Творческий подход к обучению в проектной графике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.11.2018

Статья просмотрена: 944 раза

Библиографическое описание:

Кучеренко, М. С. Творческий подход к обучению в проектной графике / М. С. Кучеренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53963/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья рассказывает о проектной графике, как средстве профессиональной подготовки студентов-дизайнеров и необходимости творческого подхода в системе проектной деятельности.

Ключевые слова: графика, проектная графика, образ, проектное решение, дизайн, обучение, образование.

Современные коммуникации представляют абсолютную свободу творчеству в дизайне, соединяющуюся с четко понятой и принятой функциональной необходимостью, связанной как со сферой деятельности, так и собственно сферой применения объекта. Сегодня от дизайнера требуется не только максимальная эрудиция и профессиональная информированность, но и высокая степень интуитивности в мышлении, и использование интуитивных и эвристических методик в рабочем процессе, как факторе, позволяющем находиться в центре актуальных тенденций, трендов и быстро адаптироваться под запросы и потребности современного общества.

Графические способы изображения объекта являются неотъемлемой частью дизайнерского проектирования. Дизайн-проект представляет собой документированную форму, в которой проявлен в визуальной графической системе будущий облик реализуемого объекта в реальной среде. Представленный автором проект, на стадии эскизирования, выраженный в уникальном графическом решении или приеме, должен выразительно раскрывать те или иные черты проектируемого объекта. Для выражения проектной мысли необходимо опираться на разнообразие технических и художественных средств и целесообразность выбора графических приемов.

Графическое искусство в дизайне — важнейший элемент выявления проектной идеи. Проектная графика на любой стадии проекта (эскизирования, проектирования) должна четко давать полное представление о проектируемом объекте, например, о его структуре, форме, содержании, композиции или материальности.

В различных видах дизайнерского проектирования (графическом дизайне, дизайне интерьера, ландшафтном дизайне и др.) используются разнообразные способы и приемы изображения, в зависимости от специфики подачи проектного решения. Здесь огромную роль играет мастерство и художественный уровень самого дизайнера.

В дизайнерской практике широко используются как традиционные графические приемы и средства черно-белой графики, выполненные ручным способом изображения, так и технические и компьютерные средства (графические планшеты, графические редакторы), но актуальным остается и проблема поиска новых средств, подходов к изображению проектного образа. Все это обусловлено развитием современных технологий, расширением ассортимента изобразительных материалов. Так, например, в настоящее время, популярным и востребованным стилем графики является, так называемая, скетч-графика — графика «быстрого» рисунка, которая сравнительно недавно стала рассматриваться уже как самостоятельный вид изобразительного искусства.

Многообразие графических приемов, новых изобразительных материалов и инструментов, позволяют дизайнеру в полной мере и точно передать свой замысел, в зависимости от поставленных задач, например: форму, фактурность и иные качественные характеристики проектной идеи.

Процесс проектной графики достаточно трудоемок и кропотлив, так как с ее помощью, зачастую, передаются основные характеристики проектируемого объекта. Насколько грамотно и творчески дизайнер выполнил эскизирование зависит будущее проектируемого объекта [2].

В высших и средне профессиональных образовательных учреждениях творческой направленности одной из обязательных дисциплин является «Проектная графика», которая нацелена на формирование и реализацию творческих возможностей и потенциала обучающихся, владение художественно-образным мышлением для решения проектных задач в учебной и профессиональной деятельности.

Для развития мастерства студентов-дизайнеров в процессе обучения проектной графики, будет оптимальным придерживаться следующих направлений: рисование с натуры и формирование авторского рисунка дизайнера. Графический рисунок с натуры ставит своей целью изучение композиционных закономерностей, структурного формообразования, цветовых и фактурных качеств объекта исследования. Изучение натурного объекта направлено на развитие образного, художественного, интуитивного мышления, умения наблюдать, осмысливать и графически переосмысливать проектный образ с передачей его характерных и выразительных черт, выражения авторского субъективного отношения к нему. В связи с этим раскрывается и другая сторона процесса графического отображения объекта, где их характер влияет на выбор приемов и техник графического рисунка, а также на выбор инструментов и материалов для их изображения.

В дальнейшем, в процессе наработки мастерства, автор уже самостоятельно подбирает подходящие приемы и технику для передачи определённого образа проектируемого объекта. Так, постепенно вырабатывается определенный уникальный «почерк» автора, его манера, стиль изображения, развивается профессиональная интуиция; осуществляется самостоятельный эвристический поиск новых средств, приемов, идей для креативной визуально-графической передачи содержания и формы объекта, в соответствии с собственными представлениями и замыслами.

