Контроль в области геодезии осуществляется с целью выявления нарушений лицами, выполняющими геодезические работы, обязательных требований законодательства. Уполномоченным на проведение такого надзора государственным органом ежегодно производятся плановые и неплановые проверки в отношении лиц, осуществляющих геодезические работы. В данной статье рассмотрим основные положения осуществления геодезического надзора, а также ответственность за нарушения этих положений.
Ключевые слова: область геодезии, государственный геодезический надзор, Российская Федерация, картографическая деятельность, федеральный государственный надзор, картография, геодезический надзор.
Control in the field of geodesy is carried out in order to identify violations by persons performing geodetic work, the mandatory requirements of the legislation. The state body authorized to conduct such supervision annually conducts scheduled and unscheduled inspections in relation to persons engaged in geodetic work. In this article we will consider the main provisions of the implementation of geodetic supervision, as well as responsibility for violations of these provisions.
Keywords: area of geodesy, state geodesic supervision, Russian Federation, cartographic activities, federal state supervision, cartography, geodesic supervision.
2018 — год 85-летия образования государственного геодезического надзора.
Основы его официального становления были заложены постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 03 июля 1933 года № 1357 «Об упорядочении производства топографо-геодезических, аэросъемочных, картографических и гравиметрических работ». Этот документ определил порядок общегосударственного геодезического надзора за качеством топографо-геодезических и картографических работ, выполняемых всеми гражданскими предприятиями и организациями.
В первые десятилетия основными задачами государственного геодезического надзора являлись сбор, систематизация и хранение карт и других материалов топографо-геодезических работ. В дальнейшем задачи и функции органов государственного геодезического надзора уточнялись и расширялись.
В настоящее время исполнение государственной функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии (сокращенно — государственному геодезическому надзору) возложено на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы. В соответствии со статьёй 22 Федерального закона «О геодезии и картографии и пространственных данных…» от 30.12.2015 № 431-ФЗ и «Положением о федеральном государственном геодезическом надзоре в области геодезии и картографии», утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 октября 2016 № 1084, государственный геодезический надзор осуществляется в целях обеспечения соблюдения субъектами геодезической и картографической деятельности законодательства Российской Федерации о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов.
В связи с тем, что одной из важнейших задач государственного регулирования является обеспечение высокого качества выполняемых геодезических и картографических работ, необходимых для обеспечения органов государственного управления, других потребителей современными, достоверными, точными геопространственными материалами, основным критерием оценки деятельности субъекта геодезической деятельности при проведении Управлением Росреестра по Республике Карелия плановых проверок является наличие Системы контроля качества выполняемых работ.
5 июня 2018 г. вступил в силу Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.01.2018 № 3 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии». Четко регламентированный Административным регламентом порядок проведения проверок субъектов геодезической и картографической деятельности позволит территориальным органам Росреестра своевременно реагировать и применять меры по выявленным нарушениям. [2]
Государственный геодезический надзор был и остается главным механизмом создания правового поля в геодезической и картографической деятельности.
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют нормативно-правовые документы, которые направлены на регулирование деятельности организаций, осуществляющих геодезические и картографические работы. Одним из таких документов является Федеральный закон от 30.12.2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В положениях данного закона также закреплены основные требования к геодезическим и картографическим работам и их результатам обязательные для исполнения всеми лицами, выполняющими геодезическую и картографическую деятельность. Действующим законодательством на Росреестр и его территориальные органы возложены функции по осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии. Постановлением Правительства РФ от 21.10.2016 № 1084 «О федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии» определен порядок осуществления федерального государственного надзора в области геодезии и картографии. [1]
Геодезический надзор направлен на выявление нарушений при производстве геодезической и картографической деятельности. Основными направлениями геодезического надзора является контроль за правильным выполнением геодезических работ, установлением местных систем координат, правильным отображением государственной границы, за правильным употреблением географических названий объектов местности на карте, в плане и т. д.
В рамках данного надзора уполномоченным органом по осуществлению государственного геодезического надзора ежегодно проводятся плановые и внеплановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, кадастровых инженеров. Проверки, осуществляемые государственным органом, могут быть как выездные, так и документарные.
