В современном мире, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, выявление одаренных и высоко мотивированных детей является крайне необходимой.
Природа детской одаренности волнует умы педагогов уже не одно десятилетие. Изучение этого явления, вопрос его диагностики и развития в последние годы стоит очень остро. Общество оценивает одаренность как наличие потенциально высоких способностей у человека, но, к сожалению, не всегда такие люди могу в полной мере их реализовать. На сегодня одной из приоритетных педагогических задач является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных воспитанников, реализация их потенциальных возможностей, так как необходимо не только своевременно выявить таких детей, но и помочь им в дальнейшем развитии имеющегося таланта.
Необычайно сложен процесс выявления одаренной личности, кроме это работа, требующая длительного времени. В своей работе мы применяем постепенный, поэтапный поиск одаренных детей на протяжение всей образовательной деятельности, организовали определенную систему работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников, постоянно проводя поиск новых идей и решений. Одним из них стало активное внедрение проектной деятельности в педагогический процесс, что способствовало повышению компетентности воспитанника в области решения проблем и коммуникации, расширении общего кругозора, повышении мотивации для дальнейшего развития и совершенствования имеющихся навыков и умений.
Прежде всего педагогами МБДОУ № 33 «Снежанка» была обогащена предметно-развивающая среда группы: была создана специальная техническая среда, адекватная возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей. Ведется активная работа с воспитанниками в рамках регионального проекта «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Использование данной парциальной образовательной программы дошкольного образования дает принципиально новый уровень подходов к развитию детского технического творчества, создавая благодатную среду для выявления одаренных воспитанников. Кроме того, применение выше упомянутой программы на практике оказывает существенное влияние на развитие детей и качество образовательной деятельности. Происходит это посредством развития самостоятельности, инициативности, творческой деятельности; стимулирования коммуникативной деятельности педагогов и воспитанников через совместную деятельность; создания эмоционального единения педагога и ребенка.
На начальном этапе мы полагали, что встретимся с некоторыми трудностями в освоении программы, но благодаря учебному пособию «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» и примерной структуре занятий наша работа стала более продуктивной. На первых занятиях воспитателям приходилось вовлекать детей в образовательную деятельность с помощью рассказов, мультфильмов, видео. Занятия проходят очень динамично, воспитанники постоянно находятся в движении с самого начала занятия и до конца, воплощения в жизнь свей идеи (проекта) и даже не одной.
Характерной особенностью реализуемой программы являются рабочие тетради «Инженерные книги». Строго для соблюдения безопасности, в тетрадях размещается понятная детям схема работы с конструктором и поведения во время занятия. После фиксируются планы или схемы будущих построек. Как только замысел сформирован на бумаге, дети переходят к непосредственной работе (над своим проектом), ведь они задумывают не только что сделают, но и то из какого материала, а он крайне разнообразен. Выбирают желаемое место для работы. После этого возможна реализация мини- проектов.
Что касается реализованных идей, созданных нашими воспитанниками, они не остаются без внимания как педагогов, так и родителей. Каждую работу педагог фотографирует и помещает в «Инженерную книгу» рядом с рукописным чертежом. Маленький инженер с удовольствием сравнивает задумку с результатом, дает анализ своей работе, все ли у него получилось по задуманному. В будущем малыш может заглянуть в свою тетрадь и просмотреть все свои работы и, при желании, усовершенствовать их.
По данной программе мы работаем второй год. И хотелось бы заметить, что на данном этапе воспитанникам не нужна определенная мотивация для выбора объекта. Дети ищут сами интересующее их, задают вопросы, просят помощи только в получении информации. А для усовершенствования и реализации какой- либо задумки ребятам уже помощь не нужна.
Таким образом, работа с одаренными детьми является сложным непрекращающимся процессом. Активное внедрение в образовательный процесс парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» с соответствующей базой игр и конструкторов сопутствует грамотно организованной и систематически осуществляемой деятельности педагогов ДОУ по развитию одарённости. Проведение данной работы несомненно помогает выявлению одаренных воспитанников. Именно проектная деятельность в современной педагогике выступает активным фактором, влияющим на развитие личности воспитанника, позволяющая максимально раскрыть потенциальные индивидуальные способности каждого ребенка, создающая благоприятную среду для развития и поддержки одаренности.
Литература:
- Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А. М. Матюшкина. — М.; Воронеж, 2004.
- Рабочая концепция одаренности. — М., 1998.
- Хворостов А. Л. Педагогика. — М., 1994.