Для дизайнера-графика, рисунок имеет важное значение, как фактор его творчества, и как средство для раскрытия и выражения проектной идеи, образа. Но при этом, конечно, необходимо учитывать и культуру дизайнерского рисунка.

Дизайнер, в процессе проектирования конкретного образа должен ясно представлять конечный результат своей работы в материале. И на любом проектном этапе, где ведется графическая разработка, актуальным остается грамотная работа по передаче своего проектного решения на бумаге или в цифровом варианте. Т. е. дизайнер должен уметь четко выражать свою проектную мысль с помощью различных видов искусства и компьютерных средств в конечном результате, согласно ожиданиям конечного проектного результата.

Результаты творческого труда, полученные в процессе освоения проектной графики, широко применяются не только в профессиональной деятельности, например, в дизайн-проектировании в качестве набросков, эскизов, скетчей, коллажей, законченных графических листов, но и успешно генерируют собственное творчество автора, в качестве источника самовыражения и саморефлексии.

Для того, чтобы наглядно использовать весь арсенал художественных и графических средств и инструментов в своей учебной, профессиональной и творческой деятельности, необходимо, чтобы курс обучения проектной графики был построен на широком охвате всех художественно-графических техник, способах и приемах подачи графического листа, что позволит в полной мере расширить возможности видеть и фиксировать полученную информацию, не только визуальную, но и выражать собственные внутренние замыслы.

Ключевая задача обучения проектной графике — знакомство и овладение содержательным набором работы с изобразительными инструментами: карандаш, тушь, маркер, линеры и прочие инструменты, включая и подручные неизобразительные материалы, позволяющие существенно расширить возможности проектной графики, как монохромной, так и цветной. Центральная роль в обучении проектной графики отводится средствам черно-белой графики — линии, точке, пятну, способным максимально передать различные визуальные эффекты в графическом изображении.

Ведущими приоритетами овладения мастерством в проектной графике являются не только совершенствование технических изобразительных навыков, но и развитие практических умений передачи изобразительного ряда эвристическим методом, экспериментальными приемами, интуитивным (случайным, подсознательным) способом, опираясь на свое воображение, творческое (образное) мышление, сознание.

В процессе нарабатывания графического мастерства, формирования собственного индивидуального стиля рисунка/графики, необходимо стремиться не только оттачивать свое графическое умение, но и развивать наблюдательность, познавательный интерес, проводить мыслительный анализ прототипа будущего проектного образа и уметь представлять его в различных вариантах графики. Для развития наблюдательности, интуиции можно предлагать студентам-дизайнерам находить, выявлять в объекте как можно больше интересных, необычных элементов, которые могут быть подвержены собственной графической интерпретации, как по содержанию, так и форме.

На этапе эскизирования следует использовать обширный набор технических и изобразительных средств для работы над изображением того или иного объекта, искать новые подходы к графическому рисунку, экспериментировать с различными изобразительными средствами. Но в данном процессе следует соблюдать чувство меры и целесообразности, чтобы не уйти в чрезмерную формализацию или гиперболизацию формы и содержания объекта.

Обучающиеся, в процессе работы над проектным замыслом, должны следовать логике и рационализму, дабы не потерять, увлекшись самим процессом создания, визуальную реальность объекта, сделав ее малодоступной для понимания зрителя. Нарочитая оригинальность и чрезмерно и искусственно выдуманные графические приемы не всегда оправданы, т. к. не могут раскрыть всех характеристик проектируемого объекта, скрытых за напыщенной, многословной, нагроможденной графической изобразительностью. Из многочисленных графических приемов следует выбирать именно тот, который наиболее полно и отчетливо может раскрыть концептуальный и проектный замысел автора.

Способы и приемы изображения меняются вместе с изменениями потребностей современного общества, модными трендами и тенденциями, где наглядно можно представить взаимосвязь между графической формой выполнения проекта, как первое средство воплощения идейного замысла, и «конечным утилитарным или художественным продуктом».

