Жилище как основной элемент культуры жизнеобеспечения украинских столыпинских переселенцев в Алтайском округе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.11.2018

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Свидовская, А. С. Жилище как основной элемент культуры жизнеобеспечения украинских столыпинских переселенцев в Алтайском округе / А. С. Свидовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 225-226. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53933/ (дата обращения: 20.12.2024).



Столыпинские переселения 1906–1914 гг. на территорию Алтайского округа одна из многочисленных миграционных волн в его истории, включавшая 734 648 чел. [3, с. 72]. Как известно, значительное число переселившихся в этот период крестьян составляли выходцы из южнорусских и западных губерний России (Курская, Воронежская, Полтавская, Черниговская, Харьковская и др.), называемые в материалах официальной статистики малороссами или украинцами, в обыденной речи населения региона — «хохлами».

Исследователи Столыпинских реформ значительное внимание в последние годы уделяют вопросам хозяйственной и социокультурной адаптации переселенцев. Рассматривая различные факторы адаптационных процессов, историки обращают внимание на этническую неоднородность столыпинских переселенцев и влияние этнокультурной специфики на ход адаптационных процессов [3; 4]. Однако пристального внимания специфике адаптации отдельных этнических групп, и, в частности, украинцев, до настоящего времени со стороны исследователей не отмечается.

В настоящей статье реализуется попытка рассмотреть адаптацию украинских переселенцев в годы Столыпинской аграрной реформы к новым природно-климатическим и социально-экономическим условиям на примере основного элемента культуры жизнеобеспечения — жилища.

Источниками послужили материалы интервьюирования потомков столыпинских переселенцев во втором и третьем поколении, записанные в ходе комплексных историко-этнографических экспедиций АлтГПУ.

Полевые материалы показывают, что по прибытию на новые места украинские переселенцы в годы Столыпинской реформы, как и в конце XIX — начале XX века, прежде всего, строили жилище, часто носившее характер временного. Сооружая его из самого дешевого подручного материала — пластов или лент дерна, украинские переселенцы называли его «пластянками», «пластенами», а при углублении в землю от 0,5 до 1,5 метра — «копанами», «землянками».

В районах компактного расселения столыпинских переселенцев в степной части Алтайского края жилище из пластов дерна использовалось в качестве жилых помещений вплоть до 1950-х годов [1]. Основной причиной их распространенности являлось отсутствие финансовых средств на строительные материалы (древесину и даже солому). По словам информантов, такие дома при хорошем уходе сохранялись долгое время. Для этого стены обмазывали и белили снаружи и внутри, возводили завалинку. В лесостепной части края, где было легче приобрести строительный лес или готовый срубный дом, потомки переселенцев также вспоминают «пластянки» как временное жилище и отмечают их преимущество в коротких сроках возведения. Однако в этих районах такой тип жилища исчез раньше — в 1920–1930-е годы [1].

Другим способом строительства жилища в период заселения была кладка из сырцовых кирпичей, называемых потомками столыпинских переселенцев «саманом». Сами хаты, возведенные в такой технике, называют и сегодня «саманными». Характерно то, что в среде столыпинских переселенцев сохранялись и техника строительства и соответствующее ей название, как и на Украине [1; 4, с. 257; 2, с. 154]. В то же время украинские переселенцы конца XIX — начала XX века в селах Алтайского края нередко саманной называют всякую глинобитную постройку, в том числе и литую. Доступность строительных материалов способствовала распространению саманных жилищ почти сразу после поселения столыпинских переселенцев на новых местах, а владение техникой строительства стало важным показателем высокой степени их адаптации в местах со схожими природно-географическими условиями, но с более суровыми климатическими.

Характерным для украинцев, переселившихся в годы Столыпинской реформы в села лесостепной зоны (например, поселки Борисовский и Лебедиха Панкрушихинского района, с. Ключи Ключевского района) было строительство хат в каркасной (турлучной, тыновой) технике. Стены сооружали из столбов, скрепленных несколькими рядами горизонтальных жердей, затем вертикально заплетали прутьями, лозой, хворостом и все это забивали и обмазывали смесью глины с соломой: «Мы ее мазали целое лето. Пять раз помажем: глина, полова и вода, а пятый [шестой] раз уже глина с конским навозом — уже щикотурим под побелку — ну шоб она ровненька была» [1]. Информанты называют такое жилище по-разному — «плетеное» (пос. Борисовский, Панкрушихинский район), «в колья» (с. Ключи, Ключевской район), «тыновое» (пос. Лебедиха, Панкрушихинский район). Традиции строительства в турлучной технике сохранялись в селах вплоть до 1950-х гг. в связи с тем, что лес в то время вырубать не разрешалось, а средств для приобретения строительных материалов не было [1].

