В статье рассматривается роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников подготовительной группы. Акцентируется внимание на речевые нарушения и проблемы развития познавательных процессов в связи с этим. Описывается сравнительный анализ сформированности элементарных математических представлений у дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Доказано, что реализация программы «Занимательная математика для дошкольников», куда входят развивающие игры и упражнения способствует более эффективному формированию математических представлений у дошкольников.
Ключевые слова: математические представления, дошкольники, развивающие игры.
Вопрос о необходимости и возможности организации развивающего обучения ребенка дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений активно разрабатывается в дидактике и методике реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Многие ученые исследователи (Виноградова Н. В., Махина Н. С., В. В. Давыдов, Н. Б. Истомина, А. А. Столяр, и др.) отмечают, что в дошкольном воспитании развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательной и насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а формирование элементарных математических представлений достигается через игровую, познавательную и исследовательскую активность всех детей. Это также необходимо для эмоционального благополучия дошкольников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
Игра, как ведущий вид деятельности детей в дошкольный период их жизни формирует детский интеллект и картину мира, развивает психические процессы, коммуникативные умения и навыки.
Развивающая игра — это игра, в процессе которой происходит развитие или усовершенствование различных навыков [5].
Дошкольники, играющие в развивающие игры, тренируют критическое и логическое мышление, учатся проводить аналогии.
Ученый — исследователь Е. И. Тихеева внесла огромный вклад в развитие методики обучения детей счету в соответствии с возрастными особенностями. Особое внимание ею уделено ознакомлению детей с отношениями между предметами разной величины: больше — меньше, выше — ниже, короче — длиннее и др. [4].
Научно-методические взгляды Ф. Н. Блехер на математическое развитие дошкольников отражено в разработке методик развития математических представлений. Автор предлагает воспитателям программу обучения дошкольников начальным знаниям по математике через организацию упражнений, направленных на формирование понятий о величине, количестве, пространстве, времени [4].
Среди метров дошкольной педагогики A. M. Леушина, внесшая вклад в развитие методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [6].
Изучение научной литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у дошкольников позволило сформулировать цель исследования, которая состоит в разработке программы формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Задачи:
1) Провести анализ современного состояния теории и практики дошкольного образования по формированию элементарных математических представлений у воспитанников.
2) Разработать и реализовать программу «Занимательная математика для дошкольников».
3) Провести сравнительный анализ сформированности элементарных математических представлений у дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной логопедической группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронежа.
Методы исследования. Программа «Занимательная математика для дошкольников», включающая развивающие математические игры: «Математическое домино», раскраски по номерам, «Посчитай углы», танграм «Цифры», меморина «Цифры», логические задачи, игровые упражнения «Лесная поляна», «Сосчитай грибы», «Сколько будет…?», онлайн игры и др.
