Вынужденная миграция является одной из сложнейших проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество, начиная с начала 2000-х годов и по настоящее время. Проблемы, связанные с беженцами и переселенцами в современных геополитическими условиях, являются весьма актуальными для Российской Федерации.
Ключевые слова: беженец, вынужденный переселенец, ходатайство, статус, миграционная служба.
Сегодня на законодательном уровне не существует достаточных гарантий защиты человека от угроз, связанных с негативными информационными воздействиями, результатом которых может быть: причинение вреда здоровью человека, блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости; манипуляция общественным сознанием и др. Эти угрозы реализуются через разработку, создание и применение специальных средств и методов воздействия.
Ежегодно тысячи людей покидают свои места жительства из-за разразившихся войн, спасая собственные жизни и имущество. Однако на международно-правовом и национальном уровнях устанавливаются различные стандарты, благодаря которым беженцы могут получить надежду на достойное существование в другом государстве. Существование такой категории как беженцы и вынужденные переселенцы влечет определенные правовые последствия для любого государства: установление обязанности органов государственной власти и должностных лиц по реализации прав мигрантов и ответственность по их защите.
Лицо, желающее приобрести статус беженца или вынужденного переселенца, обращается с ходатайством в течение одного года с момента оставления своего места жительства, или же непосредственно из места своего жительства, его не оставляя, в диппредставительство или консульство РФ в иностранном государстве, либо в ГУВМ МВД или его территориальное отделение в предполагаемом месте переселения. Первые два учреждения его рассмотрением не занимаются, но перенаправляют пакет документов в соответствующий тер. Орган ГУВМ МВД. К ходатайству, заполненному по определенной форме, прилагаются соответствующие документы, обозначенные в ст. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах», и образованная тем самым общая совокупность подлежит количественной оценке [1]. Если все предусмотренные документы в наличие, то тер. Орган ГУВМ МВД принимает решение о регистрации ходатайства в следующие сроки. Стандартный статус регистрации — в течение 3-х дней подачи ходатайства. Исключением является случаи, когда сведения из ходатайства не требуют дополнительных проверок — в течение дня подачи ходатайства; при массовом прибытии переселенцев на территорию РФ решение принимается незамедлительно. В отношении последнего исключения скажем, что формулировка «на территорию Российской федерации» звучит дискриминационно для тех лиц, которые в массовом порядке прибудут по обстоятельствам, дающим им право на приобретение статуса переселенцев, из территории одного субъекта РФ в территорию другого, ибо сроки для них будут общие. Полагаем, что стоит изменить в данном положении текст абзаца 5 пункта 27 Административного регламента, в соответствии с формулировкой из абзаца 2 п. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах»: «при экстренном массовом прибытии на территорию Российской Федерации либо с территории одного субъекта Российской Федерации на территорию другого субъекта Российской Федерации».
Если решение положительное, то лицу выдается уведомление и свидетельство о регистрации ходатайства. Последнее является статусообразующим документом, ведь на основании него лицо наделяется правами и обязанностями, предусмотренными для лиц со свидетельством о регистрации ходатайства. В него же вносятся сведения о членах семьи заявителя. Далее начинается процедура принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем, длящаяся, согласно норме, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства. Она связана с доскональной проверкой документов и обстоятельств убытия лица из места своего жительства. По утвердительному итогу лицу выдается удостоверение вынужденного переселенца, срок действия которого ограничен пятью годами. По его истечению лицо утрачивает статус переселенца, если, конечно, не обратится с заявлением о продлении срока в тер. орган ГУВМ МВД того субъекта, где состоит на учете. Продление же в свою очередь возможно в ряде случаев, предусмотренных подпунктом 5 пункта 5 рассматриваемого ФЗ.
