Как известно, 21 век в России характеризуется усилением процессов миграции населения, и люди в поисках работы и стабильного дохода переезжают из депрессивных регионов России и ближнего зарубежья в Дальневосточный регион, а с 2014 года появились переселенцы из Донбасса, из районов боевых действий. Со взрослыми людьми приезжают и дети, которые обучаются в учебных заведениях, поэтому в ходе работы с детьми из семей мигрантов от учителя требуются усилия не только по из социализации и интеграции в окружающий социум, по усвоению ими в нужном объеме русского языка, но и по формированию основ гражданской идентичности. В Федеральной целевой программе (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020годы)» в числе ключевых проблем в сфере межэтнических отношений в современной России первой, и, следовательно, важнейшей называется «слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации». Именно данная программа является основополагающей для развития этнокультурного потенциала всех народов и принятие на ее основе программы становления этнокультурной компетенции будущего педагога в Хабаровском педагогическом колледже «Диалог культур», концептуальными идеями которых является:
1. Формирование этнического самосознания, через интеграцию, адаптацию, социализацию студентов различной этнической и религиозной принадлежности.
2. Поддержка этнокультурного многообразия народов России через мероприятия, направленные на пропаганду и расширение представлений о наследии каждой национальности.
Современный мир интегрируется, ассимилируется, бросает вызов обществу и мы, преподавателя должны подготовить молодежь, будущих учителей, родителей к постоянно изменяющимся условиям жизни.
Случайных людей в образовании быть не должно, а потому необходимо воспитывать учителя, обладающего профессиональной компетентностью, политической лояльностью и высокими моральными качествами. Будущий учитель должен сам быть сформирован как поликультурная личность, характеристика которой включает в себя совокупность таких качеств, как толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурная идентичность.
В колледже обучаются студенты более 15 национальностей (дагестанцы, армяне, украинцы, татары, тувинец, кыргызстанец и другие). Общее количество составляет около 40 человек, а это 2 студенческих группы. Многие из них (65% - по данным опроса) не знают родного языка, но желают им овладеть, имеют представление об этнических традициях, культуре, принадлежат к разным религиозным конфессиям. Около 35% относятся к инофонам и билингвам, то есть понимают, говорят на своем родном языке, некоторые имеют языковые затруднения в использовании официально-делового, научного стиля речи. Программа формирования этнического самосознания реализуется через деятельность студенческого клуба «Диалог культур».
В отечественной этнопсихологии и этносоциологии основным содержанием этнического самосознания было осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Далее понятие «этническое самосознание» мы рассматриваем на основании определения Валерии Сергеевны Мухиной и Туяны Цареновны Дугаровой как «потенциал идентифицирующих и отчуждающих чувств, знаний и действий, способствующих бытию в пространстве реалий культуры», то есть это часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной этнической общности. Павел Иванович Кушнер подчеркнул особое значение самосознания как «этнического определителя», выдвинул его на первое место среди признаков этнической группы. Этническая идентичность – ядро этнического самосознания, представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству. Поэтому эти два понятия сообразно интегрированы и выделяют следующие аспекты этнического самосознания: когнитивный (познавательный) – играет наиболее важную роль в идентичности; эмоциональный (чувственный); регулятивный (волевой).
Именно данные компоненты лежат в основе программы, все мероприятия для ребят интересные, интерактивные, культурно-просветительные, массовые, личностно-ориентированные.
Юношеский возраст студентов (от 16 до 21,22 лет) является благоприятным этапом для развития этнического самосознания личности, так как он является ее завершающим периодом. На данном этапе укрепляется самоопределение юношей и девушек, мотивация выбора своей национальности на пути формирования идентичности «Я — гражданин мира». Эмоционально-когнитивный процесс является проекцией на сознание людей существующих этнических связей, и проявляется в виде этнонима, на противопоставлении «мы-они», общности происхождения и исторической судьбы, генеалогических преданиях, представлениях о родном языке и родной земле.
Реализация программы формирования этнического самосознания основывается на следующих принципах: принцип культуросообразности; принцип национальной самобытности; принцип духовности; принцип вариативности; принцип открытости; принцип практико-ориентированности. Опора на вышеперечисленных принципах осуществляется с учетом региональных особенностей: природных, исторических, национально-культурных.
В Хабаровском педагогическом колледже стало уже традицией проводить ряд просветительских событий, посвященных вопросам сохранения и развития языкового многообразия как средства выражения духовного и материального наследия народа. Формы разнообразные: виртуальные экскурсии, праздники родного языка, сотрудничество со студенческим национальным клубом ПИ ТОГУ, участие в мероприятиях города, посвящённые проблемам адаптации полиэтнической молодёжи в условиях Дальневосточного региона.
