Главным элементом государственной безопасности считается внешнеэкономическая безопасность. Термин «внешнеэкономическая безопасность» впервые ввели в США в ХХв. Подход американских ученых основывался на понимании внешнеэкономической безопасности государства через экономическую устойчивость государства — состояние, обеспечивающее достаточное количество экономических и военных ресурсов для противостояния опасностям и угрозам ее существования, происходящих как из других стран, так и внутри собственной страны.
Экономическая безопасность — это состояние максимально эффективного использования субъектом хозяйствования (государством, отраслью, предприятием или частным лицом) всех своих ресурсов для своевременного предотвращения внешних или внутренних угроз для стабильного функционирования данного субъекта как в настоящее время, так и в будущем.
Под внешнеэкономической безопасностью понимается совокупность мер на различных уровнях: макро- и микроэкономическом, политическом, социальном, личностном и др. Для обеспечения экономической безопасности необходимо создание четкой и целенаправленной системы противодействия негативным факторам и их последствиям. Система обеспечения экономической безопасности должна состоять из квалифицированных специалистов, управленческого аппарата, сотрудников и пользователей, отталкивающихся от специальной нормативно-правовой базы [12, с.18].
Российская Федерация находится на сложном историческом этапе становления новейших социально-экономических взаимоотношений. В условиях недостаточности и неоднозначности правовой системы, регулирующей экономические отношения, совершается переход к другим формам государственного управления, отставание российского законодательства и экономики от развитых стран. Во внешнеэкономических отношениях Российская Федерация сталкивается с стремлением промышленно развитых государств и крупнейших зарубежных компаний использовать нестабильную обстановку в Российской Федерации и государствах-участниках СНГ в своих политических и финансовых интересах. Все эти факторы порождают необходимость деятельности по обеспечению экономической безопасности государства и её граждан с помощью единой государственной стратегии.
Сложной составляющей государственной безопасности Российской Федерации в целом является Стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Она направлена на реализацию экономических преобразований в ближайшие три-пять лет. Беря в учет интересы государства в сфере экономики. Во-первых, Стратегия экономической безопасности — это основная составляющая экономической политики, отражающая ее стратегические цели, требуемый уровень равновесия микро- и макроэкономической систем. Во-вторых, один из критериев оценки количественных показателей, характеризующий желаемое состояние экономики, устанавливающий ограничения на использование возможных методов проведения внешнеэкономической политики, от результатов применения которых зависит предотвращение угроз внешнеэкономической безопасности.
Государство — один из сильнейших видов организации, осуществляя деятельность по обеспечению всех форм национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной, оно обеспечивает внешнеэкономическую безопасность. Государство обладает достаточными материальными и финансовыми ресурсами, мотивирует население к экономической деятельности, с помощью стимулирования и развития одних видов деятельности параллельно ограничивая другие.
Обеспечением внешнеэкономической безопасности занимаются все ветви государственной власти: законодательная, судебная и исполнительная. В связи с этим необходимо разграничивать их полномочия по обеспечению внешнеэкономической безопасности страны и ее регионов. Такое разделение законодательно закреплено в РФ в Законе РФ «О безопасности», который гласит, что все государственные органы обеспечения безопасности находятся под управлением Президента. Но в связи с тем, что обеспечение национальной безопасности является очень сложным направлением и нуждается в профессиональных знаниях и умениях различных областей, государство создало Совет безопасности РФ, который осуществляет разработку законов Президента страны по обеспечению всех звеньев государственной безопасности, особенно по экономической безопасности.
Система внешнеэкономической безопасности ставит перед собой следующие цели: сведение к минимуму действенности угроз (как внешних, так и внутренних) экономическому состоянию государства и его ресурсам; обеспечение устойчивого функционирования субъекта безопасности (предприятия, отрасли, государства); сохранение стабильных темпов развития государства, внешних экономических связей и эффективности использования ресурсов; обеспечение стабильности социальных условий в обществе; правовую защиту всех участников внешнеэкономической деятельности. Для этого уделяется большое внимание использованию новых технологий и современной информации, состоянию и развитию финансов субъекта, его управленческой деятельности.
Для достижения поставленных целей системой ВЭБ ставит следующие задачи: анализ ситуации и прогнозирование появления возможных угроз; разработка мер по предупреждению и профилактике угроз; анализ и оценивание реальности возникновения угроз и возможного ущерба; реагирование на возникшие угрозы и анализ эффективности принятых мер; дальнейшее совершенствование системы внешнеэкономической безопасности с учетом полученного опыта; защита прав и интересов субъектов безопасности.
Комплекс показателей состояния динамики каждой сферы безопасности должен обеспечить системное воспроизведение, во-первых, всей совокупности внешних факторов, определяющих уровень этой сферы; во-вторых, всей полноты противоречий внутри самой сферы как источника угрозы.
