История жизни Кузьмина Г.И. как участника освоения и развития Российского Дальнего Востока в первой половине XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Силин, Р. Е. История жизни Кузьмина Г.И. как участника освоения и развития Российского Дальнего Востока в первой половине XX века / Р. Е. Силин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.1 (232.1). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53991/ (дата обращения: 20.12.2024).



Изучая историю, мы уделяем внимание, как правило, крупным историческим событиям, великим деятелям. Но история любой страны – это, прежде всего, история развития общества, обычных людей, простого народа. Ни одно великое свершение не смогло бы произойти без их участия. Легендарная судьба моего прадеда - это маленькая толика в истории всей страны, которая может раскрыть что-то общезначимое и важное для понимания исторического освоения и развития Российского Дальнего Востока.

Это и определило тему моего исследования, ее хронологические рамки, цели и задачи.

Актуальность, выбранной темы заключается в том, что любовь к родной стране начинается с любви к родному краю. Но мало говорить «Я люблю свою малую родину». Любовь должна быть действенной, и то немногое, что мы в своём возрасте можем сделать – это изучение истории родной земли, знакомство с людьми, чьи «дела не сотрут столетия».

2018 год – год 73 годовщины Великой Победы. Об участии лазовцев (жителей района имени Лазо, Хабаровского края) в Великой Отечественной войне мы говорили на разных мероприятиях в школе и в техникуме, а вот о том, какой вклад внесли в Победу жители таёжного села Гвасюги района имени Лазо, знают немногие. Я хочу поведать историю жизни моего прадеда Кузьмина Георгия Ивановича первого учителя удэгейцев, фронтовика и просто хорошего человека. На основе воспоминаний старших родственников, семейного архива, понять, как отразились ключевые события, происходившие в первой половине ХХ века на Российском Дальнем Востоке, на историю жизни отдельно взятого человека – моего прадеда Кузьмина Г.И..

Район имени Лазо Хабаровского края был образован 1 апреля 1935 года на основании Постановления исполнительного комитета СССР № 151 от 1 апреля 1935 года. А раньше на его территории существовало две волости: Полётнинская волость - резиденция с. Полётное, Киинская волость - резиденция с. Переяславка.

G:\работа Силин\Кузьмин Г.И\img554.jpg

Рисунок 1. Кузьмин Г.И.

По всей территории нашего района почти до конца прошлого века стояла сплошная тайга. В богатых дальневосточных лесах обитало большое количество различных видов животных и птиц. Все это привлекало безземельных крестьян Украины и Белоруссии, рождались легенды о вольной жизни. И хотя первые русские поселения на территории будущего района имени Лазо появилось в середине XIX века, его активное развитие началось в 1906 – 1917 гг. Наиболее интенсивное заселение территории проходило с 1905 по 1910 годы, в это время в район вселилось 61% всего числа переселенцев до 1917 года.

К 1914 году были построены села выходцами с Украины и Белоруссии: Сергеево-Михайловское, Екатеринославка, Михайловка, Бичевая, Каменец-Подольское, Могилевка, Гродеково, Георгиевка, Марусино, Соколовка, Жуково-Петровичи, Прудки, Полетное, Святогорье, Кондратьевка.

Вот и мой прадед Кузьмин Георгий Иванович родился 3 мая 1916 года в селе Святогорье района имени Лазо Хабаровского края в большой семье переселенца из Белоруссии крестьянина – бедняка.

В 14 лет юноша вступил в комсомол, а затем поступил на учебу в школу крестьянской молодежи в Переяславке.

Закончив педучилище, с 16 лет Георгий Иванович был назначен учителем в Святогорскую школу, а в 17 его направили в удэгейское стойбище Джанго (так раньше называли село Гвасюги) – учить грамоте местных детей. Некоторым первоклассникам, которых он собирал по стойбищам Матая, Кафэна, Катэна, Чукена, Сукпая, и вез на лодке в школу, было уже по 20. С длинными, завернутыми косами, важно покуривая трубки, смуглолицые парнишки снисходительно посматривали на худого, длинного «луса», объясняющего им прелести цивилизации. Ночью, они тихонько скатывались с кроватей, застеленных белыми простынями, и умащивались на полу - так велит их бог Земли, от которой нельзя отрываться удэгейцу. Другие так же тихо удирали в родное стойбище на оморочках. И учитель, вновь ехал за ними, хотя шаманы были сильно против учебы детей. Было дело, что даже стреляли Георгию Ивановичу в окно — предупреждали. И в открывшуюся больницу жители не хотели идти, и рожать в ней женщины боялись. Все это прошло через сердце моего прадеда.