Период активной реализации проблемы формирования этнического самосознания в условиях этнокультурного образовательного пространства продолжается с 2011 года, он включает в себя диагностический, формирующий, аналитический и рефлексивный этапы. С февраля 2018 года ХПК реализует очередной проект в формате участия в краевом инновационном комплексе «Реализация модели готовности будущих педагогов к сохранению языковой культуры в полиэтнической образовательной среде», как составляющая проблемы формирования этнического самосознания.
Только за 2017-1018 проведено около 20 мероприятий. В качестве примера остановимся на некоторых образовательных событиях:
- Участие в сентябре 2017года в г. Москве в отборочном этапе московского открытого конкурса детского творчества "Билингва", где три студента стали дипломантами 1, 2 и 3 степеней за искренность, передачу этнографических особенностей края и любовь к родному языку. Организация исполнитель конкурса "Билингва" в 2017 году – АНО Центр содействия межнациональному образованию "Этносфера".
- Участие в празднике родного языка "Родной язык — душа народа" с литературно-музыкальной композицией «Мы за развитие родного языка - культурного наследия нации». Организатор мероприятия ― Дальневосточная государственная научная библиотека.
- Реализация творческого проекта «Живая нить времени», награжденный дипломом победителей 1 степени регионального конкурса научно-исследовательских, методических и творческих работ «Мой край - моя Россия». В форме этнографического экскурса с элементами театрализации обучающиеся рассказывают о своей малой родине, знакомят с лучшими произведениями своего этноса, демонстрируют знания традиций и обычаев. Обязательным этапом мероприятия является проведение народных игр, забав с выполнением оберега или игрушки своими руками.
- Ежегодная дискуссионная площадка "Родное слово", участниками которой становятся студенты и преподаватели колледжа, Тихоокеанского государственного университета, ученики МАОУ НОШ "Первые шаги». Изучали Атлас исчезающих языков мира, где указано, что в России 136 языков находятся в опасности, рассказывали стихи на родном языке, обменивались интересными традициями и обычаями. Участниками встречи определен основной вопрос дискуссии: "Как сохранить языковое многообразие на Дальнем Востоке?", разработаны образовательные модели, направленные на сохранение культуры и языка.
- Студентка специальности «Преподавание в начальных классах» Бельды Марина (руководитель: Шулик И.В.) составила социально-значимый проект "Сохранение языковой культуры народов Приамурья», представленный в Комитет по молодежной политике Правительства Хабаровского края. Цель проекта: систематизация и апробация моделей внеурочной деятельности будущими педагогами, направленную на сохранение языковой культуры коренных малочисленных народов севера и других народов, проживающих в полиэтнической образовательной среде Дальневосточного региона.
Задачи проекта: формирование устойчивого интереса к языковой культуре родного края, народа; формирование у студентов положительной мотивации к краеведческой, познавательной и поисково-исследовательской деятельности через нравственно - эстетическое сопереживание; создание творческих продуктов в форме виртуальных экскурсий, сборников детских произведений народов Приамурья и других народов, проживающих в Дальневосточном регионе; формирование организаторских и коммуникативных умений, умения работать в коллективе и команде.
Основным направлением деятельности по созданию такой среды станет этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, через организацию внеклассной и внеурочной деятельности по освоению национальной культуры и духовного наследия нанайцев.
Реализация концептуальных идей проекта "Сохранение языковой культуры народов Приамурья" приведет к созданию открытой профессионально-образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение личностных потребностей в познании культурного наследия родного края, формирование общих и профессиональных компетенций студентов посредством сетевого взаимодействия участников образовательных отношений, педагогов образовательных организаций разного уровня.
Направления проекта: научно-методическое обеспечение: научно-исследовательская работа по изучению языковой культуры родного края; методическая разработка внеурочного мероприятия; материально-техническое обеспечение: интеграция интеллектуальных и творческих ресурсов.
Для обучающихся общеобразовательной организации: сформированные личностные мотивы для изучения культурного наследия родного края, родного языка у обучающихся из числа детей разных национальностей.
Для обучающихся педагогического колледжа:
сформированные этнокультурные компетенции у будущих учителей начальных классов в области воспитания и обучения детей в полиэтнических условиях Дальневосточного региона;
организация инновационной, исследовательской работы на основе деятельности проекта;
создание интерактивных результатов деятельности в форме виртуальной экскурсии, сборника народного творчества для детей младшего школьного возраста.