Особенность каждой составляющей сферы внешнеэкономической безопасности заключается в достаточно ограниченном круге показателей. При этом показатели должны быть прозрачными, то есть сопоставимыми с измерениями прошлого и будущего периодов, результатами изучения проблемы на различных иерархических уровнях (глобальном, национальном).
В качестве показателей экономической безопасности государства выступают физические (например, сфера демографической безопасности), экономические (ВВП на душу населения, уровень инфляции и т. д.) и некоторые другие.
Выбор показателей экономической безопасности государства зависит от принципов, которые должны обеспечить адекватность отражения ее объективного состояния и тенденций развития. Исходя из имеющейся методологии научного анализа, экономисты пришли к выводу, что основными принципами показателей экономической безопасности являются:
– объективность (научность),
– комплексность (единство внутренних и внешних связей, факторов),
– необходимость и достаточность данных,
– утилитарность (прикладной характер),
– правомерность (соответствие нормам права и морали).
В практическом плане задачи организации взаимосвязанных информационно-аналитических систем управления процессами в системе экономической безопасности являются следствием возрастания противоречия и динамики сферы внешнеэкономической безопасности, развития информационных потоков, которые касаются угроз государственной безопасности. Это позволит оптимизировать сбор, обработку и хранение первичных данных, логико-математическое диагностирование и прогнозирование вариантов развития ситуации, разработать практические рекомендации применимые к государству и хозяйствующим субъектам.
Тесная взаимосвязь различных субъектов и направлений экономической безопасности, многофакторный характер угроз вместе с ограниченностью методов сбора и обработки данных объективно нуждаются в определенной стандартизации показателей. Перед государством стоит важнейшая задача по разработке методов научного анализа локальных систем экономической безопасности государства с помощью прозрачных показателей. В связи с этим возникает потребность в создании единых норм и стандартов по сбору информации, ее хранения, процедур вторичного анализа и т. д. Важно по каждому исследованию иметь данные о дате и месте его проведения, методов сбора первичной информации, выборочной совокупности, предельных погрешностей и др. Унифицированные сквозные показатели позволяют повысить эффективность управления процессами в сфере экономической безопасности, своевременно фиксировать отклонения показателей от нормативных требований и тем самым вовремя просчитывать степень угрозы.
Основой формирования показателей экономической безопасности является тесная взаимосвязь понятия экономической безопасности государства с категорией риска.
Угроза экономической безопасности в стратегии экономической безопасности включает два важнейших элемента: оценку угрозы и предотвращение угрозы. Оценка угрозы носит экспертный, вероятностный характер. Предотвращение угрозы включает в себя комплекс мер по выявлению причин угрозы и предотвращению их возникновения, а также в устранении последствий этих угроз (если они неизбежны). Вместе с исследованием причин угрозы проводят оценку уровня экономической безопасности, предполагающую исследование категорий фактических, ожидаемых, потенциальных потерь (убытков), а также таких, которые можно компенсировать и нельзя компенсировать.
В результате проведенных экспертных оценок могут быть получены интегральные показатели устойчивости страны, индексы открытости, прозрачности экономики, уровень доверия иностранных инвесторов и так далее.
Метод анализа и обработки сценариев. Сценарий включает в себя аналитический прогноз относительно логической последовательности развития объекта в будущем, основываясь на обоснованных наукой гипотезах и положениях, отражающих главные направления его развития. Этот метод основан на четком взаимодействии специалистов-экспертов высокой квалификации различных направлений, которые решают проблемы внешнеэкономической безопасности с применением современных средств математического моделирования. Роль математического моделирования при реализации различных зависит от его характера. На основании результатов моделирования начальные прогнозы уточняются, конкретизируются, также создаются новые вариации сценариев и новейшие циклы анализа [2, c.15]
Метод распознавания образов. Под образом понимают объект, сигнал, ситуацию, явление, процесс в сфере экономической безопасности с нетипичными характеристиками.
Распознавания является соотношением объектов или явлений, базой которых является анализ их характеристик по заранее определенному стандарту. По своему существу, данный процесс преобразования входящей информации, включает в себя параметры, признаки конкретных образов, которые содержат выводы о типах, к которым относится распознанный образ. Эти методы в основном применяют в процессе исследования теневой экономики.
В основе математической теории распознавания образов лежит комплекс методов математической статистики, теории вероятностей, алгебры, логики, теории игр, теории информации, теории статистической связи и таксономических методов. Два последних способа представлены методами дискриминантного анализа и методом кластерного анализа.
При дискриминантном анализе ученые выделяют определенные выборки, обычно, это две группы показателей безопасности (опасного и безопасного состояний объекта), после чего составляется новая матрица показателей экономической безопасности для каждого нового объекта для определения его к той или иной группе.
