В данной статье рассматриваются основные проблемы транспортной инфраструктуры. Проводится анализ современного состояния транспортной системы, а также, рассматриваются пути решения существующих проблем.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, развитие территорий, транспортная система, транспортная доступность, пассажироперевозки, транспорт, Новая Москва.
Москва стремительно развивается, присоединяя новые территории. Грандиозное расширение границ Москвы произошло за счет территории Новой Москвы, включающей в себя два административных округа: Троицкий и Новомосковский. Для развития данных территорий необходима транспортная инфраструктура, поэтому данная тема была, есть и будет актуальной всегда и на любых территориях.
Транспортная система представляет собой совокупность транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий, транспортных средств и управления ими. Это единство обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта, с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.
В настоящее время, создание эффективной транспортной системы города является необходимым условием его современного развития, сохранения и улучшения качеств окружающей природной среды, повышения благосостояния населения, что представляется наиболее актуальным в современных экономических условиях.
Общая характеристика транспортного комплекса Москвы.
На данный момент, транспортная система Москвы Включает в себя следующие виды транспорта:
‒ Московский метрополитен;
‒ наземный городской пассажирский транспорт;
‒ железнодорожный транспорт;
‒ автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (далее -УДС);
‒ автовокзалы и ТПУ;
‒ парковочное пространство;
‒ организация и безопасность дорожного движения;
‒ велосипедная и пешеходная инфраструктура;
‒ транспортная навигация;
‒ внутренний водный транспорт;
‒ воздушный транспорт.
Плотность населения в Москве составляет примерно 107,3 человек/га, что превышает аналогичные показатели крупнейших мегаполисов мира, однако, плотность УДС, равная 3,95 км/кв.км, в 2–4 раза ниже показателей этих же мегаполисов. Что же касается Новой Москвы, то плотность УДС там составляет лишь 0,88км/кв.км.
На территории Москвы существуют следующие проблемы транспортной системы:
‒ Развитие надземного транспорта и маршрутной сети заметно уступают развитию города;
‒ Слабая система хордовых связей между радиальными автодорогами;
‒ Невозможность расширить УДС;
‒ Отсутствие дублирующих направлений магистралей;
‒ Низкий уровень технического состояния автомобильных сооружений;
‒ Отсутствие транспортных развязок на разных уровнях пересечений УДС и тд.
Развитие транспортной системы Москвы
Развитие транспортной инфраструктуры позволяет обеспечить возможность регулярного и бесперебойного транспортного сообщения, социально-экономическое развитие в округе, а также способствует повышению качества обслуживания и снижению времени перевозок грузов и пассажиров различными видами транспорта.
Главной целью должно быть обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения как «старой», так и Новой Москвы, устойчивое развитие функционирующей, безопасной и удобной транспортной системы.
Одна из самых главных задач для решения проблем с транспортной доступностью в городе — развитие Московского метрополитена. До конца 2020 г. планируется построить более 150 км линий метро, 78 станций. Эти темпы гораздо выше темпов строительства метро в Европе и США. Также, запланировано строительство или реконструкция 255 транспортно-пересадочных узлов.
На присоединенных территориях запланировано 12 точек роста. Это административный, медицинский, образовательный кластеры, также здесь рассматривается развитие аэрополиса Внуково, кроме того, на данных территориях приемлемо развитие логистических проектов.
Как сказано выше, плотность УДС Новой Москвы там составляет всего лишь 0,88км/кв.км, что крайне мало. А самая большая «транспортная проблема» новых округов Москвы заключается в нехватке поперечных дорожных связок между радиальными магистралями.
В целях обеспечения комфортной жизнедеятельности людей, проживающих в данной местности, в первую очередь, необходимо уплотнение улично-дорожной сети, то есть строительство новых автодорог, расширение уже существующих проезжих частей, а также строительство транспортных развязок и транспортных узлов.
Всего на строительство качественной дорожно-транспортной инфраструктуры в ТиНАО до 2035 года потребуется более 1 трлн рублей. Около 600 млрд пойдет на строительство и реконструкцию дорог и более 263 млрд направят на строительство метро.
В настоящее время идут работы по самому масштабному проекту реконструкции главной магистрали Новой Москвы — Калужского шоссе на участке от МКАД до Московского малого кольца (первый этап реконструкции завершился в 2016 году, а в 2018 году завершат второй). Также идет строительство автомобильной дороги — «Солнцево-Бутово-Видное» (от Киевского до Калужского шоссе).
Следующей, немаловажной задачей для развития присоединённых территорий, также, как и в «Старой» Москве, является развитие и строительство новых станций метро в ТиНАО.
Первой линией метро, которую протянули на новые территории, стала Сокольническая ветка. Длина участка — 7,6 км. На нем открылись две станции — «Румянцево» и «Саларьево». Это позволило улучшить транспортную ситуацию в юго-западном секторе Москвы, поскольку загрузка дорог снизилась примерно на 20 %. Также разгрузились станция метро «Юго-Западная» и прилегающие к ней дороги, уменьшилось количество заторов на Киевском шоссе у МКАД и на Ленинском проспекте.
В конце 2016 года принято решение продлить Сокольническую линию метро вглубь новых территорий до Коммунарки. Планируется, что ветка будет построена параллельно новой трассе Солнцево-Бутово-Видное в наземном исполнении. Длина отрезка 11 км, на нем разместится 4 станции: «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Столбово».
В заключении хотелось бы сказать, что для решения проблем транспортной инфраструктуры на различных территориях требуется выполнение следующих задач.
- На уже застроенных территориях проблемы транспорта решаются с помощью обеспечения комфортного перемещения на общественном транспорте, строительства новых станций метро, строительства новых развязок и транспортно-пересадочных узлов, а также, ввод в эксплуатацию Московского центрального кольца (МЦК), которое распределяет пассажиропотоки столицы и разгружает метрополитен минимум на 10–15 %.
- На присоединённых территориях, где плотность застройки гораздо ниже, транспортные проблемы решаются с помощью: строительства новых дорог, расширения (где это возможно) существующих автомагистралей и строительства их дублеров, обходящих жилую застройку, строительства многочисленных поперечных дорог-связок между радиальными трассами, а также проведения Московского метрополитена на данные территории и обеспечения общественным наземным транспортном.
Литература:
- Постановление Правительства Москвы «О создании Департамента развития новых территорий города Москвы» № 239-ПП.
- Постановление Правительства Москвы «Об утверждении Положения о Департаменте развития новых территорий города Москвы» № 327-ПП.
- Семенов В. В., Ермаков А. В. Исторический анализ моделирования транспортных процессов и транспортной инфраструктуры.
- Официальный сайт Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. https://stroi.mos.ru/new-moscow/razvitie-dorozhnoi-seti
- Инвестиционный портал города Москвы. https://investmoscow.ru/investment/a-place-to-live/transport-infrastructure/
- Официальный сайт Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктурой. http://dt.mos.ru