Всего себя мой прадед посвятил удэгейцам. У него была прекрасная память, и по ночам он тетрадь за тетрадью описывал свою удивительную жизнь в Гвасюгах, быт, нравы, обычаи лесного народа, которого любил всей душой… Кстати, одна тоненькая, старая тетрадь прадеда с дневниковыми воспоминаниями о его первых днях и месяцах в удэгейском стойбище Джанго, написанная живым образным языком (чувствуется творческая жилка), вместе с папками фотографий она хранится в районном музее. Читать ее – одно удовольствие.

Исторической родиной район Лазо для удэгейцев не является. Освоение и заселение района имени Лазо Хабаровского края коренными народами - удэгейцами, гольдами, нанайцами начинается с территорий рек Уссури, Хор, Кия, Сукпай. Крупных поселений они не возводили, кочевали, обитая во временных стойбищах, занимаясь охотой, рыбной ловлей. Так продолжалось много веков. Нелегок был их труд, сурова борьба за существование.

В 1932 году в самом сердце тайги, в месте слияния трех рек – Гвасюгинки, Булинки, Хора, было основано стойбище Гвасюги. Постепенно оно стало центром, который объединил для оседлой жизни два кочевых рода удэгейцев – Кимонко и Кялундзюга. Поначалу там, где сегодня проживает около трехсот человек , было всего лишь несколько юрт и два деревянных дома.

Советским правительством был создан специальный орган по защите интересов малых народностей – Комитет Севера и принят закон о снабжении этих народностей кредитами, развернута государственная и кооперативная торговля. В самых глухих уголках тайги были открыты культурные базы, библиотеки, медпункты, клубы, школы-интернаты.

Мой прадед Георгий Иванович вместе со своим другом Анатолием Яковлевичем Масленниковым начали учить удэгейцев грамоте. Поселились в стойбище Джанго, где была открыта небольшая школа – интернат. Но обучать приходилось не только детей, но и взрослое население, которое было безграмотным.

G:\работа Силин\Кузьмин фото\DSC_7078.JPG

Рисунок 2. Экспозиция краевед. музея р-на им. Лазо, п. Переяславка

Преподавать грамоту удэгейцам было сложно, так как ребята не привыкли сидеть на месте. Когда учитель входил в класс, то видел такую картину: одни ребята сидели на подоконнике, другие бегали по двору со стрелами. Чтобы привлечь детей и заинтересовать их, Георгий Иванович брал в руки балалайку, садился посредине класса и начинал играть. Дети внимательно слушая музыку рассаживались по местам. И когда все успокаивались – начинал урок.

Он был самоучкой и освоил музыкальную грамоту без посторонней помощи. Свою любовь к музыке и искусству он привил как своим детям, так и маленьким гвасюгинцам. Эти музыкальные инструменты до сих пор хранятся в нашей семье (часть передана в дар районному музею п. Переяславка).

Появление в Гвасюгах Георгия Ивановича повлияло на судьбу некоторых молодых удэгейцев, которые впоследствии стали известными писателями Дальнего Востока.

Джанси Кимонко, учась в институте в г Ленинграде, впервые обратился к литературному творчеству, и из-под его пера вышло несколько стихотворений на удэгейском языке. Среди них - «Песня», «Я - сын удэгейского народа» и другие. Вскоре эти стихи стали текстами песен, которые распевала удэгейская молодёжь. Из под пера Джанси Кимонко вышла повесть «Там где бежит Сукпай», где передаются пути национального возрождения малочисленного народа, человек и природа, духовная культура детства удэгейского ребёнка.

В 1932 году на реке Хор были созданы три колхоза: на Чукене – «Первая пятилетка», на Джанго – имени Ильича и в Гвасюгах – «Ударный охотник». С организацией колхозов изменилась и жизнь коренных народов.

Шли годы утверждения новой жизни в тайге. Но грянула Великая Отечественная война. Десятки жителей села Гвасюги ушли на фронт. Таёжные следопыты стали снайперами, разведчиками, танкистами.

