Цель статьи — рассмотреть влияние административных барьеров на жилищное строительство, роль совместной работы представителей власти и бизнеса в процессе снижения административных барьеров, варианты преодоления административных барьеров на примере Республики Карелия
Ключевые слова: административные барьеры, строительство
The purpose of the article is to consider the impact of administrative barriers on housing construction, the role of joint work of government and business representatives in the process of reducing administrative barriers, options for overcoming administrative barriers on the example of the Republic of Karelia
Keywords: administrative barriers; building
Строительная отрасль является одной из важнейших в экономике Российской Федерации. Наиболее значимым параметром развития строительного комплекса является эффективное управление инвестиционной активностью, в системе функций которого особое место уделяется планированию. Выверенный баланс между стоимостью продукции и сроком ее реализации во многом определяют эффективность инвестиционного проекта.
В тоже время одним из факторов, значительно влияющих на реализацию проекта, является наличие административных барьеров. Таким образом, административные барьеры — это одна из важнейших причин, сдерживающих наращивание объемов жилищного строительства и снижающих инвестиционную привлекательность городов, районов.
В Республике Карелия ведется совместная работа представителей власти и бизнеса по снижению административных барьеров в сфере строительства в следующих направлениях:
1. Регулирование земельных правоотношений
В силу того, что из Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» № 1712-ЗРК от 10 июня 2013 (далее — Закон РК) была исключена норма о том, что арендная плата за земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории, рассчитывается на основании установленного процента от кадастровой стоимости, расчет производился на основании результатов рыночной оценки. Кроме того, статья 4 Закона РК не регулирует тот случай, когда по результатам торгов на право заключения договора аренды земельных участков для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства размер арендной платы был определён не твердой, фиксированной ценой, а на основании методики, утратившей силу и позволяющей рассчитать арендную плату на сегодняшний день, в связи с чем, для расчета арендной платы необходима рыночная оценка, хотя застройщик получил участок по торгам и расчет арендной платы должен идти по результатам таких торгов [1].
Таким образом, застройщик при планировании строительства многоквартирного дома в рамках комплексного освоения территории сталкивался с проблемой необходимости проведения рыночной оценки земельного участка, что в свою очередь приводило к росту издержек и увеличению срока получения земельного участка.
С целью разрешения вышеуказанной ситуации была создана рабочая группа с представителями власти и бизнеса. На основании всестороннего исследования и анализа были подготовлены и приняты поправки в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» № 1712-ЗРК от 10 июня 2013, а именно был определён процент кадастровой стоимости для земельных участков, предоставленных для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, право на заключение договора аренды которых было приобретено на торгах до 1 марта 2015 года [2].
2. Баланс интересов власти и бизнеса
При внесении изменений в Закон Республики Карелия от 30.12.1999 № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» в части введения налога на имущество организаций на застройщиков легла дополнительная финансовая нагрузка в виде налога на непроданные квартиры в размере 2 % от кадастровой стоимости, в связи с этим повышаются издержки и растет стоимость возводимого квадратного метра.
В тоже время, Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному собранию Российской Федерации обозначил задачу увеличить объем вводимого жиля до 120 000 000 кв.м. в год [3].
С целью сдерживания роста цен на готовое новое жилье и сохранения положительной динамики в жилищном строительстве, что полностью коррелирует Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 01.03.2018 года, в Республики Карелия в результате совместной работы представителей застройщиков Республики Карелия и Законодательного собрания Республики Карелия, с учетом анализа практики других регионов, был установлен льготный налоговый период, в течение которого застройщики освобождаются от уплаты налога на имущество организаций [4], [5].
3. Отношения по передаче объектов инженерной инфраструктуры
Так же в целях оптимизации сроков рассмотрения структурными подразделениями специализированных эксплуатирующих организаций документов, предоставляемых застройщиком при оформлении приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа, а также для снижения административных барьеров при взаимодействия власти и бизнеса, застройщиками Республики Карелия было вынесено предложение по разработке и утверждению административного регламента в данной сфере.
В настоящий момент, в связи с отсутствием четко установленных документов, сроков, ответственных лиц, перечня причин, при наличии которых может быть получен отрицательный ответ, процесс передачи объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность может длиться на протяжении нескольких лет.
