Проблема смысла жизни — это проблема не только «величины», масштаба поступков и свершений, это проблема осознания человеком своих возможностей, постановка реальных, а не «заоблачных» целей, проблема удовлетворения на первый взгляд «малым» смыслом жизни». В подростковом возрасте складываются представления о смысле жизни и формируются смысложизненные ориентации. В случае делинкветного поведения вопрос смысла жизни и его понимания становится наиболее значимым для подростка.
Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненные ориентации, делинкветное поведение, девиантные подростки, проблема смысла жизни у делинквентных подростков.
Подростки являются одной из наиболее уязвимой социальной группы, поскольку психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от внутренней противоречивости общественной идеологии, но и осложняется периодом физиологического созревания, возникновением рефлексии, осознанием своей индивидуальности. При переходе во взрослый мир, подростки заново выстраивают иерархию ценностей, определяя свои планы на будущее. Как протекает этот процесс постепенного пересмотра моделей поведения, что остается все-таки значимым для подростка при расширении жизненного мира личности.
В последнее десятилетие в отечественной науке усилился интерес к проблемам личности — формирования ее самосознания и к одной из наиболее важных ее характеристик — к ценностным ориентациям. Значимость этой общенаучной проблемы, согласно Н. А. Журавлевой, Г. М. Андреевой, В. А. Ядову, B. C. Мухиной, определяется тем, что ценностные ориентации представляют собой общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми строится поведение индивида в различных жизненных ситуациях [3, 4]. Причину такого обостренного интереса к данной проблеме, по мнению философов, психологов, социологов так же можно объяснить общественно — политическим кризисом, резко изменившимися условиями жизни. Согласно В. А. Ядову, именно изменение ценностных ориентации рассматривается как один из существенных показателей социально — психологической динамики в изменившемся обществе [7].
В связи с этим, нами была сформулирована следующая цель — выявить особенности содержания смысла жизни и смысложизненных ориентаций делинквентных подростков. В рамках данной цели мы решали задачи: изучение литературы по данной теме; выбор методических средств, адекватных целям исследования; проведение исследования, направленного на выявление СЖО у делинквентных подростков, находящихся в местах лишения свободы. Объектом нашего исследования нашего исследования являются смысложизненные ориентации подростков. Предметом исследования явилось содержание смысла жизни и смысложизненных ориентаций делинквентных подростков.
Направленность личности как ее базовая характеристика определяется целями, во имя которых действует личность, ее субъективным отношением к разным сторонам действительности. Цель жизни человека определяет направление всех его поступков и побуждений, как часть характеризует смысл жизни в целом. Поведенческие смыслы определяются смыслом всей жизни личности, ее жизненным стилем, жизненным планом. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией. Отсутствие смысла порождает невроз, фрустрацию. Оторванный от реальности смысл жизни становится самодавлеющим, направляющим дальнейшую жизнь личности.
На протяжении жизни изменяются основные жизненные отношения личности, которые иногда наталкиваются на внутреннюю инерцию: способ жизни отношения коренным способом изменились, а человек попытается жить по-прежнему. Жизненную линию определяет жизненная зрелость (или незрелость). Последняя иногда и в пожилом возрасте проявляется в инфантилизме — переоценке своей значимости, своих возможностей, неадекватной «размашистости» (новая семья, новое дело, закладываются без учёта жизненных сил). Напротив, жизненная зрелость проявляется в равнодушии к «соблазнам» в преодолении препятствий, в отстаивании своей линии жизни [8]. Человек осознаёт необходимость решать жизненные противоречия или сдать жизненные позиции.
В условиях современной жизни происходит поляризация представителей старшего поколения, у одной части в качестве главных выступают широкие социальные смыслы, у другой — превалируют смыслы индивидуальные. У школьников же в период становления смысла жизни проявляется все разнообразие содержания (широкие социальные, групповые, индивидуальные, познавательные, эмоциональные), к концу школьного обучения начинает складываться их иерархия [9]. Учащиеся осознают возможность и необходимость обогащения и перестройки жизненного смысла в процессе взросления и овладения опытом. Именно поэтому необходима помощь в осмыслении себя на новом ценностно-смысловом уровне. Здесь так же, как при втором рождении происходит мощное изменение иерархии мотивов, «особая перестройка сознания», изменяющая ход всего последующего психического развития».
В. Э. Чудновский, вычленяя интегративную функцию смысла жизни в психическом развитии человека, подчеркивает, что становлению смысла жизни способствует возникновению высшего уровня рефлексии: «от рефлексии на отдельный поступок через рефлексию на отдельные фазы жизни... — к рефлексии на собственную жизнь в целом» [13]. Делая ставку на интегративную и преобразующую функции, В. Э. Чудновский выдвигает работу со смыслом жизни на одно из первых мест в работе с подрастающим поколением.
Делинквентность обуславливает педагогическая запущенность, асоциальная система ценностей референтной группы, внушаемость, конформность, несформированность Я- концепции.
Сложности в адекватном построении жизненной линии, планировании своего будущего у делинквентного подростка обуславливается проблемами в семье, нарушениями эмоциональных отношений. К компенсаторным механизмам можно отнести завышенные притязания, неопределенность, размытость ориентаций, примитивизм желаний настоящего, отрицание настоящего, стеретипизация видов ориентации на будущее.
