В среднем за год каждый житель России примерно 130 раз пользуется услугами городского пассажирского транспорта. Уровень организации пассажирских перевозок имеет большое влияние на социальную и экономическую сферу жизнедеятельности людей. Но к сожалению, в большинстве своём организация пассажирских перевозок оставляет желать лучшего. Главной причиной возникающих проблем в пассажирских перевозках является отсутствие чётко сформулированного и комплексного подхода к организации непосредственно перевозок. В Российской Федерации каждый субъект по-своему решает, как и каким образом будет развиваться общественный транспорт. Сложившуюся ситуацию нельзя игнорировать и необходимо менять.
Какая же сейчас ситуация с пассажирским транспортом в Хабаровске?
Первый автобус в Хабаровске появился в 1923 году, а регулярные перевозки стали осуществляться с 1924г. В настоящее время у нас имеется 27 организаций которые занимаются городскими пассажирскими перевозками и всего одна из них муниципальная. Кроме того, в 2017 году единственное муниципальное предприятие «ХПАТП-1», занимавшееся пассажирскими перевозками, обанкротилось и переформировалось в городской электрический транспорт или сокращённо «ГЭТ».
Надо отметить, что качество услуг по перевозке пассажиров не улучшилось, а цена проезда увеличилась. Сейчас стоимость проезда составляет 26 рублей, а в вечерние время 30р. Многие жители Хабаровска жалуются, что стоимость проезда в автобусе слишком большая, особенно такая ситуация не устраивает пенсионеров и студентов.
Помимо этого, была произведена закупка новых автобусов от корейских и российских производителей, автобусы, работающие на газовом топливе и на бензине. Новые корейские автобусы в зимнее время показали себя не с лучшей стороны, они просто не рассчитаны на дальневосточные и морозы многие ломались, прямо на дороге, у некоторых не открывались двери из-за чего возникали заторы на выходе, а также из-за этого были существенные подвижки в расписании. А летом обнаружились проблемы и у автобусов от российского производителя, в нём не было возможности открыть окна, из-за чего в салоне было очень жарко и душно.
Так же существует сайт bus27.ru, с помощью этого сайта можно узнать информацию о приближающемся автобусе, его месте нахождения и времени прибытии на определённую остановку. Помимо этого, у сайта есть приложение для смартфонов на базе ios или android. Сайт недавно вышел из тестового режима и выяснилось, что программа отслеживает маршруты только муниципальных автобусов, которые составляют меньшую часть от общего объема пассажирского городского транспорта, что делает данную программу мало эффективной.
Для того что бы выявить проблемы пассажирских перевозок в Хабаровске был проведён опрос, в ходе которого выяснилось, что основными проблемами для Хабаровчан являются: старый подвижной состав; долгое ожидание автобуса нужного маршрута; переполненность автобусов; некомфортная температура в салоне; отсутствие электронного табло на остановках; опасная манера вождения водителя.
Решением данных проблем администрация города занимается, но не во всех случаях проблема исключается полностью, а если решается, то точечно, что опять же не всегда эффективно.
Один из вариантов комплексного решения части данных проблем — является внедрение Автоматизированной системы управления или АСУ.
Автоматизированная система управления— это комплекс аппаратных и программных средств, а также персонала, предназначенный для управления пассажирскими перевозками в рамках технологического процесса. Для каждого участника перевозочного процесса отводится специальный программный продукт, содержащий отдельные программные модули, которые обеспечивают ролевое ограничение доступа каждого конкретного пользователя системы. Особенность АСУ является возможность варьировать комплекс технических и программных средств в зависимости от основных задач. Полностью готового предложения АСУ пассажирского транспорта на Российском рынке не много. Чаще всего АСУ создаётся как отдельная система на базе какой-либо пассажирской организации
Ярким примером внедрения АСУ в России является Казань. С 2006 года администрация города занимается автоматизированием процесса пассажирских перевозок. На сегодняшний день по данным сайта kazantransport.ru, на городские автобусы установлены 1430 бортовых комплектов АСУ.
