В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.
Ключевые слова: двигательная активность, умственная работоспособность, физические упражнения, активный отдых, учебная деятельность.
В постиндустриальном современном обществе умственный труд является приоритетным. Это доказывается увеличением различных ВУЗов, факультетов, и разрастающейся сферой услуг. Научно-техническое совершенствование привело к автоматизации, компьютеризации и робототехнике. Современные люди, особенно подростки и молодежь, ведут малоподвижный образ жизни, занимаясь учебой или работой не отходя от компьютеров. Результатом такого образа жизни является негативный вектор состояния здоровья молодых людей, изменение массы тела, нарушение осанки, снижения зрения, психические отклонения и др.
Поэтому очень актуальным на сегодняшний день является необходимость физической подготовки молодых людей и как будущих специалистов и как физически и психически здоровых личностей.
Анализ литературы по существующей проблеме показывает, что физическая культура и спорт очень важны на всех этапах становления личности человека. Определенные физические нагрузки, перемежающиеся с умственной деятельностью, способствует росту эффективности учебной и профессиональной деятельности, повышают учебную и трудовую работоспособность. И, наоборот, при продолжительном ограничении физической активности происходит снижение функции внимания, памяти, мышления и соответственно общей работоспособности.
Хочу остановиться на контингенте современного студенчества, который характеризуется высокой устойчивой умственной нагрузкой с минимальной двигательной активностью. В таких условиях, возникает необходимость повышения стрессоустойчивости организма студентов.
Включение в учебную деятельность оптимальных физических нагрузок создает благоприятные предпосылки сглаживания отрицательных воздействий условий внешней среды на физическое и психологическое состояние студентов.
Оптимально подобранный режим двигательной активности, физические упражнения, положительно влияют на психические процессы, формирование умственной устойчивости к напряженной интеллектуальной деятельности. Для этого необходимо выполнять физические упражнения оптимальной длительности и интенсивности это приведет к повышению их умственной работоспособности. [2, 35]
Сущность влияния физических упражнений на организм человека состоит в том, что даже сравнительно несложные движения осуществляются при участии большого количества мышц, которые в свою очередь стимулируют центральную нервную систему, поддерживая работоспособность нервных центров. При длительном занятии умственной деятельностью усиливается напряжение скелетной мускулатуры, что вызывает сильное умственное утомление и мышечное напряжение. Начинается процесс торможения. У человека снижается внимание, быстрота реакции, сосредоточенность. Исследования показывают, что двигательная активность студентов в период учебной деятельности составляет 50–65 %. [2, 41]
Поэтому очень важно воспитывать культуру отношения студентов к своему здоровью. Осознанное понимание роли физических упражнений в процессе интеллектуальной деятельности поможет правильно сформировать режим дня, освобождая организм от стрессовых условий.
Под влиянием занятий физическими упражнениями происходят положительные изменения в умственной работоспособности у студентов в течение учебной недели и года. Даже в период экзаменационных сессий, как это убедительно было показано в исследовании К. В. Волкова, ежедневные часовые занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, особенно на свежем воздухе, способствуют поддержанию высокой умственной работоспособности и положительно отражаются на успеваемости студентов. Физические нагрузки являются средством активного отдыха от умственного напряжения. Знаменитый физиолог И. М. Сеченов в своих опытах показал, что смена работы одних мышц другими лучше способствует восстановлению сил, чем бездействие. В дальнейшем ученые установили, что активный отдых применим не только к физической, но и к умственной работе [3,67]
К наиболее эффективным средствам восстановления организма после утомления и переутомления относятся: выполнение оптимальных физических упражнений, смена вида деятельности, правильное питание, больше пребывания на свежем воздухе, здоровый сон.
Во время активизации учебного процесса при возрастании умственных и психологических нагрузок необходимым становится меры по оздоровлению условий и режимов учебы, быта и отдыха студентов, обязательно с применением средств физической культуры.
К средствам физической культуры можно отнести любую двигательную нагрузку, начиная с прогулки, пробежки, выполнением элементарного комплекса физических упражнений и заканчивая регулярными занятиями в спортивном или тренажерном зале. К средствам физической культуры также относятся санитарно-гигиеническая обстановка, режим сна, труда и отдыха, питания. [4, 121]
Например, утренняя гимнастика является достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Здесь очень важна физкультурная пауза, продолжительностью 10 минут и продолжительностью 5 минут — после каждых 2-х часов самоподготовки. Наилучший эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц.
Н. Т. Перепелицын предлагает следующую физкультурную паузу, состоящую из 5–7 упражнений: потягивание -5–6 раз, наклоны назад и повороты туловищ — 3–4 раза, наклоны вперед- 6–10 раз, пружинистые приседания- 6–8 раз, наклоны в стороны- 6–8 раз, маховые движения- 4–6 раз, на координацию движений- 6–8 раз.
Спустя 2–3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. — после каждых 2-х часов самоподготовки, т. е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Хорошо если физкультурная пауза поводится на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
Исследования показывают, что при 10-минутном выполнении физкультурной паузы работоспособность повышается на 5–9 %, при 5-минутном — на 2,5–6 %.
При невозможности проведения физкультурной паузы, можно сделать хотя бы микропаузу, продолжительностью 1–3 минуты. В микропаузах используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, ходьба. Они применяются многократно, по мере необходимости, индивидуально. [2, 86]
Те студенты, которые систематически тренируются или занимаются определенным видом спорта, постоянно разгружают нервное напряжение через двигательную активность, увеличивают свою работоспособность и сохраняют психическое здоровье.
Таким образом, регулярные занятия физической культурой и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе при умственном труде.
Литература:
- Булич Е. В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов. Ученые записки — СГУ, 2011,- 320 с.
- Виленский В. И. Физическая культура студента. — М: Гардарики, 2005, — 110 с.
- Волков К. В. Влияние физических упражнений и спорта на работоспособность при умственном труде. — Л.,1960.-102с.
- Зуйкова Е. Г., Бондарчук И. Л. Влияние физической культуры на работоспособность и адаптацию студентов к физическим нагрузкам // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. № 1. С.228–233
- Кулак И. А. Физиология утомления при умственной и физической работе человека. — Мн.,1968.-164с.