Работа включает в себя методику разработки мероприятий по проектированию вновь открываемых маршрутов или совершенствования существующей организации перевозок с целью повышения качества обслуживания пассажиров и повышения использования подвижного состава или снижения затрат, экономию трудовых и материальных ресурсов.
Ключевые слова: городские пассажирские перевозки, технология пассажирских перевозок, расписание движения, технология пассажироперевозок.
Городской пассажирский транспорт — подсистема городского хозяйства, функционирование которой влияет на качество жизни населения, эффективность городского хозяйства и возможность использования градостроительного и социально-экономического потенциала города.
Под технологией перевозки пассажиров понимается совокупность методов перевозки пассажиров, научная дисциплина, изучающая различные закономерности, наблюдаемые в процессе перевозки пассажиров и багажа.
Суть маршрутной технологии пассажирских перевозок заключается в организации движения подвижного состава по одному и тому же маршруту в виде последовательности повторяющихся циклов транспортировки — рейсов. Основными принципами маршрутной технологии являются: определенность маршрута и стабильность его трассы; регулярность движения транспортных средств по маршруту и расписание движения по расписанию; совпадение интересов пассажиров, пользующихся маршрутом, выраженных в соответствии с пассажирской корреспонденцией и маршрутом; контроль за работой транспортных средств на маршруте и осуществление диспетчерского контроля.
Методика совершенствования существующей организации пассажирских городских перевозок включает несколько этапов:
- Характеристика маршрутной сети, изучение схемы маршрутной сети со всеми остановочными пунктами и характеристикой точек тяготения, а также опасных участков.
- Анализ работы подвижного состава на линии, которая включает:
– изучение подвижного состава (ПС) работающего на маршрутах и его соответствие пассажиропотоку на маршруте и комфортабельность поездки пассажиров;
– соотношение автобусов работающих на маршруте по часам суток в выходные и будние дни, подсчет автомобиле — часов работы на маршруте в соответствии с существующим расписанием;
– подсчет интервалов движения автобусов на маршрутной сети по средствам натурных наблюдений;
– затраты на эксплуатацию ПС, работающего на существующей маршрутной сети.
- Диспетчерское управление движения автобусов на маршруте.
На данном этапе необходимо изучить: как осуществляется диспетчерское управление и как контролируется регулярность движения ПС (фактическая и запланированная); как происходит сбор и обработка информации об осуществляемых перевозках; функционал работников диспетчерской службы; работу внутрипарковой и линейной диспетчеризации, оценить применяемые технические средства диспетчерского управления и обработки информации.
- Анализ организации системы оплаты проезда и провоза багажа.
На данном этапе необходимо проанализировать систему оплаты проезда по маршрутам (кондукторное обслуживание, автоматизированные системы или сбор платы водителем), внимание следует уделить тарифам на маршруте (единый тариф или по тарифным участкам), изучить процентное соотношение пассажиров имеющих право на льготный и бесплатный проезд и систему возмещения затрат по их проезду, исследовать как организован контроль полноты сбора выручки на маршруте, его частота и эффективность
- Анализ технико-эксплуатационных показателей работы ПС и организация труда водителей.
Расчет и сравнение с нормативами показателей качества перевозок являются важной составной частью изучения существующей организации перевозок пассажиров.
Под технико-эксплуатационными показателями (ТЭП) понимают систему взаимосвязанных первичных и расчетных показателей, характеризующих возможное и фактическое использование технического объекта в существующих эксплуатационных условиях.
К ТЭП маршрутных автобусов относятся: общая пассажировместимость автобусов; пробег автобусов по маршрутам; коэффициент использования пробега; общее число рейсов по маршрутам; эксплуатационная скорость движения; предоставленная пассажировместимость; статический коэффициент наполняемости; динамический коэффициент наполняемости; коэффициент регулярности движения; число пассажироместо-дней в хозяйстве; число пассажироместо-дней в работе; число пассажироместо-часов в работе.
После проведения анализа существующей организации перевозок необходимо указать выявленные недостатки и существующие неиспользованные резервы способные улучшить качество обслуживания пассажирских перевозок. Заключения анализа влияют на мероприятия по оптимизации пассажироперевозок по маршруту.
