Феномен детской одаренности изучается учеными всего мира, по причине того, что в эпоху научно — технической революции нашему обществу как никогда ранее требуются одаренные люди (в промышленной, социальной сферах на первый план выходит интеллектуальное производство). Именно поэтому социальный заказ требует от образовательных организаций и педагогов увеличения усилий в области развития детской одаренности [3, с. 127].
Перейдем к пониманию термина «одаренность» в научно — педагогической мысли. Изучением детской одаренности занимались такие ученые как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев, Д. Б. Богоявленская и другие. Проблемы детской одаренности наиболее полно были изучены Н. С. Лейтесом, который анализировал индивидуально — типологические и возрастные особенности умственно одаренных детей на основе систематизации жизненных фактов и монографического описания своеобразия одаренной личности [2, с. 62].
Проанализируем и уточним понимание термина «одаренность» на современном этапе развития педагогики в России. Одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в различных видах деятельности по сравнению с другими людьми [5, с. 25].
В конце 20-го века начинается активное изучение детской одаренности, на фоне этого появляются различные теории, технологии развития одаренности. Творческие возможности (креативность), по теории Е. П. Торренса составляют основу детской одаренности. При этом кроме внутренних факторов (интеллекта, творчества, мотивационно — личностных особенностей) большинство ученых включает в содержание модели одаренности социальные факторы (внутрисемейный климат, условия обучения, взаимоотношения со сверстниками, культурную среду) [6, с. 28].
Л. С. Выготский понимал одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности либо деградирующий при ее отсутствии [2, с. 63].
По мнению, А. М. Матюшкина психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество, обучение и развитие одаренных детей — идеальная модель творческого развития человека.
А. А. Бодалев и С. Л. Рубинштейн, считали что одаренность — потенциал человека, который определяет его готовность к осуществлению разных видов деятельности, а также возможный уровень их продуктивности [2, с. 63].
На наш взгляд, наиболее точным является определение, данное Д. Б. Богоявленской, о том, что одаренность — это «…системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми…» (оно же дано в Педагогической энциклопедии) [2, с. 63].
Педагог судит об одаренности детей по «конечному результату»: такие дети устойчиво демонстрируют высокие достижения в ученье. Одаренность проявляется в опережающей средние показатели скоростью учебного мышления, способностью усваивать материал повышенной сложности и своеобразием «продуктов» познавательной работы (оригинальный путь решения задач, множество вариантов решения и др.) [1, с. 5].
О. В. Заславская и О. Е. Сальникова задаются вопросом, что отличает одаренных детей от обычных отличников, усидчивых или тренированных, толковых или эрудированных детей? У одаренных детей чаще всего проявляется способность к системному мышлению: эти учащиеся самостоятельно усваивают в ходе учения необходимую информацию, но и познания в сфере определенной науки. Они обобщают собственный и наблюдаемый опыт познавательной деятельности: решая эту конкретную задачу, выходят на способы решения задачи вообще. Большинство одаренных детей изобретают собственные, подходы к решению познавательных задач; они легко ориентируются в специфике разнообразных несходных систем знания (например, химии и параллельно обществознания) [4, с. 9].
Для выявления одаренных детей в образовательной среде гимназии, автором использовалась база МАОУ гимназия № 1 города Тюмени, 21.05.2018 г. для проведения диагностики был выбран тест Дж. Торренса, направленный на изучение креативности. В основе теста лежит идея о том, что креативность является одной из составляющей интеллекта; испытуемому предлагается не примечательная игрушка, которую он должен модифицировать, чтобы сделать ее интереснее, чем сложнее и интереснее модификация, тем выше уровень креативности. В данном тесте наличие креативности равно наличию одаренности.
Мы предложили ученикам в количестве 21 человека ничем не примечательного пластикового пупса и дали каждому ученику по 10 минут, чтобы они смогли сформулировать и описать, придуманную ими «переделку». По результатам задания, были выявлены следующие итоги: 14 учеников не смогли справиться с заданием; 4 ученика предложили раскрасить пупса фломастерами; 1 ученик предложил прикрутить к нему колесики; 2 ученика предложили надеть на пупса парик и сшить костюм. На мой взгляд, самым креативным было решение сделать из пупса транспортное средство. Следовательно, в классе 1 человек с ярко выраженной одаренностью; 6 учеников имеют зачатки одаренности, но ее нужно развивать; остальных детей необходимо диагностировать на наличие одаренности.
Подведем общие итоги. На наш взгляд, одаренному ребенку предстоит состояться в жизни, поэтому о должен уметь самостоятельно реализовать свои задатки. В обществе имеется конечная цель, имеющая различные названия: самореализация, интеграция, индивидуализация, автономия, креативность, счастье, что является синонимами реализации потенциала человека, проявляющегося в первую очередь в одаренности. И система образования, и образовательные организации совместно с родителями одаренного ребенка призваны помочь ему в такой самореализации.
Литература:
- Беккер В. А. Одарённость в детском возрасте // Эксперимент и инновации в школе. — 2010. — № 3. — С. 1–8.
- Емельянова И. Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе // Вестник ЧГПУ. — 2011. — № 3. — С. 62–69.
- Журба Н. Н. Детская одаренность как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. — 2010. — № 10. — С. 127–133.
- Заславская О. В. Одаренные дети, как научно педагогическая проблема // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2011. — № 6. — С. 7–10.
- Тулькибаева Н. Н., Трубайчук Л. В. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. — М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.
- Трубайчук Л. В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста. — Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. — 188 с.