В настоящее время страны с развитой экономикой базируются на рыночных отношениях, остальные государства также стремятся достичь этого. Принято считать, что степень вмешательства государства в рыночной экономике минимальна. Однако оно явно необходимо, ведь рынок имеет свои недостатки, с которыми сам справиться не может.
Ключевые слова: рыночная экономика, степень вмешательства государства, провалы рынка, функции государства в экономике.
Еще на рубеже 19–20 вв. Г. Еллинек, продолжив традиции предшественников — Ж. Бодена, Т. Гоббса, Аристотеля, досконально изучил вопрос о функциях государства. Его трактовка цели государства — удовлетворение индивидуальных, национальных и общечеловеческих солидарных интересов. Эту цель государство, по его мнению, достигает путем своей внутренней деятельности, включающей пять отраслей: дела военные, иностранные, финансовые, внутренние, юстиции.
Спустя несколько десятилетий трактовка Г. Еллинека не меняется, а лишь дополняется кругом отраслей, что говорит о появлении новых сфер и задач государственной деятельности.
Существенным образом функции государства меняются в социалистическом обществе — они расширяются и содержание их углубляется. Так, в первые годы Советской власти огосударствление сфер общественной жизни происходило с целью организации планирования и управления, подавления эксплуататоров, обеспечения безопасности страны. Со временем начал увеличиваться и объем хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности государства, усилился контроль за мерами труда и потребления. Внутренние функции социалистического общества были ориентированы на воспитание нового человека. К внешним функциям в дополнение к обеспечению обороны страны добавились борьба за мир и развитие международного сотрудничества.
С конца 1970-х гг. в более открытой, чем раньше, международной среде в функциях государства делается упор на социальную деятельность и обеспечение прав человека.
Распад СССР меняет взгляды на роль государства, которая стала рассматриваться скорее критически, чем позитивно. Деятельность государства стала рассматриваться в терминах «вмешательство», «ограничение». Но тем не менее основные функции государства признаются необходимыми: экономическая, экологическая, социальная, охрана конституционного строя, законности и правопорядка [1].
Таким образом, в ходе истории роль государства в странах мира меняется — где-то увеличивается, где-то сокращается, но всегда остается значительной.
На данный момент в мире господствует рыночная экономика. При данном обстоятельстве вмешательство государства в экономику необходимо. Чтобы убедиться в этом, важно рассмотреть недостатки рыночной экономики.
Недостатки рынка называют также «провалы рынка», что отражает проявления неэффективности рыночного механизма.
Традиционно к «провалам рынка» относятся:
– монополии;
– недостаток и асимметрия информации;
– внешние эффекты (экстерналии);
– производство общественных благ.
При монополии вход рынок для других хозяйствующих субъектов значительно затруднен, а также сильно искажен рыночный механизм ценообразования, что нарушает основы рынка и принципы свободной конкуренции. В таких условиях необходимо обеспечение условий свободной конкуренции и осуществление антимонопольного регулирования.
Также еще одним «провалом рынка» является наличие несовершенной (ассиметричной) информации, что порождает неэффективность осуществляемых рыночных сделок. В данных условиях информация, являющаяся существенной для заключения сделки, находится в распоряжении одного из ее участников. Например, сфера здравоохранения. В большинстве случаев пациент вынужден во всем полагаться на производителя услуги — врача, так как не может сам поставить себе диагноз и правильно подобрать необходимые для лечения препараты. Если бы медицинская помощь предоставлялась только на основе коммерции, а врачи стремились к максимизации дохода, то пациентам постоянно навязывались бы наиболее дорогие, но при этом не всегда высококачественные услуги. Подобная практика встречается в странах, где роль государства в осуществлении медицинской помощи представлено относительно слабо. Пациенты защищают свои интересы при помощи найма независимых консультантов и оплаты экспертизы оказываемых медицинских услуг.
Третьим «провалом рынка» являются внешние эффекты (экстерналии) — издержки или выгоды, которые не отражаются в ценах. Они называются «внешними», так как касаются, помимо участников рыночной сделки, третьих лиц. Существуют экстерналии положительные и отрицательные. Отрицательные внешние эффекты не поддаются рыночному саморегулированию и оказывают негативное воздействие деятельности одних субъектов экономики на других. Например, загрязнение окружающей среды при промышленной деятельности, которое приносит убытки всему обществу. В данном случае необходимо регулирование при помощи дополнительных мер. При положительных экстерналиях третьи лица, напротив, получают выгоду. Например, развитие образования в стране приносит выгоду не только отдельным людям, но и всему обществу в целом. Создание таких благ, порождающих положительные экстерналии, происходит в основном в сферах здравоохранения, культуры и образования. Блага эти являются социально значимыми и оказывают положительное влияние на общество в целом, поэтому необходим контроль их производства.
Также ярким «провалом рынка» является производство общественных благ — благ, производимых за счет общества и потребляемых всеми его членами. Примеры таких благ — оборона страны, правоохранительная деятельность, законодательство. Их производство и потребление происходит коллективно, не по частям. Блага эти жизненно необходимы для общества в наше время, но рынок производить их эффективно не может [2].
Таким образом, рассмотрев «провалы рынка», можно сделать вывод, что существуют сферы, в которых необходимо вмешательство государства, так как рынок с возникающими в них проблемами сам не справляется, а общество без их решения может сильно пострадать.
Теперь, разобравшись в том, что вмешательство государства в рыночную экономику необходимо, перейдем к основным функциям государства в ней.
В разных странах с рыночной экономикой государственное вмешательство также различается. Различается оно по методам, формам, масштабам воздействия на экономику и др. По этой причине функции (границы) государственного регулирования принято делить на минимальные и максимальные.
