Цель: установление взаимосвязи между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;
Задачи:
– Поддерживать интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
– Развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление; совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств предметов путём активного включения органов чувств.
– Закреплять представления о свойствах бумаги и ткани.
Предварительная работа
Взаимосвязь с другими видами деятельности: Просмотр мультфильмов Фиксики «Ткань», Союзмультфильм «Ситцевая улица»
Беседы на темы: Для чего нужна бумага?, Из чего делают бумагу. Какие бывают ткани.
Рассматривание иллюстраций с изображением одежды.
Рассматривание альбома «Виды тканей».
Дидактическая игра «Угадай на ощупь»
Сюжетно-ролевая игра «Ателье». «Магазин одежды»
Чтение сказки «Сарафан в гостях у рубахи» Ларисы Сергеевой, «Сказка про то, как одежда обиделась» Ирины Гуриной
Разгадывание загадок про одежду
Оборудование и материалы: панно с домиками Нюши, Каркарыча и Совуньи и сами герои: Нюша, Каркарыч и Совунья. Кусочки из ткани и бумаги по количеству детей,2 тазика с водой.
Ход занятия
Дети находят письмо на столе и несут его воспитателю.
Воспитатель зачитывает письмо. Это письмо от куклы Кати: «Дорогие ребята. Мне срочно нужно сшить новое платье на день рождения. Помогите мне сделать выбор из чего можно сшить платье? Я хочу сшить из бумаги, а мой друг говорит, что платья из бумаги шить нельзя, нужно сшить платье из ткани.
Воспитатель: Дети, давайте съездим к нашим друзьям смешарикам. Они нам помогут, разобраться из чего можно сшить платье.
Дети радостно собираются в дорогу и под музыку «Паровозик из «Ромашкова» отправляются в путь. Ребята подъезжают к домику Каркарыча. Каркарыч встречает ребят.
Воспитатель: Здравствуй, Каркарыч. Скажи нам пожалуйста, из чего лучше сшить платье из бумаги или из ткани?
Каркарыч: Я вам помогу, а вы за это отгадаете мои три загадки:
На улицу не ходим
Ни летом, ни зимой.
Зато без нас — ни шагу,
Когда придёшь домой. (тапочки)
Входит в одну дверь, А выходит из трёх. Думаешь, что вышёл, А на самом деле вошёл. (рубашка)
По дороге я шёл, Две дороги нашёл, По обеим пошёл.(штаны)
Каркарыч: Молодцы ребята. Все мои загадки отгадали. И я вам помогу. Платье нужно шить из ткани, потому что она не шуршит. Платье должно быть легким и удобным. Запомнили, ребята.
Ребята: Да. Спасибо, Каркарыч.
Дети с воспитателем отправляются к Нюше.
Дети: Здравствуй Нюша. Скажи нам пожалуйста, из чего лучше сшить платье из ткани или из бумаги?
Нюша: Конечно, из ткани, она хорошо стирается и мягкая на ощупь. Ребята, а сами вы часто пачкаете свою одежду?
Ответы детей
Нюша: Давайте с вами поиграем, разомнем наши ручки.
Пальчиковая гимнастика
Стирка
Раз, два, три, четыре, пять — (Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.)
Дети: спасибо, Нюша.
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в гости к Совунье.
Дети: Здравствуй, Совунья. Скажи нам пожалуйста, из чего лучше сшить платье из бумаги или из ткани?
Совунья: Ребята, я ут целый день сижу. Скучно мне одной. Поиграть даже не с кем.
Ответы детей: Мы готовы с тобой поиграть
Физкультминутка с Совуньей
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Совунья: Молодцы ребята. Повеселили меня, и я вам помогу. Платье из ткани будет меньше мяться и дольше носиться.
Дети: Спасибо, Совунья.
Воспитатель: А сейчас мы с вами вернемся в группу и сравним по этим признакам кусочки ткани с кусочками бумаги.
Дети возвращаются в группу под музыку «Паровозик из Ромашково»
В группе дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: Дети, посмотрите, на столе лежат кусочки из бумаги и из ткани. Сейчас возьмите в руки сначала кусочек из бумаги, потрите его пальчиками. Что вы слышите?
Ответы детей: Бумага издает звук, она шуршит.
Воспитатель: А теперь возьмите кусочек из ткани, потрите его пальчиками. Вы слышите шуршание?
Ответы детей. Нет, ткань не шуршит.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем расправить наши кусочки. Сначала разглаживаем ткань.
Дети: Получилось! Она разгладилась!
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем разгладить бумагу. Что получилось?
Дети: Не получается. Бумага все равно осталась мятой.
Воспитатель: Правильно, бумагу невозможно разгладить.
Воспитатель: Ребята, а сейчас подойдите к моему столу. Мы с вами попробуем отстирать пятна на куске ткани и бумаги.
Воспитатель просит двух детей постирать бумагу и ткань
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Ткань стала мокрой и отстиралась, бумага намокла и разорвалась.
Воспитатель: Дети, какое платье получится прочнее — из ткани или из бумаги?
Дети: Из ткани платье прочнее.
Воспитатель: Дети из чего же мы посоветуем Кате сшить платье?
Дети: Из ткани, потому что оно не мнется, не шуршит, легко стирается.
Воспитатель:А сейчас вы можете помочь Кате выбрать расцветку для ее платья.
Дети садятся за стол и разукрашивают готовые шаблоны платья.
Литература:
- О.Узорова, Е.Нефедова Большая книга загадок.: К: Издательство: АСТ, Астрель, 2008 г
- Веселые физминутки. Дошкольник.net. https://doshkolnik.net/fizkultminutki/veselaya-fizminutka.html
- Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.