Технология пассажироперевозок должна учитывать следующие аспекты:
– соответствие пассажиропотока и метода организации движения автобусов на маршруте;
– возможность применения скоростного, экспрессного, полуэкспресного или укороченного варианта движения;
– выбор и расчет оптимального ПС в зависимости от пассажиропотока и точек тяготения;
– выбор и расчет технико-эксплуатационных показателей использования ПС на маршруте.
Основной задачей совершенствования функционирующей или проектируемой организации пассажироперевозок на маршрутной сети должно являться существенное улучшение транспортного обслуживания пассажиров, повышения качества перевозок и повышение эффективности использования ПС.
При совершенствовании организации пассажирских перевозок необходимо обеспечить нормативный уровень показателей качества перевозок. Основными показателями качества пассажирских перевозок являются: время, затрачиваемое на перемещение; безопасность пассажирских перевозок; комфорт поездки (регулярность движения и наполнение ПС).
При организации движения автобусов на проектируемых или существующих маршрутах одной из основных задач является выбор типа и расчет требуемого числа ТС. Правильно выбранный по вместимости тип автобусов и верно выполненный расчет потребного числа автобусов на маршруте оказывают решающее влияние на качество обслуживания пассажиров и эффективность работы ПС.
Если на маршруте вводятся в действие или прекращают работу объекты социального, промышленного или культурно-бытового назначения, то это может повлиять на изменение пассажиропотока.
Совершенствование городских пассажирских перевозок на маршруте может включать изменение графика движения автобусов, введение скоростных, экспрессных или укороченных графиков для части автобусов рассматриваемого маршрута.
Грамотно разработанное расписание движения автобусов на маршруте обеспечивает высокий уровень организации пассажирских перевозок, эффективного использования ПС и снижения себестоимости перевозок. Расписание движения автобусов — это важный документ, который регламентирующий режим движения ПС на маршруте, время начала и окончания работы на маршруте, интервалы движения по часам суток, а также описывает форму организации труда водителей.
В связи с этим при составлении расписания движения на маршруте следует учитывать результаты обследования пассажиропотока для того, чтобы обеспечить:
– минимальные затраты пассажира на ожидании и перемещение по маршруту;
– регулярность и соблюдение расписания движения на маршруте;
– максимальную скорость движения автобусов по маршруту с соблюдением установленных ПДД;
– более эффективное использование ПС на маршруте согласно технико-эксплуатационным показателем.
Эффективность и качество пассажирских перевозок во многом зависит от типа подвижного состава, работающего на маршрутной сети, степенью его соответствия пассажиропотокам и условиям эксплуатации. Выбор типа ПС по вместимости — задача многокритериальная и противоречива по отношению перевозчика и потребителя пассажирской услуги. Выбор типа автобуса по вместимости зависит от многих факторов: объема и расстояния перевозок, условий и методов организации движения, вида перевозок и режимов движения, дорожных и климатических условий и т. д.
Основой организации обслуживания на маршруте являются результаты анализа существующей организации перевозок пассажиров по маршрутам. Совершенствование пассажироперевозок должно быть направлено, в первую очередь, на устранение недостатков существующей организации, выявленных при ее изучении, на внедрение в транспортный процесс неиспользованных резервов и новых форм организации труда и методов организации перевозок.
Литература:
- Пути совершенствования пассажирских перевозок в Волгограде и в Волгоградской области / Рябов И. М., Куликов А. В., Кашманов Р. Я., Карагодина А. Н. // Сборник научных трудов SWorld. — 2014. — Вып. 3, том 1. — С. 38–41.
- Куликов, А. В. Состояние пассажирских перевозок в Волгограде и мероприятия по их совершенствованию / А. В. Куликов, Р. Я. Кашманов, А. Н. Карагодина // Известия ВолгГТУ. Сер. Наземные транспортные системы. Вып. 9. — Волгоград, 2014. — № 19 (146). — C. 58–61
- Современное состояние и перспективы развития крупных пассажирских транспортно–пересадочных узлов г. Волгограда / Рябов И. М., Куликов А. В., Кашманов Р. Я., Карагодина А. Н. // Сборник научных трудов SWorld. — 2015. — Вып. 1, том 1. — С. 31–35