Данное АСУ повысило эффективность и качество пассажирских перевозок. Согласно онлайн-опроса комитета по транспорту г. Казани, 80% пользователей городского общественного транспорта оценивают работу положительно. На сегодняшний день Казнь получила высокие оценки специалистов и экспертов транспортной отрасли.
АСУ эффективно показала себя в городе Омске, достигнуты были такие показатели как регулярность движения 92%, выполнения плана рейсов-98,2%. И это важно т.к. данные показатели характеризуют уровень обслуживания пассажиров.
В Хабаровске в конце 2017 года появился один из элементов АСУ — это оплата проезда с помощью терминалов. Около 300 автобусов уже имеют терминалы. Терминал является частью АСУ, но должным образом терминал может себя проявить лишь в комплексе. Устройство, которое установлено на данный момент не может работать без подключения к интернету, это означает что при плохой погоде и связи оплатить проезд будет невозможно. В варианте с АСУ такой расклад событий просто не рассматривается т.к. терминала работает не от интернета.
Так же в формате АСУ безналичный способ оплаты полностью исключает наличие кондуктора, что в свою очередь снижает себестоимость перевозки за счет экономии на заработной плате кондуктора.
Для решения проблем городского пассажирского транспорта необходима следующая комплектация АСУ:
Модули ГЛОНАСС/GPS- Данные модули уже внедрены в пассажирский транспорт, необходимо лишь обеспечить электронное табло на всех остановках города, пока оно существует на единичных остановках.
Терминалы оплаты проезда.
Система видеонаблюдения, работающая в режиме онлайн.
Датчики контроля за уровнем и расходом топлива и давления в шинах.
Датчики учета пассажиропотока.
Тахограф - данное устройство уже внедрено и также активно используется при перевозке пассажиров.
Рация или речевой информатор.
Система безопасности «ЭРА ГЛОНАСС».
Также необходимо создать единый диспетчерский центр контроля за автобусами, куда будет поступать вся информация. С этого центра будет осуществляться управление, координация и корректировка движения автобусов.
Затраты на реализацию на единицу подвижного состава составляют от 10 000 до 20 000 рублей.
Главное преимущество АСУ — это возможность диспетчеров оперативно контролировать и координировать водителей автобусов, что позволит решить такие проблемы как непроизводительные простои транспортных средств, непроизводительные пробеги, низкая регулярность движения, не соблюдение интервалов движения автобусов на линии,
Также при анализе поступающей информации с датчиков учета пассажиропотока можно сделать вывод о правильности подбора подвижного состава, помимо этого пассажиропоток можно исследовать намного эффективнее, преимущество тут использование современных технологий, взамен малоэффективного ручного способа обследования пассажиропотока. Современные технологии в свою очередь реализуются в составе постоянно действующей АСУ мониторинга и анализа фактически выполненных услуг по перевозке пассажиров.
Внедрение АСУ подразумевает объединение всех участников процесса перевозки пассажиров: организатора перевозки, исполнителя перевозки и потребителей, что решает такую проблему как децентрализацию пассажирских перевозок.
Установка автоматизированной системы управления пассажирским транспортом является дорогостоящим удовольствием, но при этом она окупается и в дальнейшем позволяет более эффективно и самое главное качественно осуществлять перевозку пассажиров.
Все проблемы пассажирского транспорта связаны между собой. Пассажиры всё чаще отказываться от общественного транспорта в пользу индивидуального, перевозчики теряют прибыл, и пытаясь сделать перевозки экономически выгодными подымают цену проезда, но не улучшают качество самих перевозок, тем самым отталкивают от себя пассажиров, и тут получается замкнутый круг.
Для решения проблем в городском пассажирском транспорте не хватает систематического подхода. Решение проблем пассажирского транспорта – это задача администрации города и внедрение АСУ – это комплексное решение как для коммерческих перевозчиков, так и для муниципальных.
Литература:
- Транспортный сайт города Казани [Электронный ресурс]. –. Режим доступа: http://kazantransport.ru/proekty/157/
- Заседание президиума Госсовета по вопросам комплексного развития пассажирских перевозок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/55679