Результаты исследования
Программа реализовывается и в настоящее время. Трудоемкость 34 часа в год. Рубежи контроля сформированности элементарных математических представлений — текущее наблюдение, практические задания, контрольные задания. Результаты контрольного мониториногового среза приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ сформированности элементарных математических представлений удошкольников
№ |
Развивающая игра |
Подготовительная логопедическая группа (экспериментальная) |
Подготовительная группа (контрольная) |
1. |
Задача на развитие логического мышления «Сколько скамеек в парке» [1] |
Трудности в восприятии задачи на слух. Трудности в проведении аналогий. |
Воспринимают на слух хорошо. Проводят аналогии. |
2 |
Решение задач с условием в косвенной форме [1] |
Решают по шаблону, но понимают смысл. |
Решают с ошибками, т. к. до контрольного срера занятия в такой форме не проводились. |
3. |
Задание с использованием ИКТ «Найди острые углы в фигурах как можно больше и быстрее» |
Реакция выше среднего уровня, быстро ориентируются в пространстве. |
Потеряно время на приспособление к игровым условиям, путают прямой и острый угол. |
4. |
Танграм «Цифры» (головоломка, состоящая из семи плоских фигур) |
Складывают цифры быстро, т. к. в программу включены такие задания. |
Складывают цифры быстро только некоторые дети. |
5. |
Меморина «Цифры» (Игра в которой нужно переворачивать закрытые карточки, искать на обратной стороне одинаковые картинки и составлять из них пары). |
Зрительная память на цифры имеет хороший объем. Концентрация внимания на уровне выше среднего. |
Зрительная память на цифры имеет достаточный объем. Концентрация внимания на уровне выше среднего. |
6. |
Игровое упражнение «Лесная поляна» (нужно за определенное время собрать отдельно и посчитать грибы, ягоды, цветы, листья) |
Скорость выполнения после нескольких занятий значительно стала выше, распределение обязанностей и коллективный счет увеличивают мотивацию к игре |
Скорость выполнения достаточно высокая, небольшая путаница в распределении ролей. |
7. |
Онлайн игра «Ошибки художника» |
Исправляют математические ошибки по шаблону, знают принцип игры, управляют игрой самостоятельно. |
Исправляют математические ошибки медленнее, с более низким результатом, однако стараются осмыслить задание. Управляют игрой самостоятельно. |
8. |
Раскраски по номерам |
Выполняют почти все дети быстро и уверенно, сказывается дополнительная тренировка и раскрашивание во время самостоятельной игры. |
Выполняют почти все дети быстро и уверенно, т. к. такие задания выполняют дома, на занятиях в детском саду и во время самостоятельной игры. |
Сравнив сформированность элементарных математических представлений у дошкольников экспериментальной и контрольной групп, можно отметить, что целенаправленные занятия математикой в развивающих играх дали положительный результат. В настоящее время рано судить о конечном результате, т. к. исследование продолжается, но разница в сформированности элементарных математических представлений у дошкольников очевидна.
Если учесть, что дошкольники подготовительной логопедической группы не всегда четко понимают задания и условия игры, то тот факт, что после 12–16 занятий результаты этих детей улучшились, говорят о эффективности реализуемой программы.
Таким образом, проводимое экспериментальное исследование эффективности разработанной программы «Занимательная математика для дошкольников» показало хорошую результативность в решении задачи формирования элементарных математических представлений у дошкольников при помощи развивающих игр.
Важнейшим итогом сформированности элементарных математических представлений у дошкольников является накопление определенного запаса предметных знаний и умений, когнитивное развитие, формирование необходимых познавательных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математики в школе.
В исследовании были проанализированы различные аспекты на возможность построения общеметодологического подхода к разработке системы математического развития детей подготовительной группы.
Установлено, что развивающие игры могут выступать в различных функциях: как объект, как метод, как средство познания окружающего мира. Они позволяют акцентировать сущностные качества и взаимосвязи с другими объектами. Условием успешности при реализации программы формирования элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающих игр является возможность разделить ее на уровни и усложнять игры при переходе от одного уровня к другому.
Разработанная программа может использоваться для формирования элементарных математических представлений у дошкольников в младших и средних группах. Наиболее актуальными в этом направлении следует полагать такие направления: разработка учебно-методического комплекта (УМК) для планирования индивидуальной работы с детьми; разработка УМК для организации корригирующих занятий.
Литература:
- Ерофеева, Т.И.; Павлова, Л.Н.; Новикова, В.П.// Математика для дошкольников; Ерофеева, Т.И.; Павлова, Л.Н.; Новикова, В.П.; Изд-во: М.: Просвещение, 1992 г.
- Зайцев Н. А. Английский язык. Таблицы — комплект для дома, группы, класса. СПб: НОУДО Методики Н. Зайцева, 1999, — 250 с.
- Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392 с.
- https://ru.wikipedia.org
- http://www.i-gnom.ru/books/formirovaniye_math_predstavleniy/mathematic8.html