«32 молодых удэгейца находятся в рядах Красной Армии. Это значит в колхозе стало меньше на 32 охотника. Но у тех, кто остался, прибавилось сил…Далеко от фронта мы живем, но мы знаем – каждый из нас боец всенародной армии…». Получил повестку на фронт и мой прадед – учитель Кузьмин Г.И. Из писем к своей сестре Анне Ивановне, учителю местной школы, я узнал, о любви гвасюгинцев к Родине, которую впервые в истории удэгейцы защищали с оружием в руках.

Из повести Джанси Кимонко мне стало известно, что среди удэгейцев были мастерицы, которые шили унты для Главнокомандующего. Унты получались огромные, прямо-таки на богатыря. Еще бы! В представлении удэгейцев «сагды-сагды занче» (самый большой начальник, вождь) должен быть великаном. Все время шили теплые рукавицы для бойцов действующей армии. При Анатолии Яковлевиче Масленникове (прим. автора: друг моего прадеда с которым начинал обучать удэгейский народ) стали посылать подарки на фронт… это готовили удэгейские мастерицы. На вопрос охотников: «Почему раньше удэгейцев не брали в армию, а теперь берут?», - друг моего прадеда говорил о том, что раньше удэгейцы были темные, неграмотные, а сейчас они заканчивают семилетку, могут быть неплохими командирами. И когда пришла страшная весть в село: «Уали! (Война!) Фашист напал!»,- из Гвасюгов отправились первые призывники, в том числе и Джанси Батович Кимонко. Охотник Сидимба, из белорусских лесов писал «Я не пожалею свою остатнюю костячку – жизнь, а если надо, то погибну за одно большое, народное сердце». А Василий Каляндзюга, сын знаменитого катэнского охотника Дзолодо, про которого говорили, что через воду и огонь проведет, с детства приученный к остроге и оружию, побывал и в Румыни, и в Польше, и в Германии. «Спрашиваете, как за границей? - говорил он. – Ну что Берлин? Город большой, а дома все в одну серую краску, темные. Чужой город. И вообще за границей совсем не то. Каждый оттуда домой рвется».

Прадед не особо любил вспоминать фронтовые будни, говорил только, что, мол, было очень страшно — даже вспоминать о ней не хочет, что японцы травили их газами и что на войне он чуть не лишился зрения и уж тем более, что служил в годы войны на легендарной подлодке «Щука», но спустя много лет мне все же удалось кое-что выяснить.

На службу Георгий Иванович призвался в сентябре 1940 года. С отличием окончил учебку, и трюмным машинистом был направлен в бригаду подводного плавания на подлодку «Щука», на которой и прослужил всю Великую Отечественную.

В 1945 году участвовал в разгроме японской армии в составе десантных войск.

Во время службы в Порт-Артуре познакомился со своей будущей женой Лидией Алексеевной. Их встреча была необычной. Георгий Иванович увидел в небе парашютистов, среди которых, как оказалось была его будущая супруга. Он часто повторял, что поймал невесту, спускающуюся с неба, и больше никогда не отпускал.

Лида была родом из Пермской области. После семилетки девушка поступила в Пермский техникум связи, который с отличием закончила в качестве радиста десантно-полевого отряда. А в 1945 году полк связи, где служила Лида, был переброшен на Дальний Восток, где она и познакомилась с Георгием Ивановичем. Там же в Порт-Артуре они сыграли свадьбу.

После демобилизации, в 1948 году, Георгий Иванович вернулся в Гвасюги уже со своей семьей. К тому времени у святогорского парня за плечами было хорошее для тех лет образование — Переяславская школа крестьянской молодежи (ШКМ), учительство в удэгейском стойбище. «Комсомол поручил нам быть Маклаями (от Миклухо-Маклая) среди этого маленького, загадочного, оригинального народа удэ», — писал в своих воспоминаниях прадед [1]. Прожили они вместе с Лидией Алексеевной 47 лет вместе, деля горести и радости пополам. С Лидой, которую он, любя, называл милочкой, они родили и воспитали 11(!) детей. Им и внукам она, мать-героиня, посвятила свою жизнь. А когда серьезно заболела и слегла, 10 лет за верной подругой жизни ухаживал сам Георгий Иванович.

Георгий Иванович много писал о жизни и быте односельчан, часто печатался в районной газете. В нашей семье сохранились некоторые рукописи.