Опытной группой явились старшие подростки 16–17 лет (40 человек мужского пола), находящиеся в местах лишения свободы (Жигулевская детская колония). В ходе исследования мы проверяли гипотезу: делинквентные подростки, находящихся в местах лишения свободы имеют специфику содержания смысла жизни и смысложизненных ориентаций. Для проверки данной гипотезы мы подвергали анализу такие критерии как: цели в жизни, процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни, результативность жизни или удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я (Я — хозяин жизни), локус контроля-жизнь или управляемость жизни. А также факторы: ответственность, семья, карьера, гедонизм.
По частотной выраженности факторов качественной структуры СЖО у подростков, находящихся в заключении, можно отметить следующее:
Фактор «духовность» — необходимость в своей жизни духовного роста, творчества, веры, самостоятельности и способности к уединению отмечают 5 % подростков, находящихся в заключении. В ситуации фрустрации доля подростков, находящихся в заключении, в данной ситуации увеличивается до 10 %.
Фактор «ответственность» — учет интересов других, примирение с реальной ситуацией, желание оставить о себе память, надежда на свои способности преодолеть сложную ситуацию характерна — 55 % подростков, находящихся в заключении. В ситуации фрустрации доля подростков, находящихся в заключении, снижается до 27.5 %.
Фактор «цель» — осознание необходимости активности в направлении получения образования, поиска работы, организовать свое дело, получение результатов, достичь успеха или способствовать успеху страны, общества характерна для 65 % подростков, находящихся в заключении. В ситуации фрустрации происходит снижение важности активности в данном направлении до 17,5 % у подростков, находящихся в заключении.
Фактор «карьера» — занять значимое место в жизни, поднять свой статус, получить некоторую власть считают для себя важным 5 % подростков, находящихся в заключении. В ситуации фрустрации находящиеся в заключении не считают этот способ приемлемым 0 %.
Фактор «семья» — желание находиться среди близких людей, иметь свой очаг, оказывать поддержку близким, быть любимым достаточно важны и имеют по результатам контент-анализа более чем один выбор, так один выбор имеют 50 % подростков, два выбора — 37,5 %, нет выбора — 12,5 % подростков. В ситуации фрустрации попытку найти поддержку среди реальных близких могут осуществлять 20 % подростков, находящихся в заключении.
Фактор «гедонизм» — устремление к активному отдыху, путешествиям, общению с друзьями, крупным покупкам, деньгам характерно для 5 % подростков, находящихся в заключении. В ситуации фрустрации уход от проблемы в удовольствия предпочтут только 20 % подростков, находящихся в заключении.
Фактор «стабильность» — желание постоянства, отсутствия кризисов, резких изменений в окружении, своей деятельности, привычках, стремление «просто жить» характерно для 7,5 % подростков, находящихся в заключении. В ситуации фрустрации у подростков, находящихся в заключении в данный период жизни «просто жить» предпочитает 42,5 %.
Фактор «деструктивность» — проявление агрессии к себе и окружающим в целом не представляется необходимым в жизни подростков, находящихся в заключение (0 %). В ситуации фрустрации эмоциональное напряжение трудноразрешимой ситуации может проявиться в разнообразных вида агрессии у 5 % подростков, находящихся в заключении.
Итак, подростки, попавшие в места лишения свободы, отличаются по следующим параметрам: в большей мере готовы в своей жизни учитывать интересы других (фактор Ответственность), в большей степени (2-ой выбор) осознают необходимость рядом близких, любимых (фактор Семья), в меньшей степени считают статусностъ и власть необходимыми для себя (фактор Карьера), в меньшей мере ориентированы в дальнейшей жизни на стремление к материальным ценностям, удовольствиям, активному время провождению с друзьями (фактор Гедонизм). В ситуации фрустрации значительно в большей мере готовы не совершать кардинальных изменений в своей активности и жизни в целом (фактор Стабильность) значительно меньше готовы к компенсаторному уходу в удовольствия (фактор Гедонизм), а также проявлять агрессию по отношению к себе и окружающим (фактор Деструктивность).
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: делинквентные подростки, находящихся в местах лишения свободы имеют специфику содержания смысла жизни и смысложизненных ориентаций.
Литература:
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Смысл, 1991. -299 с.
- Адлер А. Критические размышления о смысле жизни // Наука жить. — Киев, 1997.
- Акопов Г. В. Социальная психология образования. — Самара: Изд-во СамГПИ, 1996. — 245 с.
- Акопов Г. В., Быкова H.J1. Исследование динамики смысложизненных ориентации // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы 3–5 симпозиумов /ПИ РАО. — М.: 0сь-80,2001. -С.164–171.
- Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979
- Бубнова С. С. Принципы и методы исследования ценностных ориентаций личности как системы с нелинейной структурой //Психологическое обозрение. — 1997. — № 1. — С. 12–14.
- Быкова Н. Л. Смысложизненные ориентации как одни из ведущих составляющих профессиональной компетенции //Психологическое и социально-педагогическое обеспечение развития личности ребенка в системе современного образования: Тез. докл. и сообщ. науч.-практич. конф., Самара. 9–11 ноября 1999 г. — Самара, 2001. — С.108–111.
- Быкова Н. Л. Смысложизненные ориентации старших подростков //Психологическое и социально-педагогическое обеспечение развития личности ребенка в системе современного образования: Тез. докл. и сообщ. науч.-практич. конф., Самара. 9–11 ноября 1999 г. — Самара, 2001. — С.53–56.
- Карпова Н. Л. Психологические грани смысла жизни // Вопросы психологии, С 151–155.
- Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М., 2001.
- Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). — М., 1992.
- Смысл жизни: Антология. /Сост. Гаврюшина Н. К. — М., 1994.
- Чудновский В. З. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. 1993., т.14 -№ 5.