В данной статье мы рассмотрим регулирование земель запаса, а также рассмотрим понятие неиспользованных земель запаса. Для определения понятие неиспользованные земли запаса надо понять, что же такое земли запаса в соответствии с Земельным кодексом. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель. [«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018), ст. 103].
Земли запаса — это статус который присваивается землям чтобы обозначить на законодательном уровне что эти земли не могут быть использованы. Для того чтобы люди могли использовать эти земли, они должны быть переведены в другую категорию земель. [ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004, Ст. 13]. У них нет собственников в лице физических или юридических лиц. Они принадлежат государству или муниципалитету. Так статья 128 Земельного Кодекса сообщает о том, что состав земельных угодий запаса позволяет включать землю, которую ранее не использовали, либо же она была по каким-то причинам изъята, согласно установленному порядку у собственников, а также землепользователей.
Также нельзя забывать, что существует возможность изменения категорий земель запаса. Потребность в изменении категории земель запаса возникает в различных случаях. Самой распространенной причиной является тот факт, что в крупных городах попросту не хватает места для строительства жилых объектов, и территории под застройку перемещаются в окрестности, где как раз и могут быть сосредоточены земли запаса. Процесс изменения категории земель по своей сути считается непростым и очень длительным. Этим процессом занимаются только опытные юристы, которые хорошо разбираются в тонкостях законодательства. Окончательное решение об изменении категории выносится органами местного самоуправления, либо органами государственной власти. Следует понимать, что когда у земель запаса меняется категория, то им присваивается новое целевое назначение, в соответствии с которым эти земли будут использоваться. Многие города России страдают от нехватки свободной площади под застройку. Это служит стимулом к тому, что многие инвесторы обращают внимание на земли запаса, сосредоточенные в пригороде. Они могут купить их и переоформить по более низкой стоимости, чем если бы изначально покупали землю под жилую застройку. Но присвоение категории земель должно соблюдать массу тонкостей и нюансов, должно проводиться доскональное изучение такой земли, чтобы ей была присвоена категория, а следовательно, целевое назначение.
За счет земель запаса государство создает целевой земельный фонд, направленный на предоставление земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих войск, также создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев. И что немаловажно, из этого же земельного фонда могут выделяться участки для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Однако необходимо указать, какие именно земли чаще всего входят в категорию земель запаса или так называемых резервных земель. Большое количество земель запаса в России сосредоточено на малоосвоенных территориях. Таких как Дальний Восток, Сибирь и другие подобные районы. Из-за того, что эти земли малопригодны для жизни в силу климата, их мало освоенности и других факторов, многие люди отказываются от земельных участков. Или же берут их и затем пытаются продать другим людям. Однако в большинстве своем попытки продать земельный участок в Сибири, например, завершаются провалом. И такие земельные участки, выделенные для ведения сельского хозяйства или иных полезных целей, фактически являются заброшенными.
С течением времени такие брошенные земли выпадают из поля зрения государства, муниципалитета и порой даже собственников. Они зарастают лесами, становясь таким образом непригодными для ведения сельского хозяйства. С точки зрения науки, леса крайне благоприятно воздействуют на земельный участок, на котором они находятся. Улучшается состояние почвы, не пересыхают реки и другие водные объекты. Однако такие леса незаконны и не попадают под государственную охрану. Соответственно они подвергаются незаконной вырубке и последующей реализации древесины. По оценкам Всемирного фонда дикой природы России и Всемирного банка до 20 % древесины, заготавливаемой в Российской Федерации, имеет незаконное происхождение.
Ущерб от нелегальной вырубки леса несет не только экономика страны, но и природа. В период с 2011 года по 2013 года в нашей стране ежегодно исчезало в среднем по 4,3 миллиона гектаров леса. И это лишь малая часть фактов, которые можно привести.
Многие ученые и эксперты занимаются исследованием этой проблемы. Большая часть из них отмечают, что эта проблема возникла давно, еще в перестроечные времена, после начала приватизационных процессов. Несмотря на огромные масштабы этой проблемы законодатель до сих пор не нашел способа урегулировать этот вопрос. В Земельном кодексе незаконное использование земель запаса урегулировано общими положениями о нарушениях прав на пользование участками. В частности, к незаконному использованию земель, могут относиться такие виды нарушений как уничтожение расположенных на участках знаков, самовольная застройка участка, незаконная добыча янтаря на участке, самовольное занятие участков, пользование недрами, расположенными под землей, без получения на это специальной лицензии, повреждение объектов водоснабжения и повреждение прудов, озер и рек, располагающихся на участке. Как мы видим здесь ни слова не сказано о лесах, расположенных на таких землях. В республике Карелия нашли способ защитить леса от незаконной вырубки. В одном из районов республики большая часть площади района находится в аренде, и арендаторы берут на себя функцию охраны территории, причем выполняют они эту функцию эффективно. Они тщательно следят за процессом вырубки и таким образом подрядчики не могут вырубить лишнего. Это один из способов как можно уменьшить масштабы этой проблемы.
Вырубка леса неизбежно влечет широкий круг экологических проблем. Страдают растительный и животный мир — беднеют флора и фауна, происходит эрозия почв и иные нежелательные последствия.
Большинство экспертов сходится во мнении: без поддержки органов власти или, по крайней мере, отдельных представителей органов власти более или менее крупные операции по незаконной вырубке леса были бы невозможны. Эксперты указывают, что крупный бизнес в обязательном порядке стремится заручиться поддержкой властей. [Центр экономических и политических реформ (ЦЕПР), http://rusrand.ru/analytics/nezakonnye-vyrubki-rossiyskogo-lesa-masshtab-problemy-i-chto-s-etim-delat]
До тех пор, пока законодательно не будет урегулирована эта проблема, пока не будет ужесточена уголовная ответственность за незаконную вырубку лесов эта проблема будет набирать обороты и в конце концов приведет к необратимым негативным последствиям для нас.
Литература:
- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018), ст. 103
- ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004, Ст. 13
- Центр экономических и политических реформ (ЦЕПР), http://rusrand.ru/analytics/nezakonnye-vyrubki-rossiyskogo-lesa-masshtab-problemy-i-chto-s-etim-delat