Минимальные границы — это обязательные функции государственного вмешательства в экономику. Они включают в себя:
1) Нормативно-законодательную деятельность. Данная деятельность органов государственной власти несет в себе цель установления обязательных для всех граждан и хозяйственных субъектов правил поведения и системы мер, которые обеспечивают их соблюдение.
Правовая защита интересов производителей и потребителей — одна из основополагающих функций государства. Важное место в обеспечении экономической свободы производителей и потребителей имеет институт частной собственности. Без соблюдения гарантий частной собственности нельзя говорить об эффективной рыночной экономике. Контролю соблюдения данной гарантии способствует именно государство. Также немалое значение для рыночной экономики имеют и гарантии государства по соблюдению условий контрактов. Неэффективность работы правоохранительных органов, неразвитость законодательной базы, недостаток механизмов исполнения решений судов по экономическим вопросам так или иначе выступают причинами криминализации общества.
2) Производство общественных благ. Государство отвечает за эффективную деятельность таких сфер как национальная оборона, охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, наука, благоприятная окружающая среда и др. Данные сферы поддерживаются обычно за счет средств государственного бюджета. Так, например, большинство школ и больниц в России являются государственными. Также можно привести пример и с наукой. Государство финансирует фундаментальную науку, так как срок ее окупаемости — 20–25 лет, а частному бизнесу под силу лишь те исследования, которые окупятся через небольшое количество времени.
3) Предотвращение отрицательных внешних эффектов, стимулирование положительных внешних эффектов. Ранее был приведен пример отрицательного внешнего эффекта — загрязнение окружающей природной среды при промышленной деятельности. Данную проблему государство решает путем введения платы за загрязнение окружающей среды и штрафов за сверхнормативное загрязнение. Пример стимулирования положительных внешних эффектов — налоговые льготы (например, при получении высшего образования) [3].
Наряду с минимальными границами государственного вмешательства существуют и максимальные границы, которые являются допустимыми, но не обязательными:
1) Защита конкуренции и формирование эффективной рыночной среды. Монополизация оказывается негативное влияние на общество: цены у монополий гораздо выше, чем у фирм совершенной конкуренции, а вот объемы производства, напротив, ниже. По таким причинам государством создается антимонопольное законодательство, которое стимулирует конкуренцию. Также государство занимается поддержкой малого и среднего бизнеса: вводятся налоговые льготы и субсидии, устанавливается правовое поле, регламентирующее регистрацию, лицензирование, целевые программы и др.
2) Обеспечение полной занятости трудовых ресурсов. Государство создает механизмы регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Рыночный механизм не способен обеспечить своевременное приспособление структуры предложения рабочей силы к изменению спроса на нее. Поэтому в развитых странах государством проводится политика в области занятости и принимаются различные программы, нацеленные на стимулирование роста занятости, увеличение числа рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы и пр. Также большую роль в данной сфере играют государственные службы по содействию найма рабочей силы, которые изучают конъюнктуру рынка труда, содействуют в трудоустройстве, проводят переподготовку безработных, выплачивают пособия по безработице, регистрируют безработных и вакантные рабочие места.
3) Проведение инфляционной политики. Государство нацелено на достижение ползучей инфляции до 2–3 % в год.
4) Антициклическое регулирование экономики. В случае, когда необходимо выйти из экономической депрессии, происходит снижение налогов, увеличение государственных расходов, снижается ключевая ставка, норма обязательных резервов. В случае подъема экономика превышает потенциальный уровень и требуется сдерживающая политика, чтобы снова не попасть в кризис — противоположные, нежели при спаде, действия.
5) Снижение асимметричности информации. В данном случае государство контролирует качество товаров и услуг, препятствует распространению вводящей в заблуждение рекламы и пр.
6) Социальная политика. Здесь государство влияет на перераспределение доходов и материальных благ, что способствует снижению дифференциации доходов населения, обеспечивает социальные гарантии и защиту нуждающихся.
7) Регулирование экономического роста.
8) Реализация национальных интересов в мировой экономике. Здесь государство занимается ведением торговой политики, регулирует привлечение иностранных инвестиций, разрешает проблемы «бегства» капитала за рубеж, занимается вопросами миграционной политики [4].
Все перечисленные функции способствуют устранению недостатков рынка и стремлению к стабильной экономической обстановке. Необходимо отметить, что существуют различные отношения между государственными и частными субъектами и что формы совместного управления также могут меняться с течением времени. Хотя доминирующей формой совместного управления является сотрудничество, можно также наблюдать случаи конкуренции или даже конфликта между государственными и частными субъектами. Самое главное, мы считаем, что как государственные, так и частные субъекты готовы восстановить свою компетенцию в тех областях, где, по их мнению, другой субъект приобрел слишком большое влияние. Степень сотрудничества и конкуренции во многом зависит от существующих регулятивных механизмов, согласованности целей различных групп субъектов и институционализации производственных отношений [5].
Литература:
- Тихомиров Ю. А. Государство: Монография. —: М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 320 с.
- Князев Ю. К. Современная экономика — синтез рынка и социального регулирования: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 245 с.
- Хисамутдинов И. А. Основы экономики и теории рынка // Учебники онлайн. URL: http://uchebnik-online.com/123/92.html (дата обращения: 1.11.2018).
- Экономическая теория: Учебник для бакалавров / Под ред. Ларионов И. К., — 3-е изд. — М.:Дашков и К, 2018. — 408 с.
- Кцоев А. Б. Государство и экономика: оптимальные механизмы распределения Монография. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 233 с.