В статье представлена методика по совершенствованию технической подготовки квалифицированных боксеров, которая используется для диагностики техники боксеров, а также применялись стандартизированные тесты. В процессе тестовых испытаний соблюдались основные требования по стандартизации и унификации.
Ключевые слова: техническая подготовка, боксеры высокой квалификации, тесты, методика, упражнение, совершенствование.
Актуальность. Под спортивной техникой следует понимать совокупность действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины, вида соревнований.
Техническая подготовка занимает неотъемлемую часть в боксе, от уровня технической подготовки зависит спортивная результативность боксера. В процессе обучения и совершенствования техники постоянно наблюдаются ошибки. Их своевременное выявление и установление причин возникновения в значительной мере обусловливают эффективность процесса технического совершенствования. Однако наряду с установлением характера ошибок и затруднений необходимо определять эффективные методические приемы и средства их устранения и преодоления.
По мнению В. Н. Платонова [4]. Когда совершенствование техники осуществляется методически правильно, с широким использованием разнообразных средств и методов, находящихся в строгом соответствии с поставленными задачами и функциональными возможностями спортсменов, то у них формируется рациональная стабильная техника с широким спектром компенсаторных колебаний в основных характеристиках структуры движения.
Одним из важнейших методических условий совершенствования рациональной техники является взаимосвязь и взаимозависимость структуры движений и уровня развития физических качеств, считает В. М. Клевенко [1].
Соответствие каждого уровня развития физической подготовленности спортсмена уровню владения спортивной техникой, ее структуре и степени совершенства ее характеристик — важнейшее положение методики технической подготовки в спорте считает Л. П. Матвеев [2].
Цель работы: Обосновать методику совершенствование технической подготовки боксеров высокой квалификации. С целью решения поставленной проблемы были сформулированы следующие задачи исследования:
- Изучить особенности развития технической подготовки боксеров высокой квалификации.
- Разработать методику по совершенствованию технической подготовки боксеров высокой квалификации.
Организация иметоды исследования. Исследования проводились с марта по сентябрь 2017г. В эксперименте приняли участия боксеры высокой квалификации Узбекского государственного университета физической культуры и спорта. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике. А контрольная группа тренировалась по общепринятой методике. Эксперимент проводился в два этапа.
Первый этап формирование основного направления работы. Теоретический анализ имеющейся литературы и ее обобщение, формирование на этой основе концептуальных подходов к решению поставленных задач и выбор основных методов и методик исследования.
Второй этап — педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте изучали закономерности совершенствование технической подготовки боксеров высокой квалификации. В начале педагогического эксперимента в 2 группах проводились контрольные тесты, а также в конце эксперимента, планирование нагрузки проводилось в соответствии с разработанной нами программой.
Разминка (10 мин) — Разминка — это важный структурный компонент, важный потому, что эффективность занятий напрямую зависит от функциональной готовности всего организма. В разминку включались дыхательные упражнения, вращательные упражнения для позвоночного столба, упражнения на сгибание и разгибание в голенях, голеностопных суставах.
Гимнастические упражнения (стоя, сидя, лежа 15 мин)
Упражнения для развития силы, на растягивание, расслабление 10 мин.
Упражнения с теннисным мячом 5 минут».
Упражнения с предметами
Упражнения со скакалкой в быстром темпе в различных вариантах 1 раунд
Перебрасывание набивного мяча (с партнером) различными способами из положения стоя и сидя 5 мин.
Условный бой
Работа с партнером в стойке.
«Бой с тенью».
Имитационный бой с партнером.
Упражнения на снарядах
Удары по лапам (специальным боксерским снарядам, которые держит тренер.)
Работа на мешке 2–3 раунда.
Работа на пневмогруше — это помогает спортсмену развить скорость и координацию движений; 2–3 раунда.
Спарринг
Упражнения средней интенсивности с установкой на искусное обыгрывание партнера. В каждом раунде необходимо применять больше финтов угрозой и вызовом на атаку. Атаковать и контратаковать легкими ударами. Играть на изменении дистанции 3 раунда
Закрепление и оттачивание всех навыков, отработка защиты и нападения с реальным партнером.
Заминка
После этого проводилась заминка с элементами растяжки. Заминка не менее важна, чем разминка, ведь после тренировки активизируется выброс молочной кислоты в мышцы и заключительные, «успокаивающие» упражнения помогают избежать мышечного жжения и боли.
Результаты иих обсуждение.