При Правительстве Республики Карелия, Министерстве строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия, Администрации Петрозаводского городского округа был проведен ряд совещаний с целью выработки решений вышеуказанной проблемы.
4. Расселение аварийного жилого фонда
Застроенные территории, занятые ветхим и аварийным жильём, представляю собой огромный потенциал для существенного увеличения объемов жилищного строительства. В тоже время такие территории обладают существенными преимуществами, поскольку, как правило, имеют развитые дорожно-транспортную и инженерную инфраструктуры и привлекательные локации. С другой стороны, развитие застроенных территорий требует значительного вложения инвестиций, в том числе финансирования переселения граждан, реконструкции (модернизации) инженерных объектов, ввиду того что они морально и физически устарели.
Сегодня реализация проектов развития застроенных территорий влечет за собой сложности, обусловленные несовершенством законодательства, в связи с чем наблюдается низкий интерес со стороны инвесторов-застройщиков к вышеуказанным проектам, в частности на территории Республики Карелия такие проекты отсутствуют.
В целях повышения инвестиционной привлекательности проектов развития застроенных территорий застройщиками Республики Карелия предлагается ввести льготную ставку арендной платы для земельных участков, предоставленных в соответствии с договором о развитии застроенной территории.
Принятие данной меры будет способствовать реализации законодательства в области земельных правоотношений, совершенствованию механизма государственно-частного партнёрства в сфере градостроительства, направленного на решение проблем, связанных с социальным обязательствами государства по расселению из аварийного и ветхого жилья, а именно: c реализацией Муниципальной адресной программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий.
По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ целевой показатель по аварийной жилплощади, подлежащей расселению по профильной государственной программе в Республике Карелия фактически выполнен на 18.64 % по итогам 2017 года, что свидетельствует о том, что проблема расселения аварийного и ветхого жилья стоит в Республике достаточно остро и требует мер, направленных на ее решение.
5. Административные процедуры
Кроме того, эффективными мерами по преодолению административных барьеров в строительстве на территории Республики Карелия на различных этапах административно-разрешительной деятельности, могут служить:
‒ Перевод основных государственных услуг в строительной сфере в электронный вид: от утверждения градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
‒ Более четкая и детальная регламентация процедуры постановки вновь построенного объекта на государственный кадастровый учет в рамках межведомственного взаимодействия;
‒ Перевод процедур технологического присоединения в электронный вид.
Исходя, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что сотрудничество и партнёрство представителей органов власти и физических/юридических лиц в рамках выработки решений по устранению административных барьеров в определённой сфере, является действенным инструментом совершенствования государственного регулирования. Снижение административных барьеров в строительстве позволяет повысить качество административно-разрешительной деятельности в градостроительстве, и как следствие, выработать эффективную государственную политику развития строительной отрасли.
Литература:
1. Закон Республики Карелия от 10.06.2013 № 1712 — ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия», СЗ РК, 2013, № 6, ст. 929.
2. Проект Закона Республики Карелия от 12.11.2018 № 193-VI «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия» URL: http://karelia-zs.ru/presssluzhba/novosti/komitet_po_ekonomicheskoj_politike_ot_12_oktyabrya_2018_goda/ (дата обращения: 13.11.2018).
3. Закон Республики Карелия от 30.12.1999 № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия», СЗ РК, 1999, № 12, ст.1633.
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018
5. «Послание Президента Федеральному Собранию» URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 13.11.2018).
6. Проект закона Республики Карелия № 249-VI «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия»,URL:http://www.kareliazs.ru/presssluzhba/novosti/special_noa_smi_obzor_klyuchevyh_voprosov_zasedaniya_zakonodatel_nogo_sobraniya__oktyabrya_ 2018_goda / (дата обращения: 13.11.2018).
7. Фокина О. В., Коркишко А. Н. Влияние получения разрешительной документации на инвестиционный климат проекта // ИВД. 2017. № 2 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-polucheniya-razreshitelnoy-dokumentatsii-na-investitsionnyy-klimat-proekta (дата обращения: 13.11.2018).