В статье рассматривается влияние строительства линейных объектов, конкретно метро, на развитие территории Новой Москвы. Рассматриваются основные факторы влияния на расположение станций метро на данной территории. Производится анализ современной отечественной и зарубежной практики в этом вопросе.
Ключевые слова: агломерация, развитие территорий, линейные объекты, метро, градостроительство, градостроительное зонирование, транспорт, Новая Москва.
Тема расширения Москвы — один из самых интересных и острых вопросов на данное время. Ни для кого не секрет, что 1 июля 2012 года произошло официальное расширение административных границ города Москва. Это стало самым масштабным проектом за всю историю административно- территориального деления города. Одной из задач расширения границ являлось решение проблем транспортной загруженности и пробок, увеличивающихся с каждым днем.
Территория увеличилась примерно в 2,4 раза. Увеличение территории произошло за счет Троицкого и Новомосковского административных округов, в состав которых входят 21 муниципальное образование. Общая площадь Новой Москвы составляет 148,8 тысячи га.
Транспортная система Новой Москвы включает в себя две радиальные автомагистрали: М-3 «Украина» и А-101 «Калужское шоссе», а также низкоплотную сеть дорог поперечного «хордового направления», связывающих населенные пункты муниципальных поселений. По территории проходят железнодорожные пути Киевского направления и участок Большого кольца Московской железной дороги. На территории Новой Москвы расположены аэропорты Внуково и Остафьево. [4]
В последнее время загруженность транспортных артерий сильно возросла. Это обусловлено тем, что большинство рабочих мест располагается на территории, теперь уже, старой Москвы. Это обязывает ездить людей из области в центр. Что и создает многочасовые пробки.
Для разгрузки транспортного потока, формирования новых центров развития в Новой Москве, и, как следствие, для роста инвестиционного интереса, помимо строительства дорожных развязок, тянутся линии метро на присоединившиеся территории города.
Идея объединения нескольких городов в агломерации не нова и активно притворяется в жизнь в некоторых странах. Ознакомиться со сценариями зарождения агломераций можно на примере быстроразвивающихся мегаполисов, таких как «Большой Париж» и «Большой Лондон».
Ярким примером создания агломерации в Европе может служить «Большой Париж», с численностью 11 млн. человек. Идея создания этого проекта впервые была озвучена 17 декабря 2007 года экс-президентом Франции -Николя Саркози. План преобразования состоит из этапов на 20, 30 и 40 лет. Принципы такого слияния заключаются в:
а) соответствии Киотскому протоколу о сокращении вредных выбросов в атмосферу;
б) интеграции пригородов;
в) создании и переформировании транспортной инфраструктуры. [1]
В 2008–2009 годах крупнейшие архитектурные бюро представили свои концепции модернизации Парижа. Большое внимание в этих проектах было уделено вопросам регионального развития, а также полицентричному развитию города, когда в городе не один центр притяжения людей, а несколько.
Также большое внимание было уделено транспортной инфраструктуре. Министр по делам Большого Парижа — Кристиан Бланк со своей командой, 29 апреля 2009 года представил план транспортной схемы, в этот же момент власти региона Иль-де-Франс, присоединенного к Парижу, подготовили собственную транспортную схему. После долгих согласований, в январе 2011 года, был найдем компромисс. «Важной частью проекта стало сооружение автоматизированных линий метро, соединяющих деловые и жилые районы, в частности, Версаль и аэропорт Шарль де Голль, а также пригороды Монфермей и Клиши-су-Буа. Новые линии метро будут иметь вид восьмерки протяженностью 140 километров с круглосуточным движением». [2]
Москва и Париж почти одновременно начали реализацию проектов по расширению территории. Две столицы поставили перед собой одни и те же цели, однако подходы к их воплощению различные. Из этих различий вытекает разница результатов.
Одним из главных отличий в транспортной сфере является то, что специалисты проекта «Большой Париж» разрабатывают проекты, для разгрузки пассажиропотока, исключительно для общественного транспорта, в основном железнодорожного. В «Новой Москве» же строятся новые автомобильные развязки, дороги, проезды, что лишь стимулирует жителей ездить на личном автотранспорте.
Еще одно отличие — принципиально разные подходы к развитию территории. В Москве первоочередный вопрос: жилье. Его строят в первую очередь, а уже потом — подводят к уже существующему району транспортные коммуникации. В Париже — все наоборот. Ветка метро может быть проложена до станции, где стройка еще только началась. [5]
Однако, хочется заметить, что, например, на момент начала строительства станции метро «Саларьево», в окрестностях проектируемой станции не было развитой инфраструктуры. К моменту открытия была построена парковка на 1000 машиномест. В перспективе рядом со станцией построят крупный транспортно-пересадочный узел, чтобы жители ближайших районов Москвы и Подмосковья, двигаясь в направлении центра города, могли оставить личные автомобили на перехватывающих парковках и пересесть на метро.
Что касается дорог — к концу 2018 году на территории Новой Москвы планируется построить и реконструировать 14 автомобильных дорог общей протяженностью около 137 км. Почти все магистрали в Троицком и Новомосковском административных округах (ТиНАО) будут иметь как минимум четыре полосы для движения. А всего до 2035 года в границах Троицкого и Новомосковского округов планируется построить около 600 км дорог. [6]
Концепция развития новых территорий Москвы основывается на создании комфортной городской среды, то есть соблюдение баланса жилой застройки, транспортной доступности, наличия рабочих мест, строительства доступных объектов социальной инфраструктуры, сохранение обширного зеленого массива.
Планируется, что к 2035 году в Троицком и Новомосковском административных округах (ТиНАО) построят 60 млн кв. м жилья.
У людей, проживающих на присоединенных территориях или потенциальных покупателей жилья в Новой Москве, возникает ряд основных вопросов: транспортная доступность, возможность сохранения привычного образа жизни, инженерная инфраструктура, окружающая среда. На территории ТиНАО реализуется целый ряд инвестиционных проектов строительства.
Литература:
- https://stroi.mos.ru/new-moscow/o-konkurse/mirovoi-opyt-razvitiya-aglomeracii?from=cl
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_Париж
- http://www.ng.ru/economics/2013–10–28/4_projects.html
- https://stroi.mos.ru/new-moscow/zachem-rasshiryat-granicy-moskvy?from=cl
- https://www.novayagazeta.ru/articles/2013/10/18/56825-chto-daet-bolshoy-parizh-novoy-moskve
- https://stroi.mos.ru/new-moscow/razvitie-dorozhnoi-seti