Выездная проверка, как правило, производится по месту нахождения объекта проверки. При такой проверке производится осмотр геодезического оборудования на наличие сертификата поверки, на наличие лицензионного программного обеспечения, а также производится контроль выполненных измерений, путем полевого контроля. Документарная же проверка производится путем сверки сведений в документах лица, выполняющего геодезические и картографические работы. При выявлении нарушений законодательства о геодезии и картографии должностным лицом государственного органа выписывается предписание для устранения выявленных нарушений. [1]
В случае если выявленные нарушения не устраняются лицом, допустившим эти нарушения, влечет за собой наложение штрафа в соответствии с КоАП РФ. Российское законодательство в целях недопущения нарушений, а также контроля качества за осуществлением геодезической и картографической деятельности, утвердило лицензирование таких видов деятельности.
Другими словами, организации производить на территории страны такие работы, как создание геодезических сетей, государственных карт и планов, установление и изменение государственной границы и др., без действующей лицензии не могут. Обычно в результате проведения выездных проверок типичными нарушениями при выполнении геодезических работ являются отсутствие исходной геодезической основы, внутриведомственного контроля, лицензии на выполнение отдельных видом работ, если же такие виды работ попадают под лицензирование.
Таким образом, основной целью геодезического надзора является контроль за правильным выполнением геодезических и картографических работ на всей территории Российской Федерации.
В рамках осуществления государственного надзора в области геодезии и картографии проводится анализ межевых и технических планов (далее — Планы).
Процесс мониторинга Планов позволяет отслеживать нарушения законодательства в области геодезии и картографии кадастровыми инженерами.
Так, например, при определении координат поворотных углов земельных участков или углов зданий геодезическим способом, кадастровыми инженерами используются пункты государственной геодезической сети, полученные из неизвестных источников, тогда как согласно инструкциям по созданию Планов, исходные пункты получают в федеральном картографо-геодезическом фонде или в Кадастровой палате.
Так как сведения об исходных пунктах получены не из официальных источников, исполнители кадастровых работ не предоставляют сведения о состоянии использованных пунктов в Управление Росреестра по Республике Карелия, что является нарушением законодательства и подлежит административному наказанию в виде штрафа от трехсот до пяти тысяч рублей. [2]
Но иногда, кадастровые инженеры используют пункты, сведения о которых отсутствуют в федеральном картографо-геодезическом фонде и Кадастровой палате, т. е. пункты, не проверенные государственными органами. Использование таких пунктов приводит к предоставлению неверных и недостоверных сведений в орган кадастрового учета.
При выявлении данных правонарушений, материалы направляются в Прокуратуру, наказанием за данное нарушение предусмотрено наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Еще одним нарушением, встречающимся в Планах, является использование геодезического оборудования с недействующей поверкой, что приводит к ошибкам при измерениях и вычислениях координат.
Материалы с данным нарушением направляются в территориальные органы Росстандарта, данное нарушение влечет наложение штрафа от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
При определении координат картометрическим способом используется картографический материал, последнее обновление которого было более 10 лет назад.
Все вышеуказанные нарушения приводят к предоставлению ложных сведений в орган кадастрового учета, в результате которых происходит наложение границ одного земельного участка на другой или здание попадает на другой земельный участок.
В заключении, следует отметить, что использование современных технологий, автоматизированных средств контроля за деятельностью в сфере геодезии и картографии, актуальных картографических произведений, является залогом устойчивого развития системы государственного кадастра недвижимости и государственной регистрации прав на территории Российской Федерации на современном информационном и технологическом уровне.
Литература:
- Закиян Э. А. Практические проблемы, связанные с наложением границ земельных участков. Кадастровая ошибка // Имущественные отношения В РФ. — 2014. — № 11. — С. 6–11.
- Официальный сайт Росреестра [Электронный ресурс]. — URL: https://rоsrееstr.ru/
- Пункт 3 постановления Правительства РФ от 21.10.2016 № 1084 «О федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии»
- Резникова А. Д. Проблема геодезического обеспечения кадастровых, землеустроительных и иных работ [Текст] // Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 11–14.
- Щеглова О. A., Чурсин A. И. История развития геодезической основы в России [Текст] / О. A. Щеглова, A. И. Чурсин // Образование и наука в современном мире. Инновации. — 2016. — № 4. — С. 194–198.