Понятие «права человека» впервые появилось в содержании французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 году. Там шла речь об установлении юридически формального равенства между людьми и закреплению того факта, что «гражданин» имеет по отношению к власти не только обязанности, но и права.
Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 15 гарантирует общепризнанные принципы и нормы международного права и признает международные договоры Российской Федерации частью ее правовой системы [1].
Международная защита прав человека представляет собой совокупность международно-правовых норм, гарантирующих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по установлению на практике прав и свобод; а также международные механизмы для контроля за ходом выполнения государствами взятых на себя международных обязательств и непосредственно защитой нарушенных прав отдельного человека.
В современных реалиях действует сложная, многоуровневая система поощрения и защиты прав человека. Особая роль в данной системе принадлежат Организации Объединенных Наций. В структуре ООН действуют отдельные институты и организации, которые занимаются непосредственно защитой прав и свобод человека. В рамках ООН были осуществлены важные международно-правовые акты по защите прав и свобод человека, которые установили международные стандарты в этой сфере.
В положениях Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. начали разрабатываться в совокупности не национальные, а общечеловеческие, наднациональные, гарантированные международным сообществом стандарты прав и свобод.
Всеобщая Декларация прав человека устанавливает: равенство индивидов — каждый человек рождается свободным и равным в правах; запрет на дискриминацию по признаку цвета кожи, расы, пола, языка, религии и другим причинам; гарантирует право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; запрещает работорговлю и рабство; запрещает пытки или жестокое обращение; право каждого на правосубъектность; равенство всех перед законом; право на обращение в суд; запрет произвольных арестов; презумпцию невиновности и запрет обратной силы уголовного закона; право на свободу передвижений и выбор места жительства; право на гражданство; право на вступление в брак; право владеть имуществом; право на свободу убеждений; право на мирные собрания; право на участие в управлении общественными и государственными делами; право на труд и другие права и свободы человека. Декларация, к примеру, устанавливает такие права человека, как право каждого выехать из своей страны и возвращаться, право всех выбирать свое место своего жительства, право на протесты (забастовку) и др. Так как ее основной задачей является разработка именно прав и свобод человека, более общее понятие — понятие статуса человека — для достижения главной цели было искусственно разделено. От него была отделена только одна часть — права и свободы, в ущерб другим направлениям этого понятия, и, прежде всего, обязанностям человека.
В 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН были созданы два универсальных договора в области прав человека, называемые пактами: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Эти договоренности стали обязательны для исполнения странам участникам в виде нормативных актов. Совместно с указанной декларацией они стали называться Международным биллем о правах.
В Последнем Акте СБСЕ 1975 г. впервой были разработаны нормативные предписания об уважении прав человека и свобод, а в последующем сформулированы в виде самостоятельного принципа современного международного права.
На основе совокупности норм Пактов, об экономических, социальных и культурных правах государством гарантировалось индивиду: право на труд, включая право на место работы, создания справедливых и благоприятных условий труда, реализовать право на отдых и т. д.; право любого на участие в профсоюзах; права человека на его социальное обеспечение и социальное страхование; охрана семьи; право каждого на образование и участие в культурной жизни и другие права.
Международный пакт о гражданских и политических правах, кроме таких всеобщих прав человека, как право на свободу и личную неприкосновенность; утверждает права на гуманное обращение; права на свободное передвижение и независимость в выборе места жительства; равноправие граждан перед судом и презумпцию невиновности; право на защиту личной жизни; право на свободное выражение мнений; право на мирные собрания и т. д.
В случаи чрезвычайного положения о котором официально объявлено в государстве, в обстоятельствах когда жизни людей находятся под угрозой, государство может принять меры и отойти от своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах в такой степени, в какой это является необходимой остротой возникшего положения, и только при условии, что эти меры не являются несовместимыми с другими обязательствами государств по международному праву и не влекут за собой нарушение прав исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.
Пакты также устанавливают перечень таких гарантированных прав и свобод человека, отходить от которых государство не может ни при каких чрезвычайных положениях.
Указанные в документе основные права образуют минимальный базовый стандарт прав человека. Обязательное соблюдение государствами всеобщих прав и свобод человека становится не только договорной формой международного права, но, а также нормой, т. е. обязанностью государства, исполнения которой может потребовать каждый человек. Сейчас уже нет необходимости доказывания самого права на существование концепции уважения и соблюдения прав и свобод человека. Действуют также ряд конвенций в области защиты прав человека, имеющих одно из первоочередных значений: Конвенция о пресечении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.; Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1989 г.; Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и др. Международный механизм контроля защиты прав и свободы человека предусматривает два уровня: универсальный; региональный.
Непосредственно, развитие международного права обоснованно связывалось и связывается в конечном итоге с договорным закреплением взаимных обязательств между государствами [2].
Конвенция СНГ о всеобщих правах и свободах, гарантированных человеку, была подписана в 1995 г. Конвенция определяет перед собой задачу следования международным стандартам в области прав человека всеми государствами —входящих в СНГ.
Стороны также гарантировали (ст. 1) обеспечивать каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, указанные в Конвенции.
Кроме гражданских и политических прав, Конвенция также гарантирует экономические и социальные права. В соответствии со ст. 14 гарантируется право на труд и на защиту от безработицы, ст. 15 — право на охрану здоровья, ст. 16 — право на социальное обеспечение и т. д.
Пристальное внимание и защита гарантируются незащищенным слоям общества (пенсионерам, детям, инвалидам и т. д.).
Затронутая конвенция (ст. 35) устанавливает вид основных прав и свобод, которые, правда, несколько уже предусматриваемого Пактом о политических и гражданских правах.
Мониторинг за ходом исполнении Конвенций поручено Комиссии по правам человека в СНГ, Положение о которых является составной частью Конвенции. Работают три главных формы контроля за соблюдением прав человека: обсуждение в ООН периодических докладов государств; анализ споров о толковании и осуществлении отдельных соглашений; рассмотрение индивидуальных петиций.
Роль Российской Федерации в международном механизме защиты прав, свобод и законных интересов человека подтверждает, что сегодня уровень защиты прав и свобод человека в любой стране определяется не только степенью эффективности национальной судебной системы, но также интегрированностью государства в международную систему защиты прав и свобод человека и гражданина [3].
Литература:
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», № 4, ст. 445.
- А. Е. Епифанов. К вопросу о влиянии международного права на формирование механизмов защиты прав и свобод человека (вопросы теории и истории) // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2015. № 2. (дата обращения: 09.10.2018).
- В. А. Данилова, А. Л. Гусева. К вопросу о механизмах защиты прав человека // Концепт. 2014. № S27 (дата обращения: 14.11.2018).