Таблица 1
Дорожная карта проекта
п/п |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Анализ социального – значимых потребностей студентов колледжа |
Январь 2018г. |
2 |
Разработка проекта, формирование его целей и задач проекта |
Февраль 2018г. |
3 |
Разработка и проведение в общеобразовательных организациях города Хабаровска внеурочного мероприятия в форме экскурсии "Живая нить времени". |
Март - декабрь 2018г. |
4 |
Разработка виртуальной экскурсии "Сокровища Дальнего Востока": видео - эссе «Моя малая Родина»; истории, рассказы, стихи «Расскажу о своём народе» |
Сентябрь -декабрь 2019г. |
5 |
Разработка интерактивного сборника "Устное творчество коренных малочисленных народов севера и других народностей, проживающих на Дальнем Востоке»" |
Январь - апрель 2019 |
6 |
Разработка и реализация студентами интегрированного творческого проекта "Обряды и традиции славянской культуры» |
Март - май 2018г. |
7 |
Создание и обобщение опыта на студенческих научно-практических конференциях, публикациях |
Январь - апрель 2019г. |
8 |
Дискуссионная площадка "Родное слово Приамурья", приуроченная к Международному дню родного языка, 21 февраля КГБ ПОУ ХПК - ФГБОУ ВО ТОГУ – ДВГНБ |
21 февраля 2018г., 2019г |
9 |
Участие в деятельности студенческого этноклуба "Диалог культур» на базе "Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша |
В течении всего периода реализации проекта |
10 |
Участие в методическом семинаре для учителей Хабаровского края и студентов колледжа "Методология лингвистического образования детей-инофонов в начальной школе" проведенного в рамках краевого конкурса "Каллиграф» |
Апрель, май 2018, 2019 |
11 |
Организация тематического секционного заседания в рамках проведения региональной научно – практической конференции для преподавателей, студентов и учителей 2018г., 2019г. на базе КГБ ПОУ ХПК |
Сентябрь 2018г., 2019г. |
12 |
Разработка инструментария обратной связи по итогам взаимодействия с обучающимися |
Май-июнь 2018г. |
13 |
Организация студенческой научно-исследовательской деятельности в форме курсовых, выпускных квалификационных работ по теме проекта |
Апрель - май 2018 г., 2019 г. |
14 |
Участие в творческих мероприятиях Хабаровского с целью пропаганды и ознакомления культурного наследия Хабаровского края |
В течение всего периода реализации проекта |
15 |
Информационно-методическое распространение опыта на сайте колледжа |
В течение всего периода реализации проекта |
16 |
Анализ и отчет работы по проекту |
Декабрь 2018г. |
17 |
Участие с материалами проекта в региональном студенческом фестивале "Студенческая весна - 2019" |
Апрель 2019г. |
18 |
Организация и проведение студентами специальности «Педагогика дополнительного образования» мастер-классов «Амурский завиток» для обучающихся общеобразовательных организаций |
В течении всего периода реализации проекта |
19 |
Диссеминация опыта и результатов реализации проекта в форме разработанных сценариев и публикаций |
Январь - апрель 2019г. |
На этапе рефлексии каждого мероприятия, обучающиеся высоко оценивают уровень удовлетворенности, студентам нравится работать в команде, организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.
Важным итогом комплекса просветительских событий, реализации программы «Диалог культур» является осознание значимости сохранения языкового многообразия как основы национального самосознания, духа и культуры народа. формирование понимания ценности сохранения языков как носителей культурных традиций народа, залога поликультурности мирового сообщества, создание условий для самореализации одаренной молодежи, повышения их социальной и творческой активности. Таким образом, этническое самосознание, как и любая форма самосознания, формируется стихийно, в процессе личности, в то же время осознание принадлежности к определённой этнической общности становится одним из первых проявлений социальной природы человека. В этом случае поликультурное образовательное пространство выступает как среда педагогической поддержки личности учащихся, которая призвана сохранять традиции, ориентировать на разнообразие и открытость в отношении культур разных народов, формировать у обучающихся способность принятие и бережное отношение к традициям и обычаям разных национальностей. Во всех этих процессах важнейшая роль принадлежит педагогу.
Литература:
- Громова Е.М. О проблеме этнокультурной идентичности в современном образовании //Современные проблемы науки и образования.2012. № 4
- Дугарова Т. Ц. Этническое самосознание подростков в условиях изменяющейся России. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2005. – 215с.
- Посмитная С.Л. Край, в котором я живу: Программа и методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу / С.Л. Посмитная. — Хабаровск: Частная коллекция, 2004. — 100 с.