Кластерный анализ — это система методов, классифицирующая многомерные наблюдения или объекты, которые основываются на выделении понятия расстояния между объектами с последующим определением из них конкретных групп наблюдений (кластеров). Такой анализ используется для исследования структуры систем социально-экономических показателей или хозяйствующих субъектов (фирм, регионов и т. д.).
Метод многомерного статистического анализа. Содержание оценки уровня экономической безопасности по этому методу можно рассмотреть на примере. Берется любое количество показателей социально-экономического плана для значительного количества государств и ставим условие, чтобы показатели были едиными и сравнимыми для этих государств и относились к единому временному периоду. С помощью компонентного анализа выделяют две основные компоненты, первая компонента играет решающую роль, и по расположению государств на ее шкале отражается состояние экономики. После этого необходимо выполнить по выбранной компоненте ранжирование государств. Имея для каждого государства фактические данные по результатам его рейтинга и экономическими показателями, которые меняются за несколько лет, и повторяя уже только для него регрессионный анализ за эти годы, можно получить уравнение, характеризующее состояние экономики в будущем в зависимости от значений независимых экономических показателей, то есть уровень экономической безопасности. Регрессионное уравнение может приобретать вид уравнения производственной функции Кобба-Дугласа или ему подобного [7, c.97].
С помощью методов многомерного статистического анализа вычисляют характеристику движения и развития показателей экономической безопасности, выявляют закономерность их развития в прошлом и оценивают возможность их переноса на будущее.
Для реализации этих методов необходимо:
1) создать достаточную выборку для выявления главных экономических закономерностей;
2) найти общую методику для сравнения выбранных данных;
3) обосновать возможность переноса закономерностей с прошлого на выбранный период прогнозирования с помощью обширного анализа исследуемого показателя;
4) получить сообразную математическую модель и с помощью нее создать точечные и интервальные прогнозы.
Регрессионный, компонентный, факторный, спектральный и др методы относятся к методам многомерного статистического анализа.
В экономических статьях можно встретить и дифференцированные показатели уровня экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
Дифференцированные показатели:
– уровень полной экономической безопасности (реальной экономической безопасности), соответствующий режиму стабильного функционирования экономики;
– уровень скрытой экономической опасности, характеризующийся повышенной интенсивностью жизнедеятельности экономики, которая приводит к ее «перегреву»;
– уровень пониженной экономической безопасности, отражающая в большей степени периоды экономического спада;
– уровень полного снижения или потери экономической безопасности, отражающий полную дестабилизацию экономики.
Вместе с такими показателями заслуживают внимания показатели экономической безопасности, характеризующие отдельные ресурсы для возмещения и предотвращения убытков. Экспертные прогнозы расходов, необходимых для возмещения убытков от тех или иных критических ситуаций, позволяют оценить и своевременно сформировать ресурсы общества, ориентированные на восстановление и придания стабильности и устойчивости социально-экономического развития, а также на предотвращение последствий дестабилизации. С этой целью в мировой практике используют такие показатели, как компенсационный потенциал (ресурс прямых компенсаций) и общие компенсационные резервы. В первую очередь в качестве резерва для предотвращения убытков. При этом компенсационный потенциал, как и компенсационные резервы в целом, можно охарактеризовать конкретными количественными и качественными показателями, создающими (по соответствию конкретной критической ситуации) важные предельные значения для оценки экономической безопасности государства. Следовательно, одним из важнейших индикаторов экономической безопасности любого государства должно выступать соответствие достаточно обоснованных оценок системы рисков прямых компенсационных резервов компенсаций и устранение убытков.
Литература:
1 Абалкин, Л. И. Советская экономика: новое качество роста: Учеб. Пособие — М.: Политиздат, 1988. — 349 с.
2 Архангельский, В. Н. Право Всемирной торговой организации: влияние на экономику и законодательство государств Европейско-Азиатского региона: [монография] — Москва, 2014–157 с.
3 Архипов, А. О практике премирования работников промышленности за разработку и внедрение новой техники и новых видов изделий — Москва, 2014–302 с.
4 Безпалов, В.В., Лочан, С.А., Петросян, Д. С. Теория и практика управления развитием региональных экономических систем / Монография — Москва, 2016–236 с.
5 Бельчук, А. И. Современные социально-экономические и политические процессы в странах СНГ: учеб. пособие / А. И. Бельчук, М. М. Мейер, Л. А. Фридман; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. мировой политики. — Москва, 2005. — 192 с.
6 Гагарина, Г. Ю. Развитие методологии управления пространственной интеграцией экономики регионов России — Москва, 2013. — 39 с.
7 Гайворонская, И. В. Управленческие, правовые и социальные аспекты развития экономического потенциала России и зарубежных стран: сборник материалов Международной научно-практической конференции — Москва, 2013. — 386 с.