Особенностей в конструкции и выборе материала для кровли по сравнению с украинскими переселенцами более раннего периода не выявлено. Крыши крыли также соломой, камышом или дерном в зависимости от района расселения и материального достатка семьи. Для временных жилищ чаще использовали жерди, хворост и пласты дерна, для саманных и тыновых хат — солому или камыш.

Таким образом, успешной адаптации украинских переселенцев в годы Столыпинской аграрной реформы способствовало, в частности, применение имеющихся знаний и навыков в строительстве жилища. Длительное сохранение традиционных способов строительства жилища у потомков украинских столыпинских переселенцев отмечается в степной зоне региона, что обусловлено их компактным проживанием, неизменностью природно-географических и сложностью экономических условий на протяжении всей первой половины XX века.

Литература:

  1. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Материалы ИЭЭ 2011–2015 гг.
  2. Новоселова В. В. Формы изучения и сохранения переселенческой украинской культуры в Семеновской средней школе г. Славгорода // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае 2014 г.: археология, этнография, устная история. Вып. 10. — Барнаул: АлтГПУ, 2015. — С. 153–158.
  3. Разгон В. Н., Храмков А.А, Пожарская К. А. Столыпинская аграрная реформа и Алтай. — Барнаул: АГУ, 2010. — 278 с.

4. Щеглова Т. К. Социокультурная и хозяйственная адаптация столыпинских переселенцев на Алтае на протяжении 1910–1980-х годов: стратегии и результаты (по материалам полевых исследований) // Вестник Алтайской науки. Вып. 1. — Барнаул: Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, 2014. — С. 252–257.

Основные термины (генерируются автоматически): украинский, переселенец, Панкрушихинский район, Алтайский край, жилища, материал, пласт дерна, Столыпинская аграрная реформа, Столыпинская реформа.


Похожие статьи

Жилищное строительство в сельской местности Башкирской АССР в годы «оттепели»

Социальное значение повышения образованности крестьян, специфика школьного строительства на Ставрополье

Концепт "родина" в языковом сознании учащихся старших классов и взрослого населения села Хоринцы Олекминского района

Политико-правовая идеология в Древнерусском государстве как основной фактор формирования земельных отношений

Язык семейно-бытовой обрядности села Сорокино Красногвардейского района Белгородской области

Культурно-бытовое обслуживание населения на Южном Урале в первое послевоенное десятилетие

Типология кожаных и войлочных головных уборов носителей пазырыкской культуры

Абонементная система как музыкально-просветительская форма работы с родителями в процессе нравственного и эстетического воспитания детей

Внеигровой фольклор как основа формирования у младших школьников навыка продуцирования текста

Общественный и семейный быт в Бухарском ханстве (в XVIII — первой половине XIX вв.)

Похожие статьи

Жилищное строительство в сельской местности Башкирской АССР в годы «оттепели»

Социальное значение повышения образованности крестьян, специфика школьного строительства на Ставрополье

Концепт "родина" в языковом сознании учащихся старших классов и взрослого населения села Хоринцы Олекминского района

Политико-правовая идеология в Древнерусском государстве как основной фактор формирования земельных отношений

Язык семейно-бытовой обрядности села Сорокино Красногвардейского района Белгородской области

Культурно-бытовое обслуживание населения на Южном Урале в первое послевоенное десятилетие

Типология кожаных и войлочных головных уборов носителей пазырыкской культуры

Абонементная система как музыкально-просветительская форма работы с родителями в процессе нравственного и эстетического воспитания детей

Внеигровой фольклор как основа формирования у младших школьников навыка продуцирования текста

Общественный и семейный быт в Бухарском ханстве (в XVIII — первой половине XIX вв.)

Задать вопрос