43 года прадед проработал учителем в школе.

Кузьмин Георгий Иванович имеет следующие награды: орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Японией», «Медаль Жукова», «20 лет победы в Великой Отечественной войне», «40 лет победы в Великой Отечественной войне», «50 лет вооруженных сил СССР», «70 лет вооруженных сил СССР».

В 2011 году прадед был посмертно принят в члены ветеранской организации подводников района имени Лазо «Боевое братство». На собрании ветеранов-подводников удостоверение было торжественно вручено моей бабушке Силиной Галине Григорьевне. За свою трудовую деятельность медаль «За доблестный труд», «Ветеран труда».

Мой прадед Кузьмин Георгий Иванович был честным, правдивым человеком. За советом к нему обращались не только дети и молодежь, но и старики. Каждого он выслушивал, обязательно что-то советовал, чем мог, тем и помогал. Он пользовался огромным авторитетом и уважением.

Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?», рассматривая фотографии в старом семейном альбоме, обращает внимание на выцветшие черно-белые фотографии незнакомых людей. Очень хорошо, если многие из нас задумаются о том, кто эти люди. Но многие из моих ровесников чаще всего могут просто безразлично перевернуть на следующую страницу, не вникая в важную память своей семьи. А ведь это наши предки, их кровь течет в наших жилах, и многие из них были славными людьми.

Именно таким человеком и был мой прадед Кузьмин Георгий Иванович.

В заключении хочется сказать, что работа открыла для меня совершенно незнакомую страницу истории моего района. Благодаря ей, мне удалось заглянуть в далёкие годы и проследить путь моей семьи, моего предка.

В настоящее время идет процесс переоценки ценностей, возрождения гражданских, патриотических взглядов и убеждений. Чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей. С детства любовь к Родине и к своему семье должно закладываться родителями, а в дальнейшем развиваться и во всех образовательных учреждениях. Я убежден, что воспитание Человека с большой буквы должно строиться на конкретной исторической почве, семейных традициях, культурных ценностях, любви к родным местам, на стремлении к укреплению чести и достоинства Родины, готовности и умении ее защищать.

Литература:

  1. Гордое имя – лазовцы: к 50-летию района имени Лазо. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1985 г.
  2. Кимонко Джанси. Там, где бежит Сукпай. Повесть. Пер. с удэгейского. М., «Современник», 1974 г. 221 с.
  3. Материалы из архива Муниципального бюджетного учреждения культуры «Краеведческий музей муниципального района имени Лазо».
  4. Материалы из личных архивов семьи Силиных муниципального района имени Лазо.
Основные термины (генерируются автоматически): мой прадед, Великая Отечественная война, Хабаровский край, Георгия, район имени Лазо, удэгеец, удэгейское стойбище, Дальний Восток, крестьянская молодежь, Российский Дальний Восток.


Похожие статьи

История демографического развития Севастополя в 1783–1926 годах

Актуальные вопросы развития проблемы самообразования школьников в научных трудах 60–80-х годов ХХ века

История развития отечественного политехнического образования (конец XIX — начало XX в.)

Из истории развития рыбной промышленности на Тюменском Севере в 1920-е годы

Вопросы воспитания и обучения в наследии русских педагогов конца XIX — начала XX веков

Исторические аспекты использования женского труда в сфере государственного аппарата управления России в начале XX века

Воспитание донских казаков на рубеже конца XIX — начала XX веков

Историография становления библиографического дела в Узбекистане (конец XIX — середина XX в.)

Правовое положение и деятельность новгородской адвокатуры в 1980 гг. ХХ века

Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия

Похожие статьи

История демографического развития Севастополя в 1783–1926 годах

Актуальные вопросы развития проблемы самообразования школьников в научных трудах 60–80-х годов ХХ века

История развития отечественного политехнического образования (конец XIX — начало XX в.)

Из истории развития рыбной промышленности на Тюменском Севере в 1920-е годы

Вопросы воспитания и обучения в наследии русских педагогов конца XIX — начала XX веков

Исторические аспекты использования женского труда в сфере государственного аппарата управления России в начале XX века

Воспитание донских казаков на рубеже конца XIX — начала XX веков

Историография становления библиографического дела в Узбекистане (конец XIX — середина XX в.)

Правовое положение и деятельность новгородской адвокатуры в 1980 гг. ХХ века

Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия

Задать вопрос