Целью настоящей статьи является попытка определить понятие и сущность преступлений, совершаемых членами организованных преступных структур в сфере экономики.
Ключевые слова: организованная преступность, коррупция, оперативно-розыскная деятельность, экономика.
Одной из существенных криминальных угроз в сфере экономической деятельности в настоящее время является совершение преступлений представителями организованных преступных формирований.
Преступления, совершаемые членами организованных преступных структур в сфере экономики в России связано с такими угрозами экономической безопасности как увеличение коррумпированности государственных служащих и представителей судейского корпуса, повышение уровня безработицы, монополизация ряда сегментов рынка, утрата конкурентоспособности, разрушение и спад производства, дискредитация представителей федеральной и региональной власти, правоохранительных органов и судов, ухудшение инвестиционного климата, деформация правовой идеологии и распространение правового нигилизма и др. Данный вид преступной деятельности оказывает дестабилизирующее воздействие на состояние экономической деятельности, приводит к значительному ухудшению криминологической обстановки в стране и наносит огромный ущерб развитию предпринимательской активности населения.
При этом не вызывает сомнения, что борьба с организованной преступностью, в первую очередь с экономическими преступлениями, позволит существенным образом сократить финансирование террористической деятельности.
В связи с отмеченным, противодействие названному явлению является одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности оперативных подразделений МВД России.
Криминальные проявления в рассматриваемой сфере требуют адекватного противодействия со стороны государства, органов полиции, призванных осуществлять борьбу с преступными посягательствами, используя при этом весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий.
Изложенное выше свидетельствует о том, что требуется комплексный подход к решению задач по борьбе с преступлениями, совершаемыми членами организованных преступных структур в сфере экономики, в том числе с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов, исследованию вопросов, связанных с совершенствованием организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в этом направлении.
Понимание организованной преступности как одного из наиболее сложных и высоко общественно опасных явлений начало складываться в современном обществе сравнительно недавно. Первые попытки сформулировать определение понятия «организованная преступность» были реализованы в США в 1950–1960-х гг. Именно в это время появились доказательства существования тайных преступных сообществ. Тогда же были сформулированы её отличительные характеристики: наличие длительных преступных сговоров; ориентация на получение сверхприбылей от криминального бизнеса; наличие коррупционных связей в органах власти; стремление избегать ответственности за свои действия.
Однако со временем исследователи стали отмечать, что общество, государство сталкиваются не просто с массой организованных преступных формирований и их противоправной деятельностью. Они вынуждены противостоять определённой криминальной системе.
Эволюция современной организованной преступности в мире происходила достаточно динамично и в 1975 году к этой проблеме вынуждена была впервые обратиться Организация Объединенных Наций на своем пятом конгрессе в г. Женеве, где было отмечено, что организованная преступность имеет в настоящее время транснациональный характер, а также было признано, что преступность, имеющая фактически форму международного криминального бизнеса представляет собой гораздо более серьезную угрозу, чем традиционные формы преступности.
Таким образом деятельность по борьбе с организованной преступностью подразумевает принятие мер в отношение: а) организованных преступных формирований, б) организованной преступной деятельности, в) системы таких формирований и их деятельности.
Так, видами организованных преступных формирований являются: «организованная группа» (ч. 3 ст. 35); «террористическое сообщество» (ст. 205.4); «террористическая организация» (ст. 205.5); «преступное сообщество (преступная организация)» (ч. 4 ст. 35; ст. 210); «незаконное вооружённое формирование» (ст. 208); «банда» (ст. 209); «некоммерческая организация, посягающая на личность и права граждан» (ст. 239); «экстремистское сообщество» (ст. 282.1); экстремистская организация» (ст. 282.2).
Исследования организованной преступности в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, свидетельствуют о том, что криминальную ситуацию там определяет организованная преступность в сферах экономической деятельности и криминального рынка. При этом произошло сращивание финансовых основ организованной экономической и террористической преступности, то есть часть похищаемых бюджетных средств, а также финансовых средств, добытых в результате рэкета, а также с использованием криминальных рынков, направляется на финансирование терроризма и экстремизма.
Вместе с тем, организованная преступность обладает всеми признаками социального института и выполняет ряд социально значимых функций. Организованная преступность представляет собой форму высокоадаптивного рискового предпринимательства, построенного на «перепрограммировании» в своих интересах традиционных институтов социального контроля. А коррупционные взаимодействия организованных преступных групп и представителей власти являются разновидностью социетального обмена ресурсами, формой социальной коммуникации. Эти взаимодействия не всегда оказывают разрушающее воздействие на систему управления, а могут быть одной из форм интеграции, солидарности различных социальных сил. Трансформация откровенно криминальных форм бизнеса в легальные — закономерный переход от рискового предпринимательства к стабильному. Из этого делается вывод о том, что организованная преступность в основном не требует специальных форм и методов контроля, а наиболее эффективными в данной сфере представляются меры социально-экономической, а не уголовной политики.
Криминологи рассматривают «теневую» экономику как основу криминального предпринимательства, являющегося, в свою очередь, ключевым признаком организованной преступности и полагают, что именно на воздействии на «теневую» экономику должно основываться общекриминологическое предупреждение организованной преступности, которое способствует сужению не только экономической, но и социальной основы организованной преступности за счёт сужения круга лиц, втянутых в «теневую» экономику, живущих за счёт неё.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Выявленное многообразие подходов к определению понятия «организованная преступность» в научных, учебных юридических источниках и нормативных правовых актах, ключевыми элементами в её понимании являются «организованные преступные формирования» и «организованная преступная деятельность».
- Результаты исследований, анализ статистических показателей о состоянии организованной преступности и результатах борьбы с ней свидетельствуют о том, что организованные преступные формирования становятся всё более сплочёнными, абсолютно преобладающей в их деятельности является корыстная мотивация. При этом интересы организованных преступных формирований активно присутствуют в сфере экономической деятельности.
- На основе анализа точек зрения и результатов проведенных исследований были выявлены наиболее характерные для организованной преступности сферы криминальной деятельности в области экономики. К ним следует относить масштабную преступную деятельность, включающую совершение систем преступлений в сфере игорного бизнеса, незаконной банковской деятельности, рейдерства и т. п.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. № 31, ст. 4398.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1996. — № 25, ст. 2954.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 г.№ 177-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч.1), ст. 198.
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-фз. Ст.2.
- Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149–ФЗ.
- О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3–ФЗ.
- Вопросы Министерства внутренних дел Российской федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248.
- Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 07.12.2016) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»).
- Указ Президента РФ «Вопросы ФСИН России» от 13.10.2004г. № 1314.
- Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно–розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России, Минобра России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН РФ, ФСКН РФ, СК РФ от 27 сентября 2013 г. № 776/703 /509/507/1820/42/535/398/68.
- Об утверждении Положения об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями): приказ Генпрокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, СК РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ, ФСИН РФ от 14 мая 2013 г. № 192/420/279/15/229/1071 /293.
- Решение межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности от 03.12.2008 № 4 «О принимаемых правоохранительными органами мерах по комплексной отработке крупных градо- и бюджетообразующих объектов экономики, доходных отраслей экономики, подверженных криминальному влиянию со стороны организованных преступных формирований».