Таблица 1
Показатели контрольных тестов у контрольной иэкспериментальной групп
№ |
|
группы |
до |
после |
Р |
|||
х1 |
σ |
х2 |
σ |
|||||
1 |
Бег на 30 м, (секунд). |
К |
5,4 |
0,09 |
5,19 |
0,09 |
52,5 |
Р>0,001 |
Э |
5,41 |
0,07 |
5,08 |
0,08 |
9,48 |
Р>0,001 |
||
2 |
Подтягивание на перекладине (количество раз). |
К |
13,1 |
0,57 |
14,2 |
0,63 |
4,13 |
Р<0,001 |
Э |
13,2 |
0,79 |
15,3 |
0,67 |
5,61 |
Р>0,001 |
||
3 |
Бег на 1500 метров, (секунд). |
К |
345 |
3,46 |
341,8 |
3,58 |
2,03 |
Р<0,05 |
Э |
344,9 |
2,56 |
338,1 |
3,87 |
4,63 |
Р>0,001 |
||
4 |
Челночный бег 3 х 10 м, (секунд). |
К |
7,32 |
0,08 |
7,2 |
0,08 |
3,33 |
Р>0,01 |
Э |
7,3 |
0,07 |
7,06 |
0,05 |
9,48 |
Р>0,001 |
||
5 |
Количество ударов за 10 сек. |
К |
8,23 |
0,09 |
9,20 |
0,08 |
12,8 |
Р>0,01 |
Э |
8,29 |
0,05 |
10,8 |
0,07 |
10,5 |
Р>0,001 |
||
- Бег на 30 м (секунд) в контрольной группе получены следующие показатели — в начале эксперимента х — 5,4с, σ — 0,09, а в конце эксперимента х — 5,19с, σ — 0,09, tрасчет — 52,5 (Р>0,001). В экспериментальной группе получены следующие показатели — в начале эксперимента х — 5,4с, σ — 0,07, в конце эксперимента х — 5,08с, σ — 0,08, tрасчет — 9,48 (Р>0,001)
- Подтягивание на перекладине (количество раз) в контрольной группе получены следующие показатели — в начале эксперимента х — 13,1, σ — 0,57, а в конце эксперимента х — 14,2, σ — 0,63, tрасчет — 4,13 (Р<0,001). В экспериментальной группе получены следующие показатели — в начале эксперимента х — 13,2, σ — 0,79, в конце эксперимента х — 15,3, σ — 0,67, tрасчет — 5,61 (Р>0,001)
- Бег на 1500 метров (секунд) в контрольной группе получены следующие показатели — в начале эксперимента х — 345с, σ — 3,46, а в конце эксперимента х — 341,8с, σ — 3,58, tрасчет — 2,03 (Р<0,05). В экспериментальной группе получены следующие показатели — в начале эксперимента х — 344,9с, σ — 2,56, в конце эксперимента х — 338,1с, σ — 3,87, tрасчет — 4,63 (Р>0,001)
- Челночный бег 3 х 10 м (секунд) в контрольной группе получены следующие показатели — в начале эксперимента х — 7,32с, σ — 0,08, а в конце эксперимента х — 7,2с, σ — 0,08, tрасчет — 3,33 (Р>0,01). В экспериментальной группе получены следующие показатели– в начале эксперимента х — 7,3с, σ — 0,07, в конце эксперимента х — 7,06с, σ — 0,05, tрасчет — 9,48 (Р>0,001).
- Количество ударов за (10 сек.). в контрольной группе в контрольной группе получены следующие показатели — в начале эксперимента х — 8,23с, σ — 0,09, а в конце эксперимента х — 9,20с, σ — 0,08, tрасчет — 12,8 (Р>0,01). В экспериментальной группе получены следующие показатели– в начале эксперимента х — 8,29, σ — 0,05, в конце эксперимента х — 10,8 с, σ — 0,07, tрасчет — 10,5 (Р>0,001).
Выводы. В результате проведенного исследования нами выявлено, что к концу педагогического эксперимента уровень технической подготовки повысился контрольной и экспериментальной группах, однако, экспериментальная группа тренирующаяся, по разработанной нами методике показала наиболее высокие результаты. Таким образом, проведенный статистический анализ, полученного в педагогическом эксперименте материала, свидетельствует о преимуществе разработанной нами методике по совершенствованию технической подготовки квалифицированных боксеров, с применением специально подобранных упражнений и задач тренировки. Результаты проведенных исследований, на выше перечисленные результаты также раскрывают эффективность разработанной методики совершенствование технической подготовки квалифицированных боксеров.
Таким образом, использование разработанной методики по совершенствованию технической подготовки боксеров высокой квалификации позволяют эффективно и целенаправленно управлять учебно-тренировочным процессом. А также положительно влияет на соревновательную деятельность боксеров.
Литература:
- Клевенко В. М. О специальной физической подготовке боксеров// Говорят мастера ринга. — М.: Физкультура и спорт,- 2000. — С. 13–16.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебник для ИФК — М., «ФиС».- 1991.-С.542.
- Озолин Н. Н., Конькова А. Ф., Абрамова Т. Ф.. Оптимизация адаптации — условие эффективной тренировки, новый подход //Теория и практика физической культуры, — 1993.- № 8.- С.34–39.
- Платонов В. Н. Общая теория олимпийского спорта (включая систему подготовки спортсменов). Структура научной и учебной дисциплины /В межд. научн. сб. «Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы», — Изд. «Физкультура, образование, наука» -М., -1998.-С.10–12.