Движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) (далее – WSR) представляет собой модель профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций общего и профессионального образования, развития профессиональных компетенций и обеспечения мотивации к их формированию в образовательных организациях общего и профессионального образования с использованием современных образовательных и информационных технологий.
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что психологическая подготовка важна для участника, так как он ощущает поддержку и это помогает сконцентрироваться на данном чемпионате. Это дает ему личностный ресурс для саморегуляции своего поведения, повышает мотивацию к саморазвитию в процессе подготовке. Поэтому необходимо организовать систематическую психологическую подготовку конкурсантов в профессиональных образовательных организациях. Противоречие проблемы исследования: между высокими требованиями к уровню сформированности общих и профессиональных компетенций участников чемпионата WSR и недостаточно сформированным состоянием их психологической готовности к соревновательным испытаниям, что позволило нам определить методологический аппарат исследовательской деятельности.
Объект исследования: процесс формирования психологической готовности участников чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Хабаровского края по педагогическим компетенциям. Предмет исследования: практические направления и методы процесса формирования психологической готовности участников чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Хабаровского края по педагогическим компетенциям. Цель исследования: теоретическое изучение особенностей психологической готовности, и систематизация практических методов и приемов формирования личностных ресурсов у участников чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Хабаровского края по педагогическим компетенциям. В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение, что системная практическая деятельность в ходе реализации программы психологического сопровождения «ПроеКТОриЯ» будет способствовать формированию успешной психологической готовности участников WSR.
Изучению проблемы формирования психологической готовности личности к участию в соревновательной деятельности посвящен ряд исследований таких авторов, как: А.Ц. Пуни, А.В. Алексеева, Е.П. Ильина, А.Л. Попова. Проблемами развития лидерского потенциала и стрессоустойчивости занимались А.Л. Уманский, С.В. Субботин, Б.X. Варданян, А.В. Воронина. Обобщив различные подходы к понятию психологической готовности, можно дать следующее определение: под психологической готовностью участников WSR понимается новообразование субъекта деятельности, представляющее собой системное проявление психологических знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность соревновательного процесса.
Формирование психологической готовности идет через развитие системы ее структурных компонентов: гносеологического, деятельностного и личностного, которые представлены в направлениях и методах практической подготовки участников.
Таблица 1
Структура психологической готовности участников WSR
Компоненты |
Содержание компонентов |
Критерии |
Гносеологический |
Совокупность психологических знаний, способствующих эффективному взаимодействию участников WSR |
Уровень психологической грамотности |
Деятельностный |
Владение психологическими умениями, помогающими реализации коммуникативного компонента участников WSR |
Способность участника использовать психологические знания при реализации коммуникативных функций во время соревновательной деятельности |
Личностный |
Согласованность профессионально значимых личностных качеств, способствующих реализации успешного взаимодействия участника со всеми участниками соревновательного процесса |
Сформированность профессионально значимых личностных качеств участников WSR |
Для подготовки к напряженным условиям соревнований требуется применять систему разнообразных психологических воздействий, которые должны сопровождать все виды тренировок: интеллектуальную, эмоциональную, тактическую. В основном участники WorldSkills это молодежь в возрасте от 16 до 22 лет, поэтому при выборе форм и методов формирования мотивации необходимо учитывать возрастные особенности: динамичные жизненные ценности, зависят от ситуации, не стабильны; волевая регуляция неустойчива, необходимы дополнительные стимулы; противоречие между «Я-реальное» и «Я-идеальное»; «Образ Я в профессии как ценностный ориентир» носит обобщенный характер.
Нами определены направления формирования положительной мотивации студентов к участию в WorldSkills: личность педагога, тренера, компатриота, к которому у частника должно быть доверие, уважение на основе профессиональных и личностных факторов; развитие внеаудиторных форм работы: тренинги, практикумы на базе школ, детских садов. Интерактивные технологии обучения; индивидуальная и коллективная проектная деятельность, построение индивидуальных образовательных траекторий; формирование лидерских качеств, стремления к успешности, профессионального стратоплана, стрессоустойчивости.
На первоначальном этапе практической работы со студентами рассматриваются перечень навыков soft-skills, hard-skills и способы их развития.. Hard-skills - (англ. «жесткие» навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hards-kills необходимо усвоить знания, умения и навыки, одним словом – ремесло. Soft-skills - (англ. «мягкие» навыки) компетенции, их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. К основным методам процесса формирования психологической готовности относятся: индивидуальный план развития, методы развития навыков, методы развития навыков, пользование обратной связью, фоновые задания, самокоучинг, навыки планирования и управления временем, лидерство и командная работа, публичные выступления и презентации, проектное мышление.
Практический этап формирования психологической готовности участников чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) Хабаровского края включал в себя 2 месяца октябрь-декабрь 2017 года включал в себя три этапа: обработка первичной оценки у участников мотивационной и эмоциональной готовности; участие в разработке и проведении тренингов; анализ результативности реализации программы психологической подготовки. Основываясь на содержании психологической готовности, мы исследовали факторы привлекательности участия в WSR, организованности и умения сотрудничать, эмоциональную сферу. С этой целью осуществлен подбор комплекса диагностических методик: анкета «Мотивы участия студентов в соревновании»; методика «Диагностика уровня тревожности» (Б.Н. Филлипс); графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова); методика «Дерево»(Автор Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко)
Обобщив все данные, проанализировав их, мы выделили, условно, три уровня сформированности психологической готовности: высокий, достаточно сформированный и недостаточно сформированный уровень.
