Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 19.11.2018

Статья просмотрена: 641 раз

Библиографическое описание:

Саиев, Ю. У. Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства / Ю. У. Саиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53874/ (дата обращения: 15.11.2024).



Международно-правовое взаимодействие государств вырабатывает действенные механизмы в усовершенствовании национально законодательства. Принцип сотрудничества между государствами играет важную роль в совершенствовании национального законодательства.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривается, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [1]. Из этого следует, что международные принципы, нормы и международные договоры, ратифицированные РФ, являются частью ее правовой системы, а положения международного права имеют преимущественную силу в случае расхождения с внутригосударственным законодательством.

Известно, что, начиная с 90-х гг. ХХ в., заметно изменилась правовая система страны. Существенной чертой современного периода можно считать то, что Россия быстро восполняет пробел, образовавшийся за предыдущие десятилетия в сфере международного сотрудничества по противодействию преступности. Особенно нужно заметить, что Россия принимает активное участие в международных организациях, которые непосредственно занимаются вопросами борьбы с международной преступностью, а также в формировании международно-правовой базы сотрудничества в этой сфере, где можно сказать, что РФ сегодня вышла на уровень развитых стран мира. Ярким примером активной деятельности является то, что принятие Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г., разработанной на основе проекта, внесенного РФ в 1997 г., является результатом инициативной и энергичной системной деятельности, прежде всего, российской стороны. Россия первой подписала эту Конвенцию в рамках проходящего в сентябре 2005 г. в Нью-Йорке саммита глав государств [2].

Более того, многие нормы в УК РФ были включены именно в результате заключения Россией международных конвенций, касающихся сотрудничества в борьбе против преступности. Это, например, легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем (ст.ст. 174 и 174.1 УК РФ), изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг (ст.186 УК РФ), незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (ст.228–233 УК РФ), на борьбу с коррупцией направлены нормы ст. 290 УК РФ («Получение взятки»), ст. 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»).

Наряду с этим, Россия в рамках СНГ осуществляет работу по предотвращению попадания наркотических средств на свою территорию, а также проводит политику по совершенствования национального законодательства для успешной борьбы с этим злом. Кроме того, изучаются наиболее эффективные законы государств СНГ в указанной сфере с целью принятия их в свое законодательство.

С созданием таможенного союза в рамках ЕврАзЭС появилась надобность странам-участникам совершенствовать свое национальное законодательство исходя на договоренности по созданию и функционированию таможенного союза. Раньше отечественное законодательство не имело положений, регулирующие правоотношения по осуществлению взаимоотношений таможенных органов Российской Федерации с таможенными органами зарубежных государств при производстве по делам об административных правонарушениях, несмотря на их фактическое существование. Только с принятием Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ [3], дополнившего текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) главой 29.1 «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях», вопросы оказания правовой помощи по делам об административных правоотношениях впервые получили свое законодательное разрешение.

Представляется, что законодательное закрепление такой формы межгосударственного сотрудничества при производстве по делам об административных правонарушениях, как оказание правовой помощи, было обусловлено несколькими объективными причинами.

Во-первых, обязанностью приведения текста КоАП РФ, учитывая положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации о верховенстве вступивших в силу международных договоров над федеральным законодательством, в соответствие с положениями Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее — Соглашение), в связи с его ратификацией. Так, ст. ст. 8, 9, 10 Соглашения регулируют осуществление таможенными органами государств — членов Таможенного союза ряда процессуальных и иных действий по делам об административных правонарушениях в рамках оказания правовой помощи. Однако КоАП РФ ранее не предусматривал положений, регулирующих оказание такой помощи. Кроме того, ст. 2 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 50 «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам» также предусматривает приведение правительствами государств-членов Таможенного союза национального законодательства в соответствие с принимаемыми международными договорами.

Сотрудничество государств формируется на трех уровнях. В первую очередь, это сотрудничество на двустороннем уровне, которое уходит своими корнями в далекое прошлое. В текущее время оно не только не утратило своего значения, но играет постоянно возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

По утверждению Шугурова М. В. Всеобщая Декларация прав человека и Пакты, несмотря на существующие разногласия, были приняты и со временем обрели гарантированную юридическую силу, но в начале не имели точных и конкретных обязательных целей. Полученные данными соглашениями статуса международных конституционных актов оказалось реальным благодаря созданию в дальнейшем достаточно законченного массива международного законодательства в области прав человека, а также сближения внутригосударственных законодательств при существенном участии международного права [4].

Позицию автора считаю целесообразным, так как Всеобщая Декларация прав человека и Пакты сыграли важную роль в усовершенствовании национального законодательства. Всеобщая Декларация прав человека явилось «азбукой» для многих государств в развитии национального законодательства. Не стало исключением и наше национальное законодательство, где фундаментальные права человека и гражданина, закреплены на основе Всеобщей Декларации прав человека.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 9. — Ст. 851.

2. Н. В. Аюбов. Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в области предупреждения преступности // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 532–535. — URL https://moluch.ru/archive/53/7217/ (дата обращения: 27.09.2018).

3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Собр. законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2714.

4. М. В. Шугуров Международно-правовое сотрудничество в сфере прав и свобод человека: плюрализм доктринальных оснований // Международное право. — 2015. — № 3.

Основные термины (генерируются автоматически): национальное законодательство, правовая помощь, Российская Федерация, Россия, РФ, Таможенный союз, УК РФ, Всеобщая Декларация, дело, международный договор.


Похожие статьи

Налоговая гармонизация как неотъемлемая часть общеэкономических интеграционных процессов в государствах-членах Евразийского экономического союза

Правовая культура государственного служащего как один из ведущих факторов построения гражданского общества

Международно-правовые основы регулирования внешней трудовой миграции

Муниципальная собственность как ключевой компонент экономической основы местного самоуправления

Нормативно-правовая база интеграционных отношений хозяйствующих субъектов

Институциональная основа таможенного сотрудничества ЕС и России как фактор развития его нормативной правовой базы

Развитие налогового федерализма как основа развития налогового потенциала территорий

Взаимосвязь международного гражданского процесса с гражданским процессуальным правом

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как неотъемлемое условие эффективной работы органов местного самоуправления

Обеспечение безопасности как приоритетное направление деятельности органов государственной власти

Похожие статьи

Налоговая гармонизация как неотъемлемая часть общеэкономических интеграционных процессов в государствах-членах Евразийского экономического союза

Правовая культура государственного служащего как один из ведущих факторов построения гражданского общества

Международно-правовые основы регулирования внешней трудовой миграции

Муниципальная собственность как ключевой компонент экономической основы местного самоуправления

Нормативно-правовая база интеграционных отношений хозяйствующих субъектов

Институциональная основа таможенного сотрудничества ЕС и России как фактор развития его нормативной правовой базы

Развитие налогового федерализма как основа развития налогового потенциала территорий

Взаимосвязь международного гражданского процесса с гражданским процессуальным правом

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как неотъемлемое условие эффективной работы органов местного самоуправления

Обеспечение безопасности как приоритетное направление деятельности органов государственной власти

Задать вопрос