умений для ориентации в информационном пространстве, так как задания всегда содержат больший или меньший элемент неизвестности, следовательно, дают возможность найти собственное «правильное» решение, которое основано на персональном опыте, позволяют создать основу для сотрудничества, взаимообучения, взаимодействия всех участников образовательного процесса. [5]
Литература:
- Марина А. В. Вопросы школьного учителя биологии о проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС// Биология в школе. — 2014. — № 5.- С. 16–23.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Полат Е. С. — М.: изд. центр «Академия», 2010. — С. 193–200.
- Педагогический энциклопедический словарь — М.: Большая советская энциклопедия, 2003. — С. 211.
- Семенова Л. П. Проектируем на уроке // Биология в школе. — 2013. — № 3. — С. 32–38.
- Сотникова Е. Б., Моргачева Н. В. Проектная деятельность как интерактивный метод обучения в системе школа-ВУЗ // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 4.
- Томина Е. Ф. Реализация педагогических идей Дж. Дьюи в теории и практике отечественного образования // Вестник ЧГПУ. — 2009. — № 3. — С. 251–261.
- Управление проектами от А до Я / Ричард Ньютон; Пер. с англ. — 8-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 180 с.
- Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс] учеб. пособие. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 144 с.
- Ассоциация руководителей образовательных организаций: Двуличанская Н. Н. 6 интерактивных методов обучения [Электронный ресурс] Дата обновления: 1.06.2015. URL: https://educationmanagers.ru/spo/ modernizaciya/6_interaktivnyh_metodov_obucheniya/ (дата обращения: 20.12.2017).0