Теперь обратимся к беженцам. Процедура, равно как и в случае с переселенцами, начинается с подачи лицом ходатайства исключительно в письменной форме с приложением к нему ряда документов в следующие учреждения: в консульство или диппредставительство РФ; в пограничный орган ФСБ, в ГУВМ МВД и территориальный орган ГУВМ МВД. Непосредственно осуществлением процедуры занимаются ГУВМ МВД и его территориальный орган — в полном объеме; диппредставительство и консульство — в части предварительного рассмотрения ходатайства. Оставшиеся из перечисленных органы обязаны передать пакет документов в соответствующий тер. орган ГУВМ МВД в трехдневный срок. За этапом подачи ходатайства начинается уже упомянутая процедура предварительного рассмотрения ходатайства, причем приоритет в очередности ее проведения отдан документам лиц, находящихся вне пределов территории России. В этом случае диппредставительство или консульство принимают решение о выдаче свидетельства, которое непосредственно лицу вручается уже тер. органом ГУВМ МВД, регистрирующим ходатая в качестве лица, чье ходатайство находится на рассмотрении по существу. На этом этапе тер. орган ГУВМ МВД идентифицирует личность заявителя, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств для отказа в рассмотрении ходатайства по существу, а также формирует из всех собранных материалов личное дело лица. На это уходит не боле пяти дней. Затем, если оснований для отказа не выявлено, лицу выдают свидетельство, являющееся его новым документом, удостоверяющим личность — паспорт и иные документы подобного рода ходатай отдает на проверку тер. органу ГУВМ МВД.
Также можно рассмотреть практику обращения в суд о признании незаконным решении об отказе в признании беженцев в РФ. Так, Правобережный районный суд г. Липецка рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по административному иску Айман А. Х. М к УМВД России по Липецкой области о признании незаконным решения об отказе в признании беженцем в РФ [2]. Административным ответчиком доказано соблюдение нормативных актов при принятии оспариваемого решения об отказе в признании истца беженцем. Административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав действиями административного ответчика. Принятое решение об отказе в предоставлении статуса беженца не препятствует истцу легализовать свое пребывание на территории РФ другими установленными законом способами. При установленных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения иска Айман А. Х. М отсутствуют, поскольку оспариваемое решение принято в полном соответствии с законом, права истца со стороны ответчика не нарушены. Судом было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Противоположное решение было принято Кировским районным судом г. Иркутска по административному исковому заявлению о признании незаконными решений об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ. Судом было признано, что оспариваемые административными истцами решения не отвечают требованиям гуманизма, справедливости и приняты без учета и оценки всех обстоятельств в их совокупности, противоречат ст. 1 ФЗ «О беженцах». Руководствуясь ст.175–180 КАС РФ суд решил удовлетворить исковое заявление [3].
Рассмотрение по существу ходатайств лиц, подавших оные в диппредставительство, консульство, осуществляет ГУВМ МВД в двухмесячный срок. Иными ходатайствами занимается соответствующий территориальный орган миграционной службы в период до трех месяцев. Этап включает в себя всестороннее изучение причин и обстоятельств прибытия лица, проверку сведений из документов, проведение дополнительных собеседований. По итогу принимается решение о предоставлении статуса беженца (либо об отказе такого предоставления). Оно направляется в трехдневный срок лицу, которому после этого выдается удостоверение беженца. Это удостоверение является основанием постановки лица на учет путем регистрации его в территориальном органе ГУВМ МВД.
Литература:
- Закон РФ от 19.02.1993 № 4530–1 «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства РФ. 25.12.1995. № 52. Ст. 5110
- Решение Правобережного районного суда г. Липецка Липецкой области № 2А-3861/2017 2А-3861/2017~М-3649/2017 А-3861/2017 М-3649/2017 от 27 декабря 2017 г. по делу № 2А-3861/2017. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/eIZZhlblzC19// (дата обращения 02.09.2018 г.)
- Решение Свердловского районного суда г. Белгорода Белгородской области № 2А-4219/2017 2А-4219/2017~М-4123/2017 М-4123/2017 от 7 декабря 2017 г. по делу № 2А-4219/2017. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/jc5yg4HjVPJg/ (дата обращения 02.09.2018 г.)