Рис. 1. Уровень психологической готовности участников V чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Хабаровского края по педагогическим компетенциям
На основании полученных результатов определилась структура мотивационных комплексов испытуемых. Полученные результаты свидетельствуют о том, что 2 (22%) человека имеющие низкий результат психологической готовности, они не уверены в достаточной сформированности личностных качествах для соревновательных испытаний, преобладает мотивация в социальных достижениях, имеют высокий уровень тревожности. Один человек (11%) с высоким уровнем обладает достаточным уровнем самооценки, желает пополнить портфолио достижений, считает участие в соревновании профессиональным лифтом в карьерном росте. Шесть человек с достаточно сформированным уровнем готовности свидетельствует об объективной самооценки личностных и профессиональных качеств, желании участвовать в соревнованиях, но имеющих потребность в поддержке и накоплении психологического ресурса. Личный вклад студента - исследователя на данном этапе состоит в личном участии в диагностических методиках и обработке данных, с учетом основных принципов: «не навреди» и «не разглашении данных исследования».
Преподавателем психолого-педагогических дисциплин Ириной Викторовной Шулик была составлена программа психологической подготовки участников и компатриотов V регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) Хабаровского края по компетенциям: «Дошкольное воспитание», «Преподавание в младших классах», «Преподавание музыки в школе» «ПроеКТОриЯ», апробацию в которой студент-исследователь данной статьи проходила в качестве участника V регионального чемпионата по компетенции «Преподавание в младших классах».
Цели программы: содействовать индивидуализации процесса профессиональной подготовки участников и компатриотов V регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) Хабаровского края; создать состояние психологической готовности у участников и компатриотов к выступлению на чемпионате.
Методы и формы проведения обучения: интерактивные; тематические рекомендации; практические упражнения и задания; кейсы, видео, анализ; индивидуальная работа участников с сопроводительными материалами; работа в малых группах, обмен опытом участников, постоянная обратная связь.
Таблица 2
Фрагмент содержания программы психологической подготовки «ПроеКТОриЯ» (профессиональный стартап)
№ |
Тематика встреч |
1 |
Диагностика участников. Цель: определение уровня психологической готовности выявление устойчивых профессионально важных склонностей, стрессоустойчивости, составление психологического портрета личности. |
2 |
Тренинг «Формула успеха». Цель: формирование положительной мотивации к участию в национальном чемпионате, личному развитию, лидерских качеств. |
3 |
Тренинг «Команда стартап». Цель: развитие навыков взаимодействия в команде, лидерских качеств взаимодействия с волонтерами и другими субъектами конкурса. |
4 |
Тренинг «Teamskills». Цель: формирование навыков саморегуляции, самокоучинга, этики поведения во время соревнования. |
5 |
Практикум «Ораторское искусство. Сценические навыки». Цель: формирование навыков публичного выступления, обучение приемам речевой разминки, развитие речевых компетенций. |
6 |
Практикум «Публичное выступление». Цель: подготовка и проведение самопрезентации, обучение приемам речевой разминки. Знакомство с методами коррекции скованности и волнения перед выступлением. |
7 |
Тренинг «Поверь в себя». Цель: формирование навыков управления временем, развитие стрессоустойчивости, применение техники дыхания (участие компатриотов). |
8 |
Индивидуальные консультации (по запросу) |
На последнем занятии была проведена контрольная диагностика
Контрольный этапКонстатирующий этап
Рис. 2. Сравнительный анализ уровня психологической готовности участников V регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Хабаровского края по педагогическим компетенциям
Двое участников с низким уровнем психологической готовности перенесены исследователем на достаточно сформированный уровень исследования. Двое участников со средним уровнем условно перенесены на высокий уровень исследования, что демонстрирует положительный этап апробации. Основные компоненты психологической готовности проявлялись в ходе психологической подготовки и на непосредственно чемпионате: повысился уровень психологической грамотности; участники соревнований использовали психологические знания при реализации коммуникативных функций во взаимодействии со всеми субъектами процесса: волонтерами, соперниками, экспертами; уровень профессионально значимых личностных качеств проявился в собранности, саморегуляции и самоменеджменте участников WSR в процессе соревновательных действий. Все девять участников WSR, представители Хабаровского педагогического колледжа не просто познакомились с друг другом, а стали одной командой, искренне болели друг за друга, поддерживали, радовались успехам друг друга. Результатом комплексной подготовки тренеров, компатриотов стали победы всех девяти участников, они заняли 1,2,3 места в соревнованиях по педагогическим компетенциям.
Литература:
1. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 301 с.
2. Пуни А.Ц. О психологической разведке в подготовке к соревнованию, Спортивная психология в трудах отечественных специалистов под ред. И. П. Волкова. СПб.:Питер, 2002. 246-250 с.