Бесспорно, что для дизайнера умение рисовать/выражать свои проектные или творческие замыслы графически — является одним из основных инструментов, позволяющим всесторонне демонстрировать свои визуальные идеи. Развитие художественных творческих способностей студентов-дизайнеров представляет собой одну из главных задач образовательного процесса. Но, тем не менее, важным остается и собственное отношение, и особенности личности к данному процессу, то как он может пользоваться визуальной информацией, предлагаемой ему в процессе обучения и в дальнейшем в профессиональной деятельности. От умения владения техническими навыками (рисования), способности видеть, систематизировать и анализировать визуальную информацию, интуитивного и гибкого мышления, во многом зависит степень графической культуры автора, умение решать на высоком уровне профессиональные задачи [1].

Основная задача высших учебных заведений, готовящих будущих дизайнеров сегодня, — профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов, творческих людей с широким взглядами и серьезной, многоплановой художественной подготовкой, соответствующих современным потребностям и запросам рынка и общества [2].

Обучение дисциплине «Проектная графика» на основе творческого подхода формирует повышенный интерес обучающихся к данному курсу и способствует профессиональному развитию и самореализации в учебной и трудовой деятельности, а также содействует успешной адаптации в различных направлениях в рамках выбранной профессии (дизайне).

Литература:

  1. Зайцев К. Графика и архитектурное творчество. М.: Стройиздат, 1979.
  2. Кучеренко М. С. Значение предмета «Проектная графика» для формирования творческих способностей графического дизайнера на современном этапе обучения // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Уфа: МЦИИ «Омега Сайнс», 2016. — С. 247–250.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная графика, средство, графический рисунок, прием, проектная идея, проектное решение, профессиональная деятельность, визуальная информация, дизайнерское проектирование, конечный результат.


Ключевые слова

обучение, образ, образование, дизайн, графика, проектная графика, проектное решение

Похожие статьи

Формирование профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров

Автором статьи затронут вопрос необходимости формирования профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров, а также описаны основные способы формирования мотивации у студентов-дизайнеров.

Авторский подход к преподаванию современной композиции для студентов-дизайнеров (из опыта работы)

В статье представлены основные аспекты преподавания современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторской методике и инновационном подходе.

Некоторые аспекты обучения при формировании профессиональных компетенций у художников стилистов

В статье рассматриваются аспекты формирования профессиональных компетенций у художников стилистов при организации учебного процесса, творческой, трудовой их деятельности.

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Архитектоника объемных структур в проектной деятельности художника по костюму

В статье освещаются вопросы о месте архитектоники объемных структур в проектной деятельности художника по костюму.

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Современная концепция графического образования студентов в высшей школе

В статье рассматриваются вопросы непрерывного графического развития студентов в высшей школе. Сформированы концепции графического образования и содержания графической культуры студентов.

Изучение истории развития дизайна костюма в учебном процессе

О важности вопроса исторического подхода в формировании будущих дизайнеров на занятиях спецпредметов. В статье рассматривается формирование исторических знаний в теоретическом плане, и использование их в процессе обучения является дидактическим принц...

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии

Статья посвящена проблеме обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии. Особенности обучения заключается в проектно-ориентированной направленности учащихся в выборе своей профессии.

Похожие статьи

Формирование профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров

Автором статьи затронут вопрос необходимости формирования профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров, а также описаны основные способы формирования мотивации у студентов-дизайнеров.

Авторский подход к преподаванию современной композиции для студентов-дизайнеров (из опыта работы)

В статье представлены основные аспекты преподавания современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторской методике и инновационном подходе.

Некоторые аспекты обучения при формировании профессиональных компетенций у художников стилистов

В статье рассматриваются аспекты формирования профессиональных компетенций у художников стилистов при организации учебного процесса, творческой, трудовой их деятельности.

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Архитектоника объемных структур в проектной деятельности художника по костюму

В статье освещаются вопросы о месте архитектоники объемных структур в проектной деятельности художника по костюму.

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Современная концепция графического образования студентов в высшей школе

В статье рассматриваются вопросы непрерывного графического развития студентов в высшей школе. Сформированы концепции графического образования и содержания графической культуры студентов.

Изучение истории развития дизайна костюма в учебном процессе

О важности вопроса исторического подхода в формировании будущих дизайнеров на занятиях спецпредметов. В статье рассматривается формирование исторических знаний в теоретическом плане, и использование их в процессе обучения является дидактическим принц...

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии

Статья посвящена проблеме обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии. Особенности обучения заключается в проектно-ориентированной направленности учащихся в выборе своей профессии.

Задать вопрос