Ключевые слова: компетентностный подход, графические дисциплины, повышение квалификации преподавателя, компетенции преподавателя.
Понятие компетентностного подхода к организации образовательного процесса появилось в отечественной специальной литературе в начале 21–го века, в связи с предпринимаемыми попытками повысить эффективность Российской системы образования. Как следствие, основная масса работ была посвящена обеспечению преемственности различных этапов обучения, а также реформированию общеобразовательной и профессиональной школы [3]. Однако важность компетентностного подхода также велика и на уровне дополнительного послевузовского образования, в частности в процессе повышения квалификации практикующих специалистов.
Сложившееся за десятилетия понимание термина «квалификация» и центрального понятия компетентностного подхода «компетентность» говорят об их близости. В последние годы термин «профессиональная компетентность» принято рассматривать как «деятельностную характеристику, определяющую способность и готовность работника к реализации приобретенных знаний, умений, навыков в реальной профессиональной деятельности», тогда как понятие «профессиональной компетенции» в условиях внедрения профессиональных стандартов понимают как «требования к человеку, выполняющему трудовую функцию» [2]. Следует отметить, что в условиях новой образовательной парадигмы присвоению квалификации специалисту предшествует официальное признание его компетентности в том или ином виде профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, должна быть идентифицирована по набору обязательных профессиональных компетенций.
Профессиональная компетентность преподавателя — это система знаний, умений и способностей, составляющих основу его профессиональной деятельности как педагога и ученого. Согласно Международной стандартной классификации занятости, разработанной под эгидой Международной организации труда, основными задачами преподавателя высшей школы являются:
1) разработка и модификация учебных программ, подготовка учебных курсов в соответствии с существующими требованиями;
2) проведение лекционных занятий, семинаров, лабораторных занятий; стимулирование дискуссий и развитие независимости мышления в студенческой среде;
3) контроль выполнения студентами экспериментальных и практических работ;
4) организация, проведение и оценка экзаменационных работ и тестов;
5) руководство исследовательскими работами студентов последипломного обучения или других сотрудников учебного отделения;
6) исследование и разработка концепций, теорий и операционных методов для использования их в промышленности и других отраслях;
7) подготовка учебников, учебных материалов или статей;
8) участие в работе конференций и семинаров;
9) участие в принятии решений, касающихся деятельности университета;
10) оказание помощи в сверхпрограммной активности, такой, например, как дискуссионные общества;
11) выполнение родственных задач; руководство другими работниками [5].
Это обобщенные компетенции, которыми должен обладать преподаватель высшей школы вне зависимости от преподаваемых дисциплин. Плюс к вышеперечисленному преподаватель должен быть специалистом в той области, которую преподает и смежных с ней дисциплинам [7].
Рассмотрим компетенции, необходимые преподавателю начертательной геометрии и машиностроительного черчения в высших учебных заведениях. На данный момент преподавателей таких дисциплин высшая школа не готовит. Существует подготовка учителей черчения и изобразительного искусства в педагогических вузах.
Преподаватели графики в вузах, в подавляющем большинстве, люди, получившие инженерное образование, а не гуманитарное. Это объясняется тем, что для качественного преподавания машиностроительного черчения необходимы знания по таким дисциплинам, как: «Детали машин», «Технология машиностроения», «Основы взаимозаменяемости», «Материаловедение» и т. д. Данные дисциплины если и изучаются в педагогических вузах, то в сокращенном варианте в виде дисциплины «Прикладная механика», что явно недостаточно для свободного владения инженерным делом и обеспечения высокого уровня подготовки технических специалистов. Но, у этого подхода к привлечению в качестве преподавателей инженеров есть оборотная сторона — в технических вузах нет системной психолого-педагогической подготовки [6]. Начинающим преподавателям приходится нарабатывать данные компетенции, чаще всего на практике, перенимая опыт у более опытных коллег, следуя традициям и методическим разработкам кафедр [4]. Возникает необходимость осваивать современные технологии профессионально-педагогической деятельности.
Согласно перечню компетенций, соответствующему специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение», преподаватель графических дисциплин обязан обладать следующими профессиональными компетенциями (таблица 1) [1]:
Таблица 1
Перечень компетенций по специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство ичерчение»
ПК 2.1. |
Определять цели и задачи, планировать занятия черчения. |
ПК 2.2. |
Организовывать и проводить занятия черчения. |
ПК 2.3. |
Оценивать процесс и результаты учения. |
ПК 2.4. |
Анализировать занятия черчения. |
ПК 2.5. |
Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения черчению |
ПК 3.5. |
Читать и выполнять чертежи и эскизы в ручной графике. |
ПК 5.1. |
Составлять учебно–тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом типа образовательной организации, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей. |
ПК 5.2. |
Создавать в кабинете предметную развивающую среду. |
ПК 5.3. |
Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области образовательных программ по изобразительному искусству и черчению. |
ПК 5.4. |
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 5.5. |
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности. |
Проанализировав данный список, можно сделать вывод, что компетенции ПК 2.1– ПК 2.5 описывают сам образовательный процесс и для ускорения интеграции будущих преподавателей желательно проводить повышение квалификации с целью не только освещения общих вопросов методики преподавания, но и касательно конкретной предметной области, в нашем случае это графические дисциплины.
До вхождения в Болонский процесс в советской высшей школе было предусмотрено обязательное прохождение курсов повышения квалификации преподавателями раз в 5 лет. Повышение квалификации преподавателей проходило в течении семестра в ведущих вузах страны, имеющих в составе кафедр ведущих специалистов, авторов учебников в конкретной предметной области. По начертательной геометрии и инженерная графике повышение квалификации проводилось на базе МАИ, МАТИ, МВТУ им. Баумана. В таблице 2 приведен перечень дисциплин и количество часов, преподаваемых на факультете повышения квалификации преподавателей вузов при МАТИ им. К. Э. Циолковского по специальности «Начертательная геометрия». Из перечня видно, что в процессе повышения квалификации нарабатываются и профессиональные и общекультурные компетенции.
Таблица 2
Перечень дисциплин, преподаваемых на факультете повышения квалификации вМАТИ
Дисциплина |
Кол–во часов |
Философские проблемы естествознания |
30 |
Основы трудового законодательства |
14 |
Политико–воспитательная работа со студентами |
6 |
Основы педагогики и психологии высшей школы в курсе НГ |
58 |
Технические средства обучения |
16 |
Начертательная геометрия с дополнительными главами |
44 |
ЕСКД, инженерная графика и черчение |
44 |
Аналитическая и дифференциальная геометрия |
32 |
Автоматизированная система геометрических расчетов АСГР в курсе «САПР» |
50 |
Основы метрологии и стандартизации |
32 |
Программирование решения задач НГ |
32 |
Вопросы приближенных вычислений, применяемых в прикладной геометрии |
32 |
Проективная геометрия |
32 |
Некоторые вопросы истории развития НГ и черчения |
32 |
Методика проведения практических занятий по НГ |
8 |
Методика проведения практический занятий по черчению |
8 |
Именно система повышения квалификации позволяла быстро подготовить специалиста с базовым техническим образованием к преподавательской деятельности вырабатывая для этого вида деятельности необходимые знания умения и навыки, что сейчас называют компетенциями.
На наш взгляд необходимо вернуться к системе повышения квалификации по преподаванию графических дисциплин. Так как даже введение трехуровневой системы образования высшей школы («бакалавриат» — «магистратура» — «аспирантура»), где третья ступень предполагает подготовку специалиста с квалификацией «Исследователь. Преподаватель–исследователь» не позволит быстро произвести обновление состава научно–педагогических работников (НПР) университетов. Квалификация НПР вузов является одним из ключевых критериев оценки качества образования в учебном заведении.
Литература:
- Приказ от 27 октября 2014 г. N 1384 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.06 изобразительное искусство и черчение //Pandia. URL: https://pandia.ru/text/80/041/16210.php (дата обращения: 15.11.2018).
- Иноземцева К. М. Профиль профессионально–методической компетентности преподавателя иностранного языка технического вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 3.; URL: http://www.science–education.ru/ru/article/view?id=26482 (дата обращения: 14.11.2018).
- Кравец А. Г., Асеева С. Д. Методы и программные средства оценки эффективности деятельности преподавателей опорных вузов // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2016. — № 1(33). — С. 90–102.
- Гиль С. В. Оценка эффективности и качества преподавания инженерной графики // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно–практической конференции. — Брест (Беларусь), Новосибирск (Российская Федерация): НГАСУ(Сибстрин), 2017. — С. 288.
- Преподаватель — ключевая фигура в вузе, творец оптимизации учебного процесса // Международная научно–практическая интернет–конференция «Преподаватель высшей школы в 21 веке». URL: t21.rgups.ru/archive/doc2010/1/02.doc (дата обращения: 14.11.2018).
- Технологии развития профессиональной компетентности преподавателя вуза: монография /Л. И. Гурье — Казань: РИЦ «Школа», 2010.
- Авдеюк О. А., Асеева Е. Н., Крохалев А. В. Совершенствование форм и методов преподавания дисциплин студентам первого курса при переходе к новым стандартам образования // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 387–389. — URL https://moluch.ru/archive/40/4706/